Дискуссия: нужно ли сбавить градус эскапизма в играх

Выбор между жестокой реальностью и задушевным истреблением нацистов.

10 августа 2017 года, на Glixel вышла колонка, автор которой высказал необычное пожелание создателям Wolfenstein II: The New Colossus. По его мнению, в игру про мир, где нацисты победили, стоило добавить больше отсылок к реальному миру.

Дискуссия: нужно ли сбавить градус эскапизма в играх

Эдвард Смит, автор материала, считает, что в последнее время игры слишком углубились в эскапизм и приводит в пример популярные тайтлы вроде Battlegrounds, Overwatch, Grand Theft Auto V и Final Fantasy XIV. Он не считает, что игры должны визуально повторять реальность — речь идёт о сюжетной или тематической связи с ней, о социальной критике, разборе общечеловеческих проблем.

Для контраста Смит сравнивает второй Wolfenstein с первым. Хотя он признаёт, что по духу первая часть это, безусловно, «Бесславные ублюдки», а не «Дюнкерк», в центре её сюжета всё равно находится трагичная история «про отчаяние, любовь и смерть близких». Wolfenstein II, с другой стороны, кажется автору менее умной игрой, неспособной на острые политические аналогии.

Её Смит считает примером общей тенденции: игры становятся беззубыми, всё чаще изображают вымышленные или неактуальные проблемы. Хотя Америка под гнётом нацистов и напоминает Америку под управлением президента Трампа, это вышло скорее случайно, поскольку разработка игры началась задолго до выборов в США.

Тем не менее, продолжает автор, не стоит окончательно сбрасывать проект MachineGames со счётов — ему очень понравилась сцена, в которой нацист приходит в американский дайнер (небольшую закусочную) и заказывает клубничный молочный коктейль.

В ней чувствуется напряжение, которое достигается только за счёт качественной постановки и диалогов. Плюс, примечательна сама ситуация — нацист пьёт типичный американский напиток в типичном американском дайнере.

На фоне многих современных игр, для которых, судя по всему, сначала создаются миры-песочницы в духе Толкина или Артура Кларка, а только потом добавляется всё остальное, даже слегка угрожающее выражение лица нациста и его непроницаемый пассивно-агрессивный настрой выглядят на сто процентов честно.

Эдвард Смит, автор Glixel

Такой аутентичности — достоверных человеческих эмоций, ситуаций, поведения — Смиту и не хватает в играх, которые сейчас всё больше игнорируют реальный мир.

А как вы считаете? Стоит ли играм взяться за острую социальную критику? Или, наоборот, им лучше дистанцироваться от проблем реального мира, быть отдушиной, способом отвлечься от проблем? Делитесь своим мнением в комментариях.

2525
167 комментариев

Комментарий недоступен

92
Ответить

Острые социальные темы не обязательно означают политику. Это может быть проблема человеческого одиночества в современном мире, зависимости и людских слабостей, социальное неравенство, религия и многое другое.

3
Ответить

Ну, кстати, в прошлом году закончилась именно в этом духе выполненная Dreamfall Chapters. И все, что в ней на актуальные темы высказано, оказалось предсказуемо грубым, плоским, местами оскорбительным и исключающим всякую возможность диалога с конфликтной стороной.

Хотя поневоле забавно вышло, как в старом анекдоте: "чтобы беды современности сошли на нет, есть реалистичный сценарий: нам помогут иномировые сущности с великими артефактами древности. И есть фантастический: мы сами их решим!"

4
Ответить
Комментарий удалён модератором

"Хотя Америка под гнётом нацистов и напоминает Америку под управлением президента Трампа, это вышло скорее случайно, поскольку разработка игры началась задолго до выборов в США." - Как же они надоели... Чем она напоминает, Господи, что за бред порой несут люди.

27
Ответить

Америка под гнетом нацистов куда больше напоминает Америку, где политическую власть имеют SJW и к ним прилегающие, кстати

13
Ответить

Выскажусь тоже, раз уж дискуссию устроил — мне кажется, автор несколько преувеличивает, но рациональное зерно в его мнении есть. Самые популярные тайтлы сейчас — игры-сервисы, в которых не то что «критики актуальных проблем», но и сюжета как такового нет, сплошной user-generated expirience. Ничего плохого в этом нет, но лично мне кажется, что среди больших игр начинает проявляться перевес в эту сторону.
А ведь мы только убедили людей в том, что игры — одна из форм искусства, наравне с кино и музыкой. Раз уж назвались искусством, надо как-то и на проблемы реального мира реагировать. Не обязательно прямо и в лоб (игры-байопики?), но тем не менее.
С другой стороны, может время сейчас такое — «этот поезд в огне», и проще забыться в Battlegrounds.

17
Ответить