Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

Экскурс в лор серии и разбор тизера.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

На церемонии The Game Awards BioWare представила публике новый тизер Dragon Age 4 — следующей части знаменитой серии. Он оставил противоречивое впечатление — с одной стороны, нам обещают возможность поиграть за принципиально нового героя, «лишённого магической руки или собственного древнего пророчества», словно бы намекая на что-то радикально новое.

В тоже время сам закадровый тест произносит Варрик — обаятельный гном, любимец фанатов, появившийся во вселенной Dragon Age ещё во второй части в 2011-м. Да и среди продемонстрированных опасностей и угроз сплошь старые знакомые: город с тевинтерской архитектурой, демоны, порождения тьмы и, конечно, маг Солас. Он же — Ужасный волк, бог-трикстер эльфийского пантеона, долгое время обманывавший главного героя третьей части франшизы.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

Но о том, как именно четвёртая часть соотносится с «Инквизицией» пока остаётся только гадать. Зато есть время вспомнить, кто такой Солас, что такое Тевинтер и какие тёмные тайны Тедаса мы узнали со времён выхода первой части.

В статье речь пойдёт исключительно о фактах, твёрдо установленных как каноничные — хотя вокруг Dragon Age развилось множество интересных и правдоподобных фанатских теорий, их затронем только вскользь.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

Солас и эванурисы

Теглайн предстоящей игры — The Dread Wolf Rises, так что с него и других эльфийских богов стоит начать. Большая часть Тедаса, а также те, кто играл только в первую часть, знают о них достаточно простую историю.

До появления людей Тедас населяли эльфы, поклонявшиеся божествам-Творцам (в третьей части мы узнали, что они назывались эванурисы), покровителям ремёсел и важных элементов жизни. Среди них выделялась добрая богиня-мать Митал, богиня материнства и защитница своего народа, супруга верховного бога Эльгарнана, а также Фен'Харел, Ужасный волк, бог-трикстер.

По легендам, он был единственным, кто общался и с эванурис, и с их загадочными противниками — Забытыми, злыми и разрушительными богами. В легендах Ужасный волк выступал как коварное божество, ответственное за целый ряд злодеяний. В частности, он якобы заманил остальной пантеон в мир духов, Тень, и отделил от реальности, так что они не могли помочь своему народу.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

А помощь эльфам потребовалась. По легендам, с появлением людей они начали терять бессмертие. А затем вообще попали в рабство к человеческой империи Тевинтер, от которой освободились лишь много веков спустя, когда во главе со своим вождём Шартаном пришли на помощь пророчице Андрасте.

Освобождённые эльфы создали новое государство, которое окончательно уничтожили уже андрастианцы несколько веков спустя. Часть его обитателей приняло новую религию, а часть сохранила веру предков, избрав кочевой образ жизни.

В общем, простая и понятная схема, отсылающая к популярному в фэнтези мотиву «падения эльфов», широко известному ещё со времён Толкина и его современников, и перекочевавшему оттуда и в «Ведьмака» и во многие миры Dungeons and Dragons.

Однако требуется небольшая оговорка. Мир Тедаса очень лаконичный. Тут нет зашкаливающего многообразия рас, сверхъестественных существ, культов, типов магии, сотен древних цивилизаций и загадочных монстров, присущих многим другим фэнтези-вселенным. Всего четыре расы, деление внутри которых скорее культурное, чем сверхъестественное, несколько религий, охватывающих весь континент, ограниченный набор государств, выстроенная история.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

Самое главное — в играх не было богов, постоянно вмешивающихся в дела смертных и творящих чудеса налево и направо. В таком контексте эванурис казались просто языческим культом, мифом, уступившим место новой религии, как это было и в реальном мире. Но внимание, которое им уделяли, наводило на мысль, что не всё так просто, и последующие игры подтвердили эту догадку.

Какие-то намёки появлялись уже во второй Dragon Age, но по-настоящему правду раскрылась в «Инквизиции» и дополнении «Чужак». Один из компаньонов инквизитора, эльфийский маг Солас, помогавший протагонисту с самого начала этой части, рассказал, что эванурисы не были добрыми богами.

Тень связана со снами и магией, и населена духами, соотносящимися с эмоциями обитателей материального мира
Тень связана со снами и магией, и населена духами, соотносящимися с эмоциями обитателей материального мира

По его словам, в древние времена, когда обычный мир и Тень неразрывно переплетались друг с другом, группа эльфийских магов обрела такое могущество, что подчинила собственный народ, провозгласив себя богами. А татуировки валласлины, которыми не подчинившиеся Церкви долийские эльфы сейчас отмечают собственные лица, появились как знак рабства: их изображали на лицах соплеменников аристократы, связанные с тем или иным божеством.

