С чего начать в цифровом рисунке — и почему текстурные кисти не делают художника великим

Некоторые начинающие художники скачивают кисти крутанов в надежде, что они помогут создать шедевр. Но не в кистях дело. Расскажем, с чего нужно начинать, если вы действительно хотите добиться успеха в цифровом рисунке.

С чего начать в цифровом рисунке — и почему текстурные кисти не делают художника великим

Обучение цифровому рисунку можно сравнить с плаванием: представьте, что вы купили самую лучшую шапочку, самый красивый купальник и самые дорогие ласты. Вы пришли в бассейн и хотите проплыть лучше и быстрее всех. Возможно ли это, если вы еще не умеете плавать?

Дело не в кистях, а в навыке рисования

Скорее всего вы слышали от многих опытных художников, что дело не в кистях. Например, Amir Zand говорит, что кисть сама по себе не творит чудеса, а рисунок становится возможным благодаря сочетанию идей и инструментов. Кисти только помогают опытному художнику быстрее и легче добиться желаемого результата.

Спидпейнт от <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Famirzand&postId=1152323" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Amir Zand</a>
Спидпейнт от Amir Zand

Ментор Smirnov School Григорий Давыдов советует применять текстурные кисти, когда 80% работы уже сделано: они помогут добавить интересный акцент или текстуру, ускорить работу над фоном.

Стадик <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Frutkowski&postId=1152323" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Greg Rutkowski</a>. Кастомные кисти придают интересную текстуру рисунку.
Стадик Greg Rutkowski. Кастомные кисти придают интересную текстуру рисунку.

Многие преподаватели Smirnov School считают, что обычно достаточно двух-трех кистей. Той же точки зрения придерживается художник Jesper Ejsing, предложивший метод «Четырех кистей». Он начинал рисовать акрилом и использовал только 4 кисти:

  • 1 широкую и толстую — для больших поверхностей и заднего плана,
  • 1 плоскую и 1 круглую кисти среднего размера — для основных деталей,
  • 1 маленькую тонкую — для лиц.

По этому же методу можно использовать кисти и в цифровом рисунке.

В то же время хороший рисунок можно сделать даже одной базовой круглой кистью. Например, арт ниже Andreas Rocha нарисовал круглой кистью, меняя только ее прозрачность:

С чего начать в цифровом рисунке — и почему текстурные кисти не делают художника великим

Еще один пример — арт от Jordi Versteege. Процесс его создания:

Пошаговый процесс создания рисунка одной кистью

Вывод: сначала художник ставит перед собой задачу, а потом уже ищет подходящий инструмент для ее решения — кисть. В умелых руках он будет использован по-максимуму, а в неумелых — не поможет создать шедевр. Сперва стоит набраться опыта в рисовании.

Теперь поговорим, с чего начинать путь в цифровом рисунке.

Как привыкнуть к планшету и Фотошопу

Изучение фотошопа лучше начать с базовых инструментов: кисти, слои и режимы наложения. Настройте кисть, попробуйте поменять размер и прозрачность.

С чего начать в цифровом рисунке — и почему текстурные кисти не делают художника великим

Попробуйте провести несколько линий, порисуйте простые фигуры.

С чего начать в цифровом рисунке — и почему текстурные кисти не делают художника великим

Дальше можно практиковаться со слоями и режимами наложения. Изучите панель с ними, попереключайтесь между режимами и посмотрите, что меняется:

С чего начать в цифровом рисунке — и почему текстурные кисти не делают художника великим

Теперь стоит потренироваться на чем-то сложнее линий. Хорошо подойдет упражнение по рисованию шарика:

1. Для начала нарисуйте черно-белый шар. Не беспокойтесь об идеальности. Решите, откуда падает свет, и нанесите на шар свет и тень грубыми полосами. Самая темная часть будет в середине: та часть, что отвернута от условной лампы, будет освещаться отраженным от стола светом.

Стрелочкой обозначено направление света
Стрелочкой обозначено направление света

2. Смягчите переходы кистью с промежуточными серыми оттенками. Теперь можно добавить цвет: создайте новый слой, выберите для него режим наложения Multiply (Умножение) и покрасьте шарик в базовый цвет. Создайте еще один слой и в режиме Overlay (Перекрытие) пройдитесь цветом по освещенным участкам.

Не забудьте, что шарик и поверхность, на которой он стоит, будут взаимно немного окрашивать друг друга
Не забудьте, что шарик и поверхность, на которой он стоит, будут взаимно немного окрашивать друг друга

3. Наносим финальные штрихи. Настройте яркость, насыщенность и контрастность — сделать это можно через все те же слои — так вы всегда сможете что-то поправить в работе, не затрагивая нарисованную базу. Например, если нужно повысить контрастность сферы, скопируйте слой с ней и выберите для нового слоя режим Soft light (Мягкий свет).

