Небольшое дополнение-рассуждение к предыдущему посту про Avowed
Так получилось, что под моим «обзором» на Avowed образовалось сразу несколько горячих дискуссий, а потом я хватанул несколько дней бана. Чтож, придется исправляться и уточнять свою позицию по игре, благо было время подумать…
Про сюжет и лор
Многие комментаторы очень удивлялись тому факту, что я «не читал сюжет» Avowed, и, что совсем непорядочно - не обозначил преемственность лора между данной игрой и серий Pillars of Eternity. Ваше удивление мне понятно, давайте по порядку – и если вы не читали оригинал, то вот он:
Во-первых, я практически не смотрю различные анонсы, тизеры и не читаю игровую прессу. Я старый геймер, и мне, чтобы принять решение потратить свое время на ту или иную игру, достаточно а) ее жанра и б) пары скриншотов. Please understand, я таким образом еще предвзятость частично снимаю. Пункт А чаще всего доминирует над пунктом Б.
СПОЙЛЕР. Когда я играл в Avowed и писал про нее, я напрочь забыл про то, что игра происходит во вселенной Pillars of Eternity. Я вскользь читал об этом здесь, на ДТФ – но в памяти не отложилось, зато в каментах сразу напомнили. Первую часть Pillars я дропнул в свое время после шести часов. Во вторую часть не играл. Скорее всего, наличие в голове данной связи повлияло бы на мое решение сыграть в Avowed негативно. Но это я уже додумываю сейчас.
Во-вторых, в игре для меня основным элементом является игровой процесс. Я играю в игры ради… игры. Удивительно, правда? Судя по комментариям, «gameplay is the king» действительно инопланетная концепция для достаточного количества людей. Сожалею и уточняю - мои тексты будут полезны в основном тем, кто данную концепцию принимает. Остальные геймерами особо и не являются по факту.
Детская аналогия. Допустим у меня аллергия на клубнику. Есть клубничное варенье и оценивать его вкусовые качества я не буду. Но если на кусочке торта будет пара ягод - я вполне могу отложить их в сторону и оценить вкусовые характеристики остального торта. Так вот - сюжет является той самой клубничкой на торте, которая может улучшить его вкус для тех, кто ее съест. Но если остальной торт покрыт плесенью, а клубничка свежая… Думаю, все ясно. В-третьих, необходимость изучения лора некой вселенной в игре, которая напрямую не продолжает события другой, не является обязательным чуть более, чем полностью. Более того, задачей хорошего геймдизайнера будет ввести меня в контекст и прояснить базовые моменты в лоре. А уж захочу я изучить их более глубоко или нет - дело сугубо мое.
В своем тексте я не отзывался плохо о сюжете, только обозначил, что он следует классическому тропу о некоем избранном. Да, я даже посмотрел весь вступительный ролик. Дальше уже скипал большинство диалогов и синематиков. Нужную информацию – для себя – я получил.
Про геймплей и все-все-все
На мой взгляд, люди слишком привыкли к традиционной игровой журналистике – ну вот когда автор должен пройтись по всем аспектам игры, оценить сюжет, музыку, звук, графон… Я начинал читать эти шаблонные обзоры еще лет тридцать назад - да-да, у меня до сих пор лежит номер журнала Official Playstation от 97 года - и знаете что? Они никогда не были особо полезны в выборе игр. А уж современные – с их 8/10 Вейлгардом на кончиках пальцев – и подавно.
Так вот, я оцениваю те элементы игры, которые важны для меня. Например, музыку в играх я отключаю «с нулевой» и вместо нее ставлю либо свою, либо включаю какую-нибудь лекцию или интервью фоном. Ну не вижу я ценности в игровых саундтреках, щито поделать. И естественно я не буду писать про музыку в своем обзоре.
Данный подход может вас триггернуть, но по факту я просто больше концентрируюсь на других элементах игры, вот и все. И основным – как я уже говорил – является геймплей. И вот с ним в Avowed дело обстоит крайне плохо. Куча пустых локаций. Ужасно однообразные и скучные враги – особенно те, что со щитами. Очень ленивые активные абилки – да, я внимательно прочитал их все, пусть и не все поюзал, зато трижды респекался чтобы потестить разные ветки. Отсюда и мой вывод про фокус на магии – играть за волшебника хотя бы немного весело. Лут не интересен, потому что уникальные предметы начинаются слишком рано и не являются достаточно значимыми по паверлевелу. Проще говоря, уау-эффекта от их нахождения нет. Базовые квесты типа баунти и «подай-принеси» не добавляют геймплею разнообразия. Что еще нужно сказать, чтобы было ясно, что игровой процесс слабенький?
А чо, а назови, где лучше?
Настолько забавная претензия, что ей придется посвятить пару абзацев. Для начала – я прекрасно понимаю, что мы живем во времена конкретных игровых условностей. Ну – когда места, куда надо прыгать, обозначены желтой краской или свисающими веревками, а все квесты четко маркированы с указанием высоты. И да, некоторые современные геймеры просто родились в этой реальности, они тупо другого не застали.
НО! Почему я должен принимать это в качестве хорошего геймдизайна? Потому что большинство принимает? Потому что за последние 10-15 лет не выходило игр, которые бы подходили к этим элементам иначе, а Elden Ring в качестве примера всех уже достал? Нет, я буду напоминать каждый раз, что НЕ НОРМАЛЬНО, что БЫЛО ИНАЧЕ, и МОГЛО БЫ БЫТЬ ИНАЧЕ, и вполне вероятно, что когда-нибудь СТАНЕТ ИНАЧЕ СНОВА.
Скажу совсем неприятное – популяризация гейминга сильно снизила порог вхождения, и средняя игра теперь ориентирована на среднего пользователя с IQ в районе 60. И если раньше это не так бросалось в глаза, то теперь ой как бросается. Или вам нет?
И это не значит, что я «не люблю игры». Я геймер, я играю в игры большую часть своего свободного времени. Я делаю это около тридцати лет. И я не чувствую «игровой импотенции». И не говорю, что раньше всегда было хорошо, а сейчас вот плохо. По-разному. Например, пятый Фаркрай был неплохим. А шестой – шлак. Последние несколько Ассассинов я не прошел, но мне они понравились. Скайрим – пустой шлак. Ведьмака 3 я не прошел, и мне он не понравился. Элден Ринг я тоже не прошел, но это лучшая игра из тех, в которые я в последнее время играл (кроме Path of Exile, конечно).
Выводы
Мой обзор Dragon Age: The Veilguard вам понравился. Мой обзор Avowed, конечно, с ним на разных уровнях, но тоже не оставил вас равнодушными. А это самое главное. Засим, откланиваюсь.
ПС – а что касается отдельных элементов геймплея, просто попробуйте задать себе простой вопрос: «Почему до сих пор ни в одной игре нет АИ врагов хотя бы на уровне FEAR?»