Именно тогда и начался конфликт Ужасного волка с остальными эванурисами. На самом деле он выступал как покровитель восстаний, стиравший валласлины с лиц бывших рабов и наказывавший пантеон за их жестокость. В борьбе ему помогала Митал, единственная милосердная богиня.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

Но когда остальные члены пантеона объединились и убили её, чаша терпения Фен'Харела переполнилось. Он уверился, что бывшие товарищи просто уничтожат мир, если их не остановить, и решил запереть эванурисов в Тени. Но поскольку в одиночку победить весь пантеон не мог даже Ужасный волк, ему пришлось отделить саму Тень от материального мира. Обессиленный этим, он впал в глубокий продолжавшийся сотни лет колдовской сон — утенеру.

Но мир не стоял на месте. Фен'Харел не предвидел, что отделив Тень от Тедаса, он не просто ослабит эванурисов, но лишит собственный народ значительной части магических сил, бессмертия, а, самое главное — ощущения чуда, которое Тень порождает в смертных.

Ослабленные эльфы оказались лёгкой добычей для человеческих империй, и все благие дела, совершённые Фен'Харелом, забылись. Он остался в памяти своего народа Ужасным волком, чудовищным богом-обманщиком, к которому обращаются только в случае крайней нужды. А его противники — жертвами коварства и истинными покровителями эльфов.

Фен'Харел освобождает эльфов
Фен'Харел освобождает эльфов

Различные теории фанатов утверждают, что в последующие века Ужасный волк пробуждался не раз. К примеру, многие предполагают, что именно он, под именем Шартана, привёл эльфов на помощь Андрасте и завоевал им свободу.

Некоторые вообще предполагают, что он выдавал себя и за Создателя, с которым никто, кроме пророчицы, напрямую не говорил. Официально известно только об одном его возвращении — под личиной мага Соласа. Собственно, «Солас» может быть его настоящим эльфийским именем, так как Фен'Харел — прозвище, полученное от разгневанных эванурисов.

Увидев состояние мира и собственного народа, пробудившийся бог пришёл в ужас. Жизнь эльфов вдали от красот и чудес Тени, пусть и вне власти пантеона, казалось ему лишённым смысла существованием, что усугублялось многочисленными земными тяготами. И Солас решил исправить свою ошибку, а заодно покончить с эванурисами навсегда.

В Тени Ужасный волк предстаёт в виде громадного шестиглазого животного
В Тени Ужасный волк предстаёт в виде громадного шестиглазого животного

Он решил воспользоваться древним магическим артефактом, Сферой Уничтожения, способной разрушить стену между мирами. Эти магические предметы были неизменным атрибутом любого эвануриса, сосредоточением магии, хотя их точно назначение неизвестно.

Но в новой эпохе Солас понял, что потерял слишком много сил за прошедшие столетия и не способен активировать Сферу самостоятельно. Вместо этого он подбросил артефакт агентам главного антагониста третьей части игры, павшего тевинтерсокго мага Корифея, рассчитывая, что тот погибнет при её использовании. Но бывший магистр оказался сильнее, чем Солас предполагал.

Корифей и Тевинтер

Но кто вообще такой Корифей, откуда он взялся и почему Солас решил, что ему нужна Сфера? Ответ на эти вопросы кроется в истории Империи Тевинтер, той самой, которая поработила древних эльфов, и города которой мы видим в новом трейлере. Хотя ко времени начала игры эта страна остаётся могущественной, нынешний Тевинтер — тень своего былого величия.

В древние времена первое человеческое государство охватывало почти весь континент. Его положение держалось на силе магии, в частности, магии крови, жутких ритуалах, подталкивающих людей к сделкам с демонами — зловещими обитателями Тени, живыми воплощениями пороков.

На флагах виден официальный герб Тевинтера
На флагах виден официальный герб Тевинтера

А ещё Тевинтер почитал так называемых Древних Богов. В отличие от эванурис, Старые Боги —существа из плоти и крови, имевшие облик громадных драконов. Их точная природа неизвестна, а теории разнятся.

Церковь учит, что это могущественные духи, заставившие людей призвать себя из Тени, а многие учёные считают, что это были, собственно, гигантские драконы, поработившие человечество — и вот они, скорее всего, ближе к истине. Среди фанатов распространена версия, что Древние Боги и загадочные Забытые, враги эльфийского пантеона, обитающие в месте под названием Пустота — одни и те же существа, но это ставит лишь больше вопросов.

В отличие от эванурисов, в самом существовании Древних Богов не сомневается никто. Однако по неизвестной причине их физические тела оказались заперты под землёй. Церковь, опять же, связывает это с действиями Создателя, творца мира, обычно не вмешивавшегося в дела смертных.