Это упражнение мы уже описывали в <a href="https://dtf.ru/gamedev/743510-kak-risovat-v-adobe-photoshop-izuchaem-osnovy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">этой статье.</a> Там есть усложненный вариант рисования шарика с текстурой и фактурой — можно перейти к нему, как освоитесь с программой и базовым рисованием
Это упражнение мы уже описывали в этой статье. Там есть усложненный вариант рисования шарика с текстурой и фактурой — можно перейти к нему, как освоитесь с программой и базовым рисованием

Тренируйтесь дальше в формах: кубы, цилиндры, сферы. Если научиться рисовать их в разных ракурсах, то можно нарисовать все, что угодно, даже человека, потому что любой объект или изображение можно разложить на формы.

Вот как раскладывается на простые формы фигура человека
Вот как раскладывается на простые формы фигура человека

В процессе работы важно привыкнуть к горячим клавишам. Григорий Давыдов рекомендует делать это на начальном этапе, иначе в дальнейшем использование мыши для переключения инструментов будет сильно тормозить вашу работу. Так что сохраните таблицу с самыми популярными клавишами (можно распечатать и повесить у монитора) и заставляйте себя ими пользоваться.

С чего начать в цифровом рисунке — и почему текстурные кисти не делают художника великим

Главное, чтобы тренировки были регулярными. Помните про силу маленьких шагов? Лучше позаниматься 15-20 минут, но каждый день, чем целый час, но 1 раз в неделю.

Ментор в Smirnov School Дарья Колмыкова напоминает, насколько важно позитивное подкрепление нового действия. Допустим, вы занимались 20 минут и сделали перерыв. Порадуйте себя чем-то приятным в это время: можно съесть что-то вкусное или выйти на прогулку в солнечную погоду. Если так сделать, то ваш мозг сформирует позитивный ответ на деятельность, которой вы занимались. Это значит, что потом рисование будет приносить вам удовольствие, даже если в перерывах вы не балуете себя вкусненьким.

Как изучать теорию: общие принципы и советы

Самостоятельные занятия могут быть похожи на плавание в океане на резиновой лодке. Материала слишком много и он может захлестнуть вас. Чтобы удержаться на плаву, воспользуйтесь несколькими советами о том, как изучать новый предмет.

  • Ментор в Smirnov School Анна Жилина советует не хвататься за несколько тем одновременно. Углубляйтесь в одну, затем переходите к другой.
  • Изучайте базу: книги по теории цвета, анатомии и композиции. Эти знания пригодятся в любом случае, неважно, в каком стиле вы будете рисовать.
  • Смотрите интервью с художниками, это позволит вам проникнуть в опыт других людей.
  • Развивайте софт-скиллы: умение общаться с людьми, позитивно реагировать на критику и давать позитивную обратную связь. Они пригодятся при общении с заказчиками и работодателями. Всем удобнее работать с художником, который не только круто рисует, но и разбирается в задаче, умеет работать с правками и сообщает, если что-то идет не так.
  • Изучайте английский: у вас сильно расширится круг источников новых знаний.
  • Расширяйте кругозор. Чем больше у вас интересов и знаний, тем больше вы сможете рассказать зрителю.
  • Ставьте себе цели и задачи, это будет мотивировать вас на развитие. Но не завышайте себе планку, потому что если вы ее не достигнете, то будете разочарованы и потеряете мотивацию. Продвигайтесь постепенно, небольшими шагами.
  • Ментор Smirnov School Анна Степанна призывает: «следите за здоровьем, оно не прощает ошибок». Чтобы избежать проблем от сидячего образа жизни, почитайте нашу статью о том, как художнику поддерживать здоровье.
  • Помимо постоянной практики изучайте дополнительную информацию. Ментор Smirnov School Павел Олейник считает, что если вы будете только рисовать, не подпитывая себя дополнительными знаниями, вы научитесь рисовать хорошо, но на одном уровне. А если рисовать и одновременно учиться новому, вы подниметесь на новый уровень.

Полезные материалы

Текст написала Наталья Куляшова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

8181
5 комментариев

Изучение цифрового рисунка лучше начать с курса академического рисунка, а потом живописи. Когда эти навыки станут уверенными, в цифре можно будет нарисовать что угодно любой кистью.

12

причём особое внимание уделить перспективе. Потом светотень.

1

Не особо заморачиваюсь с деталями, в procreate использую 3-4 кисти самые базовые

В SAI обожаю кисточку Ink базовую. Очень уж на планшете она гладко идет, и нажим у нее по нраву, хоть и тонюсенькая.