Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Я думал, что моя жизнь – трагедия, но сейчас понял, что это комедия

Артур Флек, Комик

Кинокомиксы становятся всё серьёзнее. Настолько серьёзнее, что начинают брать главные призы самых престижных кинофестивалей планеты. Что и не удивительно, учитывая то, как к ним стало относиться сообщество режиссёров и сценаристов.

Очевидно, что большинство из них осознало, и многие продолжают осознавать, возможность работы с жанром в совершенно ином ключе. В свою очередь, и зрители постепенно перестают воспринимать кино о супергероях и злодеях, как что-то предназначенное только для удовлетворения спинномозговых потребностей в красочных сценах со взрывами на фоне незамысловатых сюжетов об очередном спасении мира.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Ещё Кристофер Нолан своей «Тёмной трилогией» показал, что кино про Бетмена может быть максимально приближенным к реальности. Он продемонстрировал, как комикс о мужчине в чёрном плаще – вечном защитнике Готема, перерождается на экране во что-то большее, чем то, что он представлял собой изначально.

Нолан доказал, что комиксы – это не просто книжки с картинками для детей. Он доказал, что они могут стать основой по-настоящему умного, и даже думающего кино, которое способно встать в один ряд с классикой мирового кинематографа, и при этом не чувствовать себя неловко.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Так и сейчас постановщики продолжают экспериментировать с формой подачи, не оставляя попыток привнести что-то новое, найти собственное видение материала. В связи с этим жанр развивается, обретает новые черты, углубляется в изучение самого себя и становится увереннее в своих силах завоёвывать новые вершины.

В итоге мы – зрители встречаем на экранах кинотеатров такие удивительные картины, как «Джокер». Конечно, это происходит не так часто, как хотелось бы. Однако сам факт существования подобных проектов и их тёплый приём со стороны публики и критиков, дают надежду на то, что хотя бы на каждые три «Капитанши Марвел» будет выходить один такой «Джокер».

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

«Джокер» – фильм о легендарном злодее комиксов DC, рассказывающий историю его происхождения. Здесь Джокера зовут Артур Флек, и он живёт со своей мамой в бедном районе Готема, подрабатывая аниматором в костюме клоуна, и мечтая однажды стать известным стендап комиком.

Картина никак не связана с другими фильмами издательства и студии «Warner Bros.». Лента является психологическим триллером американского кинорежиссёра Тодда Филлипса, снятым по его сценарию, написанному в сотрудничестве со Скотом Сильвером. Также, со слов самого Филлипса, фильм был вдохновлён «Таксистом», «Королём Комедии» и «Бешеным быком» Мартина Скорсезе, частично основываясь на комиксе «Batman: The Killing Joke». Премьера состоялась 31 августа на 76-ом Венецианском кинофестивале, где картина заполучила главный приз – «Золотого льва».

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

То, что фильм никак не связан с другими картинами киновселенной DC, позволяет ему становиться объектом интереса даже тех людей, кто в жизни ни разу не слышал ни про комиксы, ни про Бетмена, ни тем более про Джокера. Этим фильм выигрывает, имея возможность поместиться сразу на двух стульях. Для кого-то он станет историей о хорошо знакомом персонаже с приятными отсылками на события комиксов. А для кого-то картина может стать просто отличным триллером, способным удерживать нервы в напряжении на протяжении всего хронометража. И пусть для первых лента предлагает намного больше. Для вторых её ценность в культурном плане навряд ли от этого уменьшится.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Своей новой лентой режиссёр «Мальчишника в Вегасе» с головой погружается в вопросы человеческой психики. Без сомнения, этому способствует и личность самого Джокера. Благо персонаж, как никто другой располагает к изучению данной проблематики. Через призму характера и пути ментального развития главного героя Тодд Филлипс обнажает множественные пороки людского общества, противопоставляя ему собственное отражение в лице глубоко одинокого и несчастного человека. Такого человека, которым может стать любой, осознай он то, что ему больше нечего терять.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Иными словами, в работе Филлипса отчётливо прослеживается идея антитезы индивидуума и системы, неспособной этого индивидуума ни понять, ни, тем более, принять. Максимально детально подходя к изучению темы, режиссёр успешно показывает, как общественная незаинтересованность в конкретном человеке и пренебрежительное к нему отношение со стороны отдельных людей могут, сами того не осознавая, породить настоящего монстра. Сотворить мессию, удачно оказавшегося в нужном месте, в нужное время.

Вместе с тем Филлипс демонстрирует, как принятие собственного Я в условиях терзающего душевного мрака даёт волю настоящим чувствам и привносит в жизнь совершенно иные краски. Потому что в глубине эта картина, в первую очередь, о столкновении с самим собой и о борьбе с собственными демонами. Эта картина о саморазвитии через самообретение. Пускай и не то, на которое стоит ровняться.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Режиссёр очень тонко работает с художественными образами в ленте. Подавляющее большинство смыслов картины и аспектов изменения главного героя поданы исключительно через работу с визуальным нарративом. Например, лестница, по которой Флек угрюмо поднимался в начале, но одухотворённо спускался в конце, исполняя эффектный танец, символизирует ничто иное, как избавление от тяжёлого груза условностей жизни в попытках подстроиться под законы безжалостного общества и окончательное принятие себя.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Но что у Филлипса получается ещё лучше, так это демонстрация психической неуравновешенности Джокера. Он работает с природой персонажа на мета-уровне. Джокер в видении режиссёра – это не суперзлодей. Он ни разу не гений преступного мира. Джокер – это жалкий, подавленный человек. Элементарная погрешность, на которую просто не сразу обратили внимание. И именно этот факт делает его живым и предельно реалистичным героем. Настолько реалистичным, что становится страшно от мысли о том, что таких «Джокеров» на улице может ходить не один десяток.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Сущность персонажа заключается в тотальном хаосе. Джокер может быть кем и чем угодно. Не существует ни определённой версии его происхождения, у него нет и быть не может чёткой мотивации, его действия невозможно предугадать. Он сам является хаосом, и привносит хаос в общество. Джокер всегда предстаёт катализатором, несущим новый мировой порядок. Ведь Джокер – не определённая фигура. Он – идея. И режиссёр подчёркивает это, ставя под сомнение абсолютно каждый момент его биографии.

