Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

Прячем пасхалку или второе дно сюжета, не привлекая внимания санитаров.

Люди боятся не темноты, а того, что скрывается в ней. Поэтому, что может быть более жуткое и стрёмное, чем случайно и внезапно нарваться на крипоту, которая была спрятана от посторонних глаз? И что самое главное, если ты нашёл один секрет, значит могут быть и другие секреты. И кто знает, что ты ещё встретишь и к каким последствиям приведёт, если намеренно начать погружаться во тьму.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

Так уж получилось, что иногда, когда настроение располагает, я интересуюсь всякими криповыми штуками. И хоррор - идеальный жанр для... стеганографии.

Что это за зверь такой? Щас разберёмся! Можете считать эту статью частью моего цикла рассказов про хорроры. Я уже писал про зловещую долину в музыке. Поэтому присаживайтесь поудобнее, желательно одному дома ночью без света в наушниках.

Чем отличается стеганография от криптографии?

Стеганография – это способ сокрытия сообщения внутри другого сообщения или объекта. Обычно у нас на слуху другой термин - криптография, и неискушённый человек понятия не имеет в чём между ними разница.

Объясняю. В случае с криптографией ты видишь своими глазами или слышишь своими ушами какое-то странное сообщение, которое имеет логику, но понять эту логику без соответствующих знаний невозможно. Самый яркий пример - номерные радиостанции.

В случае со стеганографией вы не увидите и не услышите сообщение. Вы вообще не будете догадываться, что, например, безобидная картинка таит в себе послание.

Способы спрятать сообщение

Во многих играх самых разных жанров можно встретить (не) хитро спрятанные пасхалки. Но в инди-хоррорах и ARG стеганография достигла своего пика.

Я расскажу только про некоторые самые популярные способы, в основном, на примерах Five Nights at Freddy's и Doki Doki Literature Club. Попрошу не плеваться от FNAF и Doki Doki, у меня за всю жизнь образовалось всего четыре воспоминания и две извилины. Других игр, которые так активно бы юзали приколы с сокрытием информации, я не вспомню. Если вы знаете другие подобные хоррор-игры, то напишите в комментариях.

Если вы могёте в программирование и креатив, то диапазон ваших возможностей, естественно, будет шире и не ограничится приведёнными ниже способами.

1. Самый популярный способ - спрятать за пределами карты, спрятать на потолке, уменьшить и спрятать ещё в каком неочевидном месте, куда не каждый будет вглядываться

Только ленивый не вставил пасхалку out of bounds. Однако в мини-играх FNAF 3 это не баг для спидранеров, а фича - у некоторых стен коллизии намеренно отключаются, давая игроку доступ к раскиданным кускам лора, без которых ещё невозможно выйти на хорошую концовку.

Сами мини-игры также включаются неочевидными способами, например, в одной из ночей на камерах видеонаблюдения появляются кексы, на которые нужно нажать, но которые не так просто отыскать из-за тёмного фона и помех.

Более удачный и замороченный пример - No Player's Online. Проще показать видео, чем текстом расписать здесь всю разгадку ARG.

Следующий способ больше подходит для сайтов. Текст можно спрятать, если убавить его размер до нуля или окрасить в цвет фона. Чтобы увидеть весь текст, можно заглянуть в исходники (например, исходники интернет-страницы) или, ещё проще, выделить всё, что можно выделить, скопировать и вставить в текстовый редактор.

Пример: https://scpfoundation.net/scp-231

Я, кстати, так несколько раз находил рекламу наркотиков (АСУЖДАЮ! ЭТО ПЛОХО И ВРЕДНО!)

1.доп. Как ещё можно спрятать пасхалку в тексте

Самый избитый способ, который все знают - расставить лишние буквы в слова. Более незаметный способ - составить пасхалку из первых букв слов или предложений.

Пример: NICOLEISDEAD из Dead Space.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

2. Сделать наоборот, очень огромную пасхалку

Тогда игрок будет видеть только малую часть, не догадываясь о всей картине целиком. Как говорится, прятай в самом видном месте.

Если при помощи текстового редактора открыть исполняемый файл Doki Doki под названием DDLC.exe, отключить перенос слов и выставить размер шрифта на 1, то можно увидеть логотип игры.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

В игре Yume Nikki есть локация Мир Граффити. Игра сама по себе местами выглядит очень абстрактно, хаотично и шизофренично (что не удивительно, ведь игра про сновидения), поэтому нагромождение спрайтов может не удивить игрока и не привлечь его внимание.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

Однако, если увеличить масштаб и посмотреть на все спрайты целиком, то получится такая картина.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

3. Замаскировать ввод кода или пароля

Можно не отображать окно с вводом чисел или текста, но постоянно отслеживать нажатия клавиш клавиатуры. Излюбленной темой в крипипастах, естественно, является код Konami. Этот код используется в том числе в No Player's Online, гляньте видос.

Если пройти Five Nights at Freddy's, то у игрока появляется возможность самому настроить интеллект аниматроников в Custom Night. Но при помощи этой настройки можно ввести дату 1987, которая имеет важное значение в лоре игры.

4. Сделать появление пасхалки очень редким событием

Во FNAF и Doki Doki многие редкие события появляются сами по себе со временем или привязаны к распространённым действиям, которые часто совершают игроки - достаточно просто много играть в игру и обязательно на что-нибудь наткнёшься. Например, в FNAF 2 мини-игры появляются с некоторым шансом, если просто умереть.

Чтобы ещё лучше спрятать пасхалку, можно привязать её к действию, которое не имеет смысла с геймплейной и сюжетной точки зрения. Можно снова вспомнить Yume Nikki, где может появиться секретный персонаж Убоа, если зайти в шатёр и выключить свет.

