Журналистика в России
- Дохуя журналист?
- Мне была интересна работа людей с конкретной эпохой, событиями через объектив и тексты, особенно 90х и поздних нулевых (и их наследников) - поэтому решил сделать нечто типа подборки - на мой взгляд - самых интересных материалов оттуда.
- Сдристни уже на Пикабу, я тут за смешными картинками и раздачами роллов
- А я тут за обильными излияниями на любые темы от людей, которым писать нравится и которых чертовски-мало: вместо пустой желчи, запили чего-нибудь интереснее смехуёчков в протухшей от мемесов ленте.
- Журналистики (тут) нет и не было
- Был и есть, но это не всегда разъёбsна предмет очередной стомиллионной дачи Путина сами-знаете-кого. Примеры такого - ниже и в конце.
- У меня просто мозг сломался от потока шизы
- Завяжите с интернетом на время: прочтите лучше пару книг, пройдитесь по парку и навестите уже свою бабушку.
Стоит обозначить сразу, что любой мало-мальски виднеющийся журналист на российском горизонте (тем более ~двадцать с лишним лет назад) — подлинный герой, сующий голову в бесконечно-агонизирующий вулкан нашей с вами действительности, где вроде бы всё и без него ясно: пьют, бьют и воруют — но без него картинка эта была бы не настолько детализированной, злой и колющей глаза, что является базой хорошего материала, т.к. отклик зрителя (не столь важно, какой) выступает градообразующим элементом в вырабатывании гражданского самосознания и изменения реальности вокруг.
У работников профессии, кстати, есть недвусмысленный международный кодекс 1954-го, на который принято опираться - но значимые работы которым так же, порой, вынуждены-таки пренебрегать:
- Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.
- Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.
- Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.
- Журналист, носящий оружие, журналистом не является
Ниже - не топ лучших, а любительская ретроспектива лично-отсмотренных и запомнившихся видео/статей/репортажей/интервью, с небольшим ресёрчем по теме. Если у тебя, читатель, в закромах есть нечто похожее - добавляй в комменты.
Борис Соболев, когда-то член команды Специального корреспондента и выпускник МГУ 94-го, обладающий характерным сладкоречивым флёром и животной цепкостью в работе: знаковое произведение - Бремя цыган - где племя последних, со своей тягой к безвкусной роскоши и архаичными законами (стоящими над законами государственными) душой и телом предстаёт народом из раннего средневековья, в полностью отторгающем их настоящем.
"..но на Голгофе, среди присутствующих зрителей оказывается другой цыган, который ловко крадет этот гвоздь. В результате гвозди вбиты только в руки и ноги Спасителя, и Он в благодарность за поступок цыгана дает всем его соплеменникам такую поблажку: для вас, цыган, воровство не будет вменяться в грех"
На лекции 2011-го в своей альма-матер, автор уже поясняет за закрученные туже некуда гайки, вынужденную упрощённость материала и всё уменьшающееся место под солнцем для будущих специалистов.
Ну и венчает всё феерический цикл о повальной коррупции в распочковавшихся отделениях ведущих ВУЗ-ов и их производных по всей России: вдуматься только - около трёх тысяч шарашкиных контор, мимикрирующих - не без государственной аккредитации - под образовательные институты с бесполезными дипломами по выходу, конвейером выпускающих неучей.
Настоящее Время, образца пятилетней давности - свидетели России Разваливающейся, холоднейшим тоном повествующие о замерзающих колымчанах на земле из костей, носители которых эту Колыму когда-то освоили. Весь репортаж оттуда будто светится и поныне актуальными рассказами Шаламова, а эпизод в застенках санатория с лечебной грязью - фильмом A Cure for Wellness или игрой The Suffering.
А серия довольно личностных "обзоров" судеб людей, раскиданных от Самары до Полярного - современный альманах бесконечных историй о превратностях обыкновенности в зоне отчуждения.
Парфёнов - локомотив журналистики "интеллигентской", подчиняющий пространство любого кадра, в котором находится, своей уникальной повествовательной манере изложения.
После массового исхода с НТВ, наследников раннего видения канала не раз и не два показушно притаптывали - вспомнить хотя бы не вышедший эпизод Школы Злословия, где Парфенова клевали в течение часа личными придирками и "туманностью изречений".
Так же велика документалка о первопроходце цветной фотографии с топовым и по сей день, для подобного жанра, продакшеном.
