Гайд для художников по устройству доспехов: защита корпуса
Вместе с экспертами-реконструкторами говорим о поддоспешной одежде, кольчуге, латах. Первая часть серии об общем устройстве доспехов здесь.
Чтобы относительно реалистично нарисовать доспех — нужно базово понимать, как он устроен и какие есть разновидности его элементов. Мы уже разобрали состав и способ крепления доспехов, теперь остановимся на защите корпуса.
Защита корпуса — элемент рыцарской брони, который предназначен для защиты тела от основного урона. Чем он легче и удобнее — тем выше мобильность воина и его подвижность. Такая защита часто состояла из нескольких слоёв и разных элементов, которые надевались друг на друга.
Разберёмся, из каких деталей состояла защита корпуса разных исторических периодов и какие нюансы стоит учитывать во время рисования.
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.
Стёганка
Ещё до изобретения стального доспеха самым распространённым видом нагрудника была стёганка и её разновидности: гамбезоны, дублеты, акетоны, жупоны, пурпуэны, бамбакионы, тегиляи, жаки — доспехи из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой. Как мы уже упоминали в прошлой части, экипировку прошивали, набивали пенькой, конским волосом, ватой или паклей, а верхние слои просаливали, пропитывали воском или отделывали кожей.
Набивной или стёганый доспех долго оставался популярным из-за дешевизны и мягкости. Острое оружие при ударе вязло в мягкой ткани из-за амортизации, поэтому плотный слой было сложнее пробить. К тому же такие доспехи были лёгкими, не стесняли движений и защищали от холода.
Напомним, что иногда толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара. Иногда стёганки усиливали разными металлическими вставками: налокотниками, оплечьями, латными варежками и цепями, которые защищали кисти от рубящих ударов.
Кольчуга
Как мы уже говорили раньше, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.
Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто кольчуга надевалась поверх стёганки, а сверху — латный доспех.
Кольчуга долго пользовалась спросом из-за дешевизны и лёгкости ремонта. Её можно было залатать в полевых условиях с помощью запасных колец, а чтобы счистить ржавчину, достаточно было положить защиту в бочку с песком и некоторое время её вращать. К тому же, кольчугу, в отличие от лат, было проще подгонять по фигуре.
Чем меньше диаметр колец в кольчуге — тем лучше защита от режущего и колющего оружия, но больше вес.
Ламеллярные доспехи
Ламеллярные и чешуйчатые доспехи относятся к одному подвиду — пластинчатым доспехам. Слово «ламель» произошло от латинского «lamella» (чешуйка, пластинка).
В Европе ламеллярные доспехи практически не применялись, оставаясь популярной защитой у воинов Востока. Отличие ламеллярных доспехов от чешуйчатых в том, что ламелляр собран с помощью шнурков, и обычно у него нет несущей основы. В чешуйчатом доспехе пластины приклёпаны к основе из кожи или ткани снаружи. Первые пластинчатые латы появились в конце ХIII века. В них пластины закреплялись ремнями поверх кольчуги.
Зерцало, бахтерец и юшман — гибриды пластинчатой и кольчужной брони. Обычно пластины вплетались в кольчужное полотно. Такие доспехи носили на Востоке, в Европе они не использовались.
На Руси ламеллярный доспех получил название «дощатая бронь», а потом — просто «доспех». В ламелляре пластины одинакового размера соединяли кожаными шнурками, которые пропускали через специальные отверстия в основании. Из-за этого защиту можно было модифицировать и легко ремонтировать.
Ламелляр часто представлял из себя корсет-кирасу с длинным подолом, который заменял набедренники. Также были и ламеллярные халаты до колен, с разрезами спереди и сзади для мобильности.
Бригандина
Западноевропейский пластинчатый доспех, в котором пластины приклёпывали изнутри к тканевой основе. То есть пластины были внутри, а снаружи — ткань. На протяжении XIII-XIV веков бригандина оставалась самым популярным и доступным видом пластинчатого доспеха.
У бригандины много разновидностей кроя ткани и размещения пластин. В раннем варианте такая защита представляла из себя сюрко (длинная наддоспешная одежда крестоносцев), усиленное металлическими вставками из прямоугольных пластин спереди. Позже количество пластин увеличилось, и доспех начал закрывать весь корпус спереди, по бокам и сзади.
В середине XIV века бригандины начали делать приталенными, форма пластин стала более сложной, а их количество увеличилось.
В XV веке бригандина уступила место основной рыцарской защиты латному доспеху, став популярной защитой среди пехоты.
Латный доспех
Доспех из больших пластин, которые ковались по форме тела рыцаря. Латный доспех состоял из нагрудника, наспинника, наплечников, шлема, наручей, поножей, наголенников и ботинок-сабатонов. Рыцари надевали латы на кольчугу и стёганку.
Иногда от кольчуги отказывались для повышения мобильности, но всё равно использовали кольчужные вставки на уязвимых местах — шее, подмышках, и паху.
В разных странах носили доспехи по определённой моде, но было два основных направления — итальянское и немецкое.
Итальянские доспехи — гладкие, из крупных пластин, скрепленных петлями и ремнями. Передние части кирасы соединялись с задними при помощи петель с левого бока и ремней с правого и по плечам. Верхняя и нижняя части кирасы также соединялись ремнями с пряжками.
Верхняя часть спины чаще всего набиралась из аркообразных деталей. Юбка же чаще всего собиралась изнутри на ремни, что давало большую подвижность. По нижнему краю юбки на ремнях с пряжками подвешивались пластины, называемые тассеты, чьей задачей было прикрыть переход от юбки к набедреннику.
Немецкие доспехи были покрыты рёбрами жесткости, соединялись ремнями и заклёпками, края пластин часто вырезались полукружьями.
Подобную броню надевали не только во время боевых действий и турниров, но и во время парадов. Рыцари могли держать у себя сразу несколько комплектов доспехов — для сражений, для турниров и для торжеств.
Важным атрибутом кирасы был фокр — специальный крюк-упор для копья, прикрепляемый к правой передней части нагрудника. О нём мы рассказывали в первой части цикла статей.
В следующей части поговорим о защите ног — наколенниках, наголенниках и сабатонах.
Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Вот вам живых референсов
https://dtf.ru/life/885378-surovye-igry-bronekavalerii
А есть вот такие доспехи )
ООООО! Спасибо! Я пошел рисовать бронелифчики!
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Ламеллярный доспех
Можно просто в Kingdome Come Deliverance поиграть и будешь разбираться как житель тех времен
но там только восточная европа