5. Оставить файл в папке игры, который никак не используется в игре, или комментарий в программном коде

Просто оставить и всё, этого достаточно для тех редких игроков, которые любят заглядывать в файлы игры.

Можно заморочиться и создавать/изменять/удалять файлы во время работы игры. Doki Doki вновь яркий тому пример. Wing13 продемонстрировал это при помощи утилиты FolderChangesView, которая отслеживает все изменения файлов в выбранной папке.

Doki Doki - не единственная такая игра, которая балуется с файлами, ещё рекомендуют Irisu Syndrome и IMSCARED.

6. Изменить формат файла

Незнающий человек может подумать, что файл неисправен или это важный файл игры, который открывается только при помощи ПО для разработки, а значит его нет смысла трогать. И это нам только на руку.

В Doki Doki есть папка с четырьмя файлами, которые названы именами главных героинь игры. Они имеют формат .CHR (т.е. character). Мимопроходимец может подумать, что это важные файлы, которые содержат данные и логику персонажей игры... но это не так, если поменять форматы на .TXT, .PNG, .OGG.

7. Изменить метаданные файла

Тут тоже всё просто - не каждый день у игроков появляется нужда покопаться в свойствах файлов, если намеренно не дать подсказку где находится секрет.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

8. Сильно замедлить аудио

В таком случае аудио превращается в неразборчивый шум. Но если подставить в игре в то место, где шумы подходят по контексту, то игрок ни о чём не догадается. Соответственно, чтобы понять послание, нужно наоборот ускорить аудио.

Пример из Ultimate Custom Night.

9. Убавить громкость аудио

Я не смог отыскать игру, где использовался бы этот способ. Я однажды наткнулся на сообщение, что в Doki Doki Literature Club Plus можно услышать шёпот, если все звуки и музыку убавить до нуля в настройках, а потом перезапустить игру. Я скачал игру и проверил, к сожалению, я ничего не услышал, да и снова отыскать инфу об этом в интернете я не смог.

Но звучит интересно, можно взять на заметку.

10. Добавить изображение в спектрограмму аудио

Если загуглить «image to sound spectrogram», то поисковик выдаст множество сервисов по преобразованию изображения в аудио. Аудио, которое получится из картинки, будет звучать как писк и шум, зато спектрограмма этого аудио будет вырисовывать нужную картинку.

Но нам не нужен какой-то писк, это слишком палевно. Нужно замиксовать с обычным аудио.

Для начала глянем композицию Мика Гордона, которое я открыл в Audacity. Не врут в интернете, действительно в спектограмме есть пентаграмма (и число 666).

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

Если замиксовать втупую, то писк будет слышен и выбиваться из всей музыки. Но если присмотреться к скриншоту и немного подумать, то можно понять некоторые уловки, к которым прибегал Мик Гордон, чтобы писк почти не звучал в музыке.

  • Естественно, уменьшить громкость писка.
  • Чтобы писка было меньше, сама картинка должна быть меньше. Простую одноцветную картинку можно очень сильно уменьшить в размерах без потери читаемости. Начертание рисунка желательно делать как можно тоньше.
  • Музыку желательно подбирать такую, чтобы она звучала "грязно, шумновато". Если музыка звучит электронно, типа как чиптюн (я не знаю как это ещё объяснить, надеюсь поняли), то можно писк растянуть на всё аудио, как будто писк - это так и задумано в музыке.

Есть интересный сайт под названием WAV2PNG. С его помощью аудио формата .WAV можно преобразовать в изображение формата .PNG, а после обратно преобразовать в .WAV

11. Оставить почти неразличимую пасхалку в изображении

Суть этого способа заключается в том, чтобы секретное послание внутри основного изображения почти полностью сливалось с изображением и чуть-чуть отличалось по цвету. Глаза ничего не будут замечать, пока не начать выкручивать Уровни (Level) в графическом редакторе.

Так делал разработчик FNAF со своими тизерами к играм. Один из тизеров...

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

...становился таким, если над ним немного пошаманить.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

12. Оставить прозрачные участки в изображении с альфа-каналом

Следующий способ больше подходит для сайтов. Если на сайте белый фон, то нужно взять картинку, где есть белый фон, и инструментом "Резинка" оставить послание на белом фоне. Тогда на сайте картинка будет отображаться как обычно, но если её скачать и открыть с фоном другого цвета, то отобразится пасхалка.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

13. PNG-наполнение за границами картинки

Подробнее этот способ расписан здесь: https://habr.com/ru/companies/vdsina/articles/518292/

Если кратко, послание нужно оставить в самом низу изображения, после чего при помощи HEX-редактора подрезать высоту изображения. "Вырезанная" часть останется и размер файла не изменится, но она не будет отображаться.

14. Зашифровать картинку внутрь другой картинки - LSB

Least Significant Bit - суть этого способа заключается в том, что последние значащие биты изображения заменяются всеми битами другого изображения или текста.

Стеганография в хоррор-играх, и не только в играх

Для такого дела я давно делал прогу на игровом движке Godot. Прога бесплатная, работает на Windows и Linux, исходники в архиве, движок тоже бесплатный.

Качайте пользуйтесь, там всё просто. Это бонус для тех, кто дочитал до сюда: https://drive.google.com/file/d/1GjAYh8rZoRyg5t6pRqe9pmb9EdFGJxTE/view?usp=sharing

Послесловие

Вот и всё, ребята! Под конец держите сайт с тулзами для ARG.

У меня есть предложение - если найдётся щедрый спонсор, готовый наградить победителей, то я могу запилить здесь ARG. Вам предоставится возможность блеснуть своими знаниями криптографии и стеганографии. Как вам такая идея?

13
Начать дискуссию