Гайд для художников по устройству доспехов: защита ног

Как реалистично изобразить поножи? Из каких элементов они состоят? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами. Первую часть про общее устройство доспеха можно почитать тут, вторую про защиту корпуса — тут.

Продолжаем цикл статей о средневековых доспехах и их нюансах, в этой подробно расскажем про защиту ног.

Защита ног — один из самых сложных элементов рыцарской брони. Наколенники, наголенники и ботинки-сабатоны соединялись в сложную конструкцию, которая не должна была ограничивать подвижность воина и защищать от разных типов урона.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Сабатоны

Сабатоны — это кольчужная или пластинчатая тяжёлая обувь. Напомним, что такая защита не надевалась как современные носки, а покрывала только верхнюю часть стопы и шнуровалась к носку обычной обуви, после чего затягивалась ремнями на стопе. Также сабатоны могли крепиться к нижней части голени через специальные отверстия.

Ряды заклёпок на пластинах сабатонов не декоративные — они обеспечивали подвижность пластин и позволяли рыцарю сгибать стопу.

Голени или наголенники

Гайд для художников по устройству доспехов: защита ног

Голени — это конструкция из двух створок, передней и задней. Они соединялись двумя петлями с внешней стороны и ремешками с внутренней.

Такая защита состояла из одной или двух пластин. Если пластина одна — она прикрывала переднюю часть, если их две — они соединялись петлями и ремнями, закрывая голень спереди и сзади.

Голень не должна лежать на стопе всем весом, иначе она будет натирать ногу и мешать движению.

Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchiv.ub.uni-heidelberg.de%2Fvolltextserver%2F17203%2F&postId=874247" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

На голенях спереди есть поворотный ключ или штифт, с помощью которого можно фиксировать нижнюю пластину набедренника. На самой пластине есть отверстие прямоугольной формы, ключ тоже прямоугольный, но с круглой узкой шейкой. Он поворачивается вокруг оси и не даёт пластине набедренника сдвинуться.

На изображении стрелками показан принцип работы ключа
На изображении стрелками показан принцип работы ключа

Под вальцовкой (деформация листового металла для придания цилиндрической формы) сверху есть скоба, через которую пропускается ремень от нижней пластины набедренника.

На изображении красным выделена вальцовка
На изображении красным выделена вальцовка

В начале XV века петли и ремни часто крепили изнутри голени. Они выходили наружу через специальные вырезы.

Во второй половине XV века появились варианты без ремешков. Такие голени застёгивали с помощью штифта-кнопки, проходящего через специальное отверстие.

Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Штифт-кнопка размещён в нижней части изображения. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchiv.ub.uni-heidelberg.de%2Fvolltextserver%2F17203%2F&postId=874247" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Штифт-кнопка размещён в нижней части изображения. Источник

На итальянских голенях часто можно встретить отверстия, сделанные по нижнему краю, для крепления сабатона.

Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchiv.ub.uni-heidelberg.de%2Fvolltextserver%2F17203%2F&postId=874247" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

А на задней створке голени иногда бывают выпилы под шпоры.

Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchiv.ub.uni-heidelberg.de%2Fvolltextserver%2F17203%2F&postId=874247" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

Защита бедра и коленей

Защита коленей ковалась в форме полусферы или сфероконического элемента. Сбоку предусмотрена дополнительная пластина, которую называют «крыло» или «лопух». Она нужна для защиты сгиба сустава.

К моменту появления полного латного доспеха в конце XIV века защита колена почти всегда соединялась с защитой бедра в единую конструкцию.

Форма у «лопуха» может быть разной — в виде сердца, пики или отдельного приклёпанного диска.

К середине XV века форма стала однотипной. В большинстве наколенников «лопухи» есть только снаружи, для удобства посадки в седло.

Колено соединялось с бедром напрямую через специальный отгиб, либо через переходные пластины.

С развитием доспеха в начале XV века к конструкции добавлялись элементы, которые закрывали ногу сбоку — одна или две пластины на петлях, а через всю ногу, сверху вниз, проходило центральное ребро.

Сзади вся бедренная конструкция фиксировалась ремнями.

Как мы уже писали, в середине XV века оформились два основных стиля доспехов — итальянский и немецкий. Итальянский — гладкий, относительно плавный и с округлыми формами.

К нижней пластине под коленом часто добавляли небольшую кольчужную полоску.

Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchiv.ub.uni-heidelberg.de%2Fvolltextserver%2F17203%2F&postId=874247" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

В немецких наколенниках было много деталей, рёбер и заострённых элементов.

Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchiv.ub.uni-heidelberg.de%2Fvolltextserver%2F17203%2F&postId=874247" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

Изредка у богатых рыцарей на доспехах вдоль края пластин устанавливали латунные или позолоченные декоративные полоски.

Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchiv.ub.uni-heidelberg.de%2Fvolltextserver%2F17203%2F&postId=874247" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

Рыцари попроще обходились гладкими полосами с растительным орнаментом или фразами из Библии.

В следующей части поговорим о разных видах шлемов — их разновидностях и интересных, неочевидных деталях.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

9494
14 комментариев

Полезный гайд. А то ведь эти бездарности такую херню лепят раз за разом. И тут дело даже не в соблюдении историчности. А дело в банальном понимании устройства защиты доспеха, эргономики и прочего.

11
Ответить

Нахуя, а главное, зачем, в каждой игре историчность? Я понимаю, если это игра действительно историческая, а если те же MMO, то главное - хороший визуал и продажи.

8
Ответить

Когда уже про бронелифчики начнёте рассказывать?

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Близы времен своего расцвета видимо и были как раз теми самыми бездарностями, ибо положили большой и толстый и на историчность и на эргономику с защитами, а вместо этого сделали ставку на интересный и узнаваемый с первого взгляда дизайн.

2
Ответить

Дизайн Вахи хорош, да.

1
Ответить

Спасибо за статью.

1
Ответить