Поэтому и для зрителей, и для самого Джокера остаётся загадкой, происходили ли события с ним, показанные в фильме в реальности, или же всё это было только плодом его больной фантазии в стенах лечебницы Аркхэм. В плане раскрытия не просто главного героя, а именно его природы и смысла существования в культуре Тодд Филлипс проделал невероятную работу.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Это очень депрессивное кино. Самая настоящая трагедия. Однако в гнетущей атмосфере мрака, полностью обволакивающего мир ленты, режиссёр находит немного места и для комедии. Ведь, как когда-то сказал немецкий писатель Герхард Бранстнер: «Трагичное без юмора – лишь печальное».

Филлипс искусственно создаёт комедию внутри картины и комедия эта направлена больше на самого героя, нежели на зрителя. Его Джокер старается найти в юморе спасение от всепоглощающей душевной тьмы и безнадёжности жизни. Ровным счётом, как и он сам, зритель не может понять, как он должен реагировать на происходящее вокруг. Вследствие чего и по ту, и по эту сторону экрана порой возникают судорожные смешки в тех моментах, где смеха не может быть в принципе.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

И тем больше любопытен тот факт, что до «Джокера» Тодд Филлипс работал преимущественно в жанре лёгкого комедийного кино, присущего традиционным веяниям американской культуры. В хорошем смысле этого слова, конечно.

Со слов режиссёра, этим фильмом он решил защитить жанр комедии. Который по его мнению больше не работает, так как авторы боятся задеть кого-то своими шутками. «Как по мне, комедии объединяет то, что они неуважительны. И я задумался, как создать что-то неуважительное, но при этом не комедию. Так и появилась идея картины. Я хотел взять мир комиксов и перевернуть его с ног на голову» - сказал в интервью режиссёр.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Но сценарная работа режиссёра с личностью Джокера мало чего бы стоила, если бы не нашлось актёра, который бы смог достойно воплотить на экране образ главного психопата Готема. Хоакин Феникс оказался именно тем актёром, которому это удалось идеально. Джокер Феникса получился совершенно неповторимым. Все его ужимки, движения тела, мимика, холодящий душу смех – всё бесподобно. Его герою веришь, проникаешься его историей и сопереживаешь. Феникс не играет. Он живёт в образе.

Конечно, фильм обязательно стоит смотреть в оригинале. Но актёрский перфоманс Хоакина настолько силён, что его самоотдача роли и великолепное исполнение проступают даже через российский дубляж. К слову, не самый плохой.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Вообще, персонаж Джокера – это лучший шанс для актёра показать то, на что он способен. И Феникс воспользовался им сполна. Как когда-то Хит Леджер получил свой «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана», к сожалению посмертно, за исполнение роли Джокера в «Тёмном рыцаре» Нолана. Так и у Хоакина Феникса есть абсолютно все шансы забрать свой «Оскар», только теперь уже в главной актёрской номинации.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Выглядит фильм также хорошо, как и звучит. Операторская работа Лоуренса Шера, который не скупится на обильное использование крупных планов с интересными ракурсами, и музыка Хильдур Гуднадоттир работают в полнейшей синергии, создавая вязкую атмосферу безысходности и отчаяния.

Исландский композитор ещё в «Чернобыле» от HBO доказала, что её музыка способна разрывать душу и давить на психику. Здесь она не изменяет своему вкусу. А игра на контрасте с лёгкими песнями того же Фрэнка Синатры или Джимми Дюрранте придаёт композициям Хильдур ещё больший художественный вес.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

«Джокер» – это настоящее кино-событие. Потрясающий фильм, пропитанный духом образцового кинематографа старой школы. Отличный пример того, как стоит снимать самобытное кино по комиксам. Безусловно, это один из главных претендентов на звание «Фильм года», достойный уже считаться современной классикой.

Тодд Филлипс создал что-то большее, чем просто фильм о суперзлодее. Он предоставил на суд публике глубоко философское кино-эссе о деструктивном самопознании в холодном и суровом мире, полном трагичного одиночества. Филлипс вывел персонажа Джокера на совершенно новый уровень, возведя его личность, как идею всеобщего хаоса в абсолют, сделав банальную случайность движущей силой всего, что происходит в фильме.

Джокер. Искренняя трагедия в мире безжалостной комедии

Этой картиной режиссёр прямым текстом сказал о том, что в мире безжалостной комедии всегда будет тлеть огонёк искренней трагедии. Как и о том, что зачастую, сама трагедия в том и состоит, что её никто не замечает. Но с этим, увы, ничего не поделаешь. Ведь такова жизнь.

7878
45 комментариев