Наши гонзо — это фарисействующие борзописцы.У них развита редкая разновидность дальтонизма: они видят только красное, черное и белое. Остальные оттенки и полутона их глаз не ловит. Недостаток профессионализма восполняется героической интонацией, нехватка информации – избытком эмоций, отсутствие взвешенности – дурной искренностью. Хуже всего, когда гонзо-журналист еще и талантлив. В этом случае он становится абсолютно неадекватным. Пьяный проспится, поэт – никогда.
За всей почти что китчевой изобретательностью и молниеносностью появления новостей в эфире, стояло неусыпное бдение телефона в ожидании гудка с использованием на грани риска всевозможных лазеек и высоких знакомств на изломе века.
- Нет, репортерские способности - понятие весьма формальное, и не надо считать, что они предполагают наличие каких-то особых приемов или манер. В этом деле могут преуспеть рожденные в разные эпохи люди, которые наделены совершенно несхожими наклонностями и вызывают различный социальный эффект: единственно, что всем им необходимо, - это авантюризм, безжалостность, беспринципность, жестокость, храбрость и, в известной степени, жадность.
Можно так же разделить пару суток с "бесконечным" и по бумагам не существующим заключённым 58-ми лет в Набутовском Один день. Новая версия, 2007 года выпуска.
Представить себе нулевые без голоса Полянского и характерных упреждающих джинглов в Криминальной России невозможно, ровно как и непоказную откровенность картинки того времени - сегодня: трупы, кровь и сказ про операцию с подменным мефедроном из уст полковника милиции отдаёт напускной Балабановщиной, являясь правдой вне времени, прикрыть глаза на которую не получается.
При этом, передача за срок своего существования настолько крепко врезалась в сетку вещания и житейскую норму, что залипать в экран с ней по вечерам могла целая семья, из раза в раз наблюдая неизмененное и ироничное (особенно сейчас) интро
„Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с Законом“
Так же никуда не деться от Глеба Пьяных и Программы Максимум с их мощной вербаликой и клиповым монтажом, смотрящиеся как вечернее шоу, на одном дыхании - а это, между прочим, час действительных расследований (не без перебивок с выходящими в тираж звёздами, для бюджета)!
Бывший и не самый удобный ведущий Дождя, а так же со-автор Растительной жизни со знаменитостями ещё раньше, прежде всего - создатель очерка о потенциальном ответе на то, почему в центре столицы России до сих пор возлежит труп.
Лобков чуть отстраненно, через тернии голодного времени продирается в sanctum sanctorum современной (sic!) мумификации, опередивших своё время ради поддержания показушной стабильности образа одного из главных людей 20-го столетия.
Отмечу так же историко-биологическое исследование или "научный детектив" из серии Трех цветов (розу/тюльпан/орхидею) - ведь Павел Альбертович на полставки увлекающийся биолог, а ныне и вовсе ландшафтный дизайнер.
В год 14-летия со дня убийства Анны Политковской в подъезде своего дома, издание Новой газеты опубликовало аудио-версию её Центрового из Центороя о первом интервью с Рамзаном Кадыровым, тогда ещё вице-премьером Чечни.
Жуть - и не в первую очередь благодаря музыке - этого своеобразного восхождения на Голгофу, что может оборваться в любой момент, описать трудно: это действительный путь героини в логово интерпретированного зла с беспрекословной, чудовищной честностью между строк.
Похожий своей закоренелостью и происходящий буквально за углом кошмар так же препарируется в аудио-сериале о сексуальной эксплуатации учащихся в летней эко-школе от журналистки Насти Красильниковой, на манер англоязычного подкаста-детектива Serial.
Через каталогизацию общедоступных фактов и инсайдов в категории "длинного разговора", Минаев залезает под шкуру гостя, превращая тон разговора в ёмкую кухонную бытовуху заодно с элементами игры в виде участвующих зрителей - и выходят крайне-бодрые интеллектуальные пятнашки, с интересными собеседниками типа Стерлигова или Мавроди.
А Быков-писатель наоборот, выступает полу-активным слушателем на поле иной ритмичности, в отличии от коллег по цеху - и это располагает даже Понасенкова.
Вскрытие ярким членом НТВ-шной плеяды - Лошаком,одним из первых целого культа оголтелых ценителей горячительной (?) в поселке Каолиновый взорвало медиа в своё время, сделав место на долгое время не иначе как местным филиалом Секретных материалов.
