Сеттинг и миростроение. В чём разница?

Прежде чем мы ответим на вышепоставленный вопрос, давайте для начала разберёмся, что такое сеттинг и миростроение по отдельности.

Сеттинг

Сеттинг — это контекст, в котором происходит действие истории. Он включает в себя различные аспекты, такие как время, место, атмосфера, окружающая среда и многое другое. Задача сеттинга не только создать фон для истории, но и активно влиять на её развитие.

Поэтому, чтобы правильно определить сеттинг для вашей истории, необходимо ответить на следующие вопросы.

  • О чём моя история?

Сеттинг не может существовать без истории. Именно от того, какую мы хотим рассказать историю зависит и то, какой мы выбираем сеттинг, а не наоборот.

И тут есть два варианта, как именно люди придумывают истории, они либо отталкиваются от образа конкретного персонажа, либо от конкретного конфликта/ситуации.

Хорошим примером первого подхода может выступить «Гарри Поттер», где сеттинг Хогвартса и магического мира был построен вокруг главного героя, собственно самого Гарри.

Второй же подход прекрасно иллюстрируют такие произведения, как «Война Миров», где обыгрывается ситуация инопланетного вторжения на Землю и «Ходячие Мертвецы», в котором история начинается с факта того, что начался зомби-апокалипсис.

Понимание истории поможет вам определить, что необходимо учесть при создании сеттинга и сюжета, а что можно исключить.

  • Какой у истории масштаб?

История может разворачиваться в рамках одной комнаты, а может охватывать целые вселенные. Соответственно чем больше масштаб, тем больше различных аспектов требуется продумать для неё.

Например в фильме «Доктор Стрэндж: Мультивселенная Безумия», действие истории разворачивается не только в современном Нью-Йорке, но и альтернативных версиях Земли, каждая из которых обладает своим уникальным сеттингом, требующим проработки.

Чтобы определить масштаб своей истории вам нужно понять, сколько «мест действия» она затронет, а уже после приступить к разработке каждого из этих мест по отдельности.

И при их разработке вам важно будет ответить на следующие три вопроса:

  • Где?

Где находится место действия. В другом измерении, в логове ведьмы, в простом лесу, а может и в голове главного героя.

  • Когда?

Когда происходит действие относительно времени. Утро, день, вечер, ночь. Настоящее, прошлое, будущее.

  • Почему?

Почему мы оказались в этом месте и почему оно такое какое есть.

  • Какой у истории вайб?

Вайб - это относительно новое понятие, но как по мне оно прекрасно обозначает настроение, эмоцию и атмосферу истории в целом. Одну и ту же историю можно рассказать, отталкиваясь от совершенно разного вайба.

Например, тот же зомби-апокалипсис может быть представлен, как мрачная трагичная история о выживании, как в «Ходячих Мертвецах», а может быть представлен, как комедия «Зомби по имени Шон».

Несмотря на то, что там и там заложен один и тот же конфликт, истории начинают восприниматься по разному, что в свою очередь влияет на то, как окрашен сеттинг.

Итог.

После того как вы ответите на все вопросы, у вас сложится первое общее представление о сеттинге. Однако некоторые аспекты могут потребовать более глубокого изучения конкретных тем, таких как разработка политических систем, иерархий, климатических условий и т. д.

Это в первую очередь зависит от потребностей вашего сюжета и истории. Например, для сеттинга «Игры престолов» важно логично объяснить, как работают внутренние государственные процессы и политическое устройство представленных государств. Это необходимо для того, чтобы сама история оставалась логичной и соответствовала сеттингу.

Чем масштабнее и труднее сюжет, тем больше деталей придётся продумать и обосновать. И вот на этой ноте мы плавно переходим к миростроению.

Сеттинг и миростроение. В чём разница?

Миростроение

Миростроение, как можно понять из самого названия - это процесс построения воображаемого мира, разработка деталей, вроде космологии, континентов, флоры, фауны, государств, технологий, рас, экономики, магии и так далее.