Но, возможно, за их судьбой стоят Титаны — гигантские твари, связанные с землёй, способные менять очертания гор и береговых линий. По легендам, они предшествовали даже эльфам, и проиграли в сражении их богам, которые использовали сердца поверженных противников, чтобы создать те самые Сферы. Но некоторые Титаны уцелели где-то в глубинах земли. Исследователи и мистики, особенно из числа гномов, называют кровью титанов магическое вещество лириум. А что-то похожее на самих хтонических существ появляется в трейлере на 24-й секунде.

Но вне зависимости от причин, заточение под землёй не уничтожило ни Древних Богов, ни их культ. В частности, сильнейший из них, Думат, начал нашёптывать своему жрецу Сетию Амладарису, взявшему для служения в храме псевдоним «Корифей» обещания божественных сил, если тот вступит в Золотой Город, цитадель Создателя. Корифей объединился с другими магами, и совместно они разработали и провели чудовищный ритуал, который физически перенёс их в глубину Тени, где располагался Город.

Современный Тевинтер контролирует малую часть былой Империи
Современный Тевинтер контролирует малую часть былой Империи

Но вступив в него, магистры его осквернили, а если верить Корифею — обнаружили, что он уже осквернён. Так или иначе, они превратились в первых порождений тьмы, жутких тварей, одержимых ненавистью ко всему живому, которые постоянно слышат «зов», магический сигнал, исходящих от Древних Богов. А самое главное, они обрели способность превращать других людей в себе подобных и производить чудовищное потомство. Так возник Мор.

Эта угроза захлестнула Тевинтер, породив целую армию чудовищ. Совместно они выкопали Думата, и, осквернив его собственной кровью, превратили в архидемона, которого порождения тьмы почитают как божество.

Последовавшая война, вошедшая в историю как Первый Мор, продолжалась 200 лет и существенно ослабила Тевинтер. И хотя в итоге архидемон погиб, в скором времени пророчица Андрасте, женщина из племени варваров, заявила, что она установила связь с Создателем, и передала людям его волю, породив новую религию, стремительно распространившуюся на все окружающие народы.

Андрасте остаётся самой почитаемой из религиозных фигур Тедаса, поклонение которой объединяет большинство людей, а также часть гномов и эльфов
Андрасте остаётся самой почитаемой из религиозных фигур Тедаса, поклонение которой объединяет большинство людей, а также часть гномов и эльфов

Один из важных догматов её учения — недоверие к магии и жёсткий отказ от взаимодействия с демонами и Древними Богами. Это привело к конфликту с Тевинтером, окончательно подорвавшему его силы. Со временем сама империя даже приняла андрастианство, пусть и в его изменённой версии.

Тем временем вторжения порождений тьмы продолжились, а под землёй, где обитают гномы, война с ними вообще не прекращалась. Бывшие магистры частично восстановили разум за последующие века, но не успели использовать вернувшееся самосознание. Корифей долгое время провёл в спячке, а позже попал в плен к Серым Стражам, ордену борцов с угрозой Мора. Те не понимали, с кем именно столкнулись, но надеялись использовать «говорящее порождение тьмы». План не увенчался успехом, и Корифея запечатали в колдовской башне в горах.

Корифей в виде порождения тьмы
Корифей в виде порождения тьмы

Но много лет спустя он освободился. Разочаровавшийся и в Древних Богах, и в Создателе, он решил вновь войти в Золотой Город и всё-таки обрести статус божества, раз и навсегда закрыв религиозный вопрос в Тедасе. Используя магические познания, хитрость и силу, он собрал целую армию последователей, которые и принесли ему Сферу Разрушения.

Но план Соласа, сам по себе чреватый чудовищными разрушениями от падения барьера между мирами и возвращения эванурисов, едва не обернулся ещё худшей катастрофой. Хотя у Корифея не получилось уничтожить Завесу, он не погиб, а решил попробовать ещё раз.

Ужасному волку пришлось объединяться с удачливым смертным, Инквизитором, который случайно вмешался в ритуал Корифея и обрёл способность закрывать внезапно возникшие прорехи между Тенью и материальным миром. В итоге Сферу уничтожили, а первоначальный план Фен’Харела провалился.

Архитектор из Awakening, дополнения ещё к первой Dragon Age — скорее всего, ещё один павший магистр
Архитектор из Awakening, дополнения ещё к первой Dragon Age — скорее всего, ещё один павший магистр

Но тот не планировал сдаваться, и обратился к самому неожиданному союзнику — Митал. Погибшая эльфийская богиня умерла не до конца — остаток её души и воли парил в Тени, пока в один день не почувствовал зов человека, страдавшего от несправедливости. Женщина по имени Флемет сбежала из своего племени после того, как, согласно сказаниям, местный правитель убил её супруга, а саму Флемет пытался заставить выйти за него замуж.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

Однозначных подтверждений именно этой версии событий нет, но Флемет точно оказалась в пустошах одна и нуждалась в помощи. И Митал откликнулась на её зов. Эльфийское божество вселилось в смертную, наделив её впечатляющими магическими силами и, фактически, бессмертием.