Я до сих пор не понял, чем был кыштымский карлик. Мы видели эту тряпочку, в которую было завернуто тело Алешеньки. Ее даже брали на анализы, и на тряпочке были обнаружены следы человеческого ДНК. Есть теория, что это был плод с мутацией. Там же в 50-е произошла Кыштымская авария, одна из крупнейших катастроф, и это могло привести к таким вот серьезным последствиям спустя много лет. С другой стороны, есть очевидцы, которые контактировали с этим карликом. И я не понимаю, зачем бы им понадобилось врать? Мы же им даже не платили»,
При этом, не являясь первопроходцем в жанре "русской правды", через большинство репортажей Андрея красной нитью прослеживается внимание к особой судьбе русского человека - как, например, в роуд-муви о пути Радищева из Петербурга в Москву на современный лад.
Знатнейший егоза и переводчик с испанского по образованию, не изменявший себе до конца (фактической карьеры - не жизни), "телекиллер" Доренко злостно подтрунивал над пока только осознающей саму себя Российской действительностью, о которой не напишут в учебниках.
В этом и состоит феномен Доренко — он не только с лёгкостью меняет взгляды в зависимости от смены взглядов хозяина, не только с тем же творческим ражем творит новую «легенду», но и делает это предельно откровенно, вдохновенно, страстно.
Но дело о коробке впечатается в анналы навсегда..
..как и едкие проходки по вертикали власти в тех же авторских программах, кочевавших с канала на канал.
Ныне почившая в бозе Lenta.ru, до исхода (и немногим позже) ключевых сотрудников во главе с Галиной Тимченко (будущая Meduza/иноагент), выдавала редкую на качество интернет-документалистику, где особо выстрелили ретроспектива русского попа и история нарко-войн в даркнете.
А ежели речь про интернет, то нельзя не отметить сборную Лошак/Муратов/Настоящее время (снова) и их колоссальный репортаж на тему зарождения русского сегмента мировой сети.
Новатор целого жанра ютуб-интервью и десятков его последователей когда-то мог выгадать интервью у главы государства перед выборами 2018-го (уже второй вопрос - зачем, после разыгранного как по нотам эфира Познера с Медведевым образца 12-го года).
Аккумулировав тумен подписчиков за счёт эпизодов с представителями медиа-культуры, Дудь (иноагент) изредка выстреливал записями прямых (и часто, по условиям таких гостей, не обрезанных) конфронтаций с представителями пропаганды, где гегемон Киселёва одним из первых показал всю дряблость и слабую подготовку ведущего, отчего последний сыпался два часа к ряду.
...или Дугин Солодникова, к которому бессмысленно пытаться подобрать ключи - и его просто 1,5 часа красиво гуляют в актовом зале под звучный эмбиент. Большинство эпизодов ещёнепознер - особенно сборные - выстроены по схожему сценарию, где площадка и интервьюер практически растворяются на фоне гостя.
Что почитать?
- Вся кремлевская рать. Краткая история современной России, Михаил Зыгарь (иноагент): история России на всём протяжении правления Владимира Путина.
- Рабы ОМОНа, Новое время: в чем суть бизнеса под названием "охрана общественного порядка".
- Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей, Иван Голунов/Meduza (иноагент): как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок.
- Как российская пропаганда использует мужские страхи, Вёрстка: колонка Станислава Хоцкого о российской агрессии и «пацанской» культуре.
- Лучше уже не будет, Вадим Елистратов/DTF: почему в истории с блокировкой Telegram нет ничего смешного.
- Лимбическая сила!, Новая газета: нестандартные технологии допросов стали выгодным делом для новых Лысенко от психологии.
- Как ловят маньяков в России, Саша Сулим: история самого кровавого убийцы в России и рассказ о людях, которые профессионально искали, находили и сажали в тюрьму серийных преступников.
- Сердце русской тьмы, Максим Мартемьянов: трилогия о бывшем милиционере, отсидевшем 13 лет за убийство - схиигумене Сергии, что построил на Урале пять монастырей и собрал вокруг себя многочисленную фанатичную паству.
- Дополнение к расследованию о растлении школьников/иц, Настя Красильникова: все эпизоды подряд, описания к ним, фотографии людей, о которых идет речь в подкасте и дополнительные материалы.
Спасибо за уделенное время!
ps пописываю что-то о всяком разном на так непонятном всем языке в своём телеграме
Тут больше половины иноагенты
Комментарий недоступен
Да да, тот самый.
Хороший обзор.
Но по теме еще столько, что можно смело приниматься за сиквел...
Лучше уже не будет, Вадим Елистратов/DTFНаписал бы уж в начале, что рекомендуешь читать Елисратова...
Уже и так никто не увидит, не парься