В то время, как сеттинг выстраивается вокруг конкретной истории и работает во благо повествования, миростроение включает в себя создание всей вселенной, в которой эти истории разворачиваются.

Когда мы продумываем сеттинг, то периодически приходится углубляться в миростроение того мира, в котором происходит история. Это нужно для того, чтобы сохранить логичность и целостность повествования.

Именно из-за этого многие путают понятия "сеттинг" и "миростроение", используя их как синонимы. В рамках сеттинга мы продумываем только те аспекты, которые непосредственно влияют на восприятие сюжета или истории. В миростроении же учитываются даже те детали, которые не показываются зрителю, читателю или игроку, и которые не влияют на конкретный сюжет, происходящий в мире.

С точки зрения нарративного дизайна, к миростроению стоит прибегать только тогда, когда того требует сюжет, так как это целесообразнее, да и банально удобнее.

Вообще, когда мы прибегаем к миростроению, то в целом пользуемся теми же правилами, что и для создания сеттинга, ибо так или иначе всё есть история. Как зародилась вселенная; эволюционировали виды; развивались культуры разных народов; складывались языки и т.д: у всех этих аспектов есть своя собственная история.

Я думаю вы тут сами понимаете, что разработка каждой такой истории (причём чтобы каждая из них не противоречила друг другу) потребует от вас не только значительного количество времени, но и глубоких знаний в самых разных областях.

Итог.

Миростроение полезный инструмент, помогающий придать больше глубины той или иной истории. При должной проработке ваш мир сам по себе может стать средой для рассказа самых разных историй, но если вы собираетесь воспользоваться этим инструментом, то следует чётко осознавать свою цель.

Все мы хотим иметь свой собственный уникальный мир. Своё личное Средиземье. И в этом нет ничего плохого, но для этого совершенно необязательно идти путём профессора Толкиена и начинать с продумывания целых языков. Нет, конечно если вы хотите так, то пожалуйста, но помните, что есть и более простой, но не менее эффективный путь через непосредственно рассказывание историй.

Сеттинг и миростроение. В чём разница?

Заключение. В чём же главное отличие?

Главное отличие между сеттингом и миростроением заключается в глубине разработки и цели использования.

Сеттинг должен соответствовать конкретной истории, поддерживая её нарратив и не противореча логике повествования.

Миростроение же ориентировано на создание контекста для всего воображаемого мира, независимо от конкретных историй.

Рекомендации:

  • Начинайте с истории: Сеттинг должен служить истории. Определите основную тему и конфликт вашей истории, а затем стройте сеттинг вокруг этих элементов.
  • Определите масштаб: Поняв, сколько мест действия будет в вашей истории, разработайте каждое из них с учетом времени, места и причины их существования.
  • Создайте атмосферу: Определите вайб вашей истории и следите за тем, чтобы все элементы сеттинга поддерживали это настроение.
  • Детализируйте по мере необходимости: Не обязательно разрабатывать целые языки или культуры, если они не играют ключевую роль в вашей истории. Сосредоточьтесь на деталях, которые будут непосредственно влиять на сюжет.
  • Используйте миростроение стратегически: При необходимости углубляйтесь в миростроение, чтобы обеспечить логичность и целостность вашего мира. Однако не перегружайте себя ненужными деталями, которые не влияют на текущий сюжет.

Создание уникального и увлекательного мира не требует глубокого знания всех его аспектов с самого начала. Начните с истории, продумайте необходимые детали, и постепенно расширяйте свой мир по мере необходимости. Таким образом, вы сможете создать богатый и правдоподобный сеттинг, который будет поддерживать и обогащать вашу историю.

И помните!
Ваша цель — рассказать захватывающую историю, а сеттинг и миростроение — это инструменты, которые помогут вам достичь этой цели.

13
13 комментариев