Долгие годы она жила в пустошах, заключая сделки с отчаянными просителями и заводя дочерей. Одна из них, Морриган, помогла главному герою первой Dragon Age, и, в зависимости от действий игрока, могла вселить душу одного из Древних Богов в тело собственного ребёнка. Причём, судя по тому, что в недавнем трейлере нам напомнили об этих событиях, её история также продолжится в следующей части.

Вероятно, одна из фресок, показанных в трейлере, как раз и посвящена Морриган
Вероятно, одна из фресок, показанных в трейлере, как раз и посвящена Морриган

При этом собственные планы и цели Флемет оставались загадкой даже для её потомства. Пока Солас, некогда — друг Митал, не пришёл к богине и обратился к ней с просьбой о помощи в спасении его народа. Она согласилась, хотя в чём эта помощь заключается, мы пока не знаем, равно как и не знаем целей Соласа.

Зато уже сейчас очевидно, что это опасный противник для любого героя. Помимо того, что он сам — по меньшей мере, могущественный маг, Солас прекрасно знает принципы работы всех древних артефактов своего народа. После бегства из Инквизиции, он подчинил своей власти элувианы — магические зеркала-порталы, разбросанные эльфами по всему Тедаса, и позволяющие стремительно перемещаться как в Тени так и в материальном мире.

О рыцаре-командоре Мередит, одном из главных антагонистов второй части, напомнили в новом тизере
О рыцаре-командоре Мередит, одном из главных антагонистов второй части, напомнили в новом тизере

Другой артефакт, попавший к нему в руки — идол из красного лириума, осквернённого материала, возникающего, если обычный лириум заражается Мором. В Dragon Age II игроки видели, что в руках лидера храмовников идол превращался в грозное оружие, наделяющее его хозяина уникальными сверхъестественными силами. Нельзя исключать, что Солас использует его потенциал гораздо эффективнее.

Тем более, что, как предполагают некоторые фанаты, идол изображает самого Фен’Харела и Митал. С другой стороны, на статуэтке также можно разглядеть однорукую фигуру, напоминающую Инквизитора.

Наконец, на службу Соласу со всего континента устремилось множество эльфов, уставших от веков притеснения и рабства. Хотя сам Ужасный волк не воспринимает их как родню, видя лишь бледные тени истинных эльфов, он испытывает к ним жалость, и с готовностью принимает предложенную помощь, выстроив громадную сеть агентов и информаторов по всему континенту.

Старые боги и павшие империи: вспоминаем главные тайны вселенной Dragon Age

Судя по всему, в следующей игре BioWare хочет свести воедино все многочисленные сюжетные линии. За трейлер длиной в одну минуту нам напомнили про красный лириум и Морриган с её ребёнком, показали улицы Тевинтера, готовящегося к мести Соласа и тварей, похожих на Титанов, упомянули порождений тьмы и демонов. Удастся ли разработчикам разрешить эти конфликты с помощью героя, лишённого, по их обещаниям, великого предназначения или колдовской руки — увидим.

204204
111 комментарий

Я до сих пор не понимаю, зачем они рисуют континент вверх тормашками? Ну якобы континент находится рядом с южным полюсом. Но ведь это лишено смысла. Допустим, так оно и есть. Как народы называли стороны света? Восток - где восход солнца, запад - где закат солнца, юг - где теплее, север - где холоднее. Направление хода солнца по небосводу тут роли не играет. Вот и получается, что они считали бы южный полюс северным, и карты у них бы рисовали с Ферелденом на севере и Тевинтером на юге.

Играю сейчас в Ориджин. Это великолепно и ни капельки не устарело. Не смейтесь, но я тешу себя надеждой тщательно пройти Инквизицию.

26

Кроме ориджина и дополнения к нему можешь больше в серию не играть, это самый сок. 

25

а чего там смеяться, инквизиция с допами не считая челюстей гаккона это вполне добротная игра

12

Мой совет - инквизицию не стоит проходить на высокой сложности. Сложность боёв отлично компенсируется необходимостью гриндить ресурсы на крафт экипировки.

5

Инквизиция одна из моих любимых игр. В ванильном издании она может и выглядит непонятно и ей постоянно чего-то не хватает, но с контентом дополнений всё встаёт на свои места.

4