Дурак 2: режиссёр, зритель или Седой?

В преддверии выхода на большой экран картины "Сторож" Юрия Быкова я решил поделиться с вами рассуждениями по поводу его предыдущей картины - "Завод".

​Для тех, кто фильм не смотрел: в тексте статьи могут оказаться некоторые спойлеры.
​Для тех, кто фильм не смотрел: в тексте статьи могут оказаться некоторые спойлеры.

Если же вам интересно взглянуть на мою писанину - добро пожаловать. Думаю, следует начать с небольшой аннотации к фильму:

Кратко о фильме от режиссёра Юрия Быкова.​
Кратко о фильме от режиссёра Юрия Быкова.​

Творчество Юрия во всех просмотренных картинах прежде всего ценилось мной за мотивацию и раскрытие персонажей. За логику поступков, сделанных на эмоциях, самосохранении, страхе, глупости, необходимости самопожертвования. За выбор, сделанный действующими лицами, и предпосылки к нему.

И не важно, главный герой сейчас в кадре или второстепенный персонаж.

Это цепляло и подкупало.

Фильм "Завод" не похож подобным подходом на прежние картины.

Отдельно отмечу, что картинка, музыкальное сопровождение, игра актёров - всё так же хороши. За это, безусловно, плюс.

Дурак 2: режиссёр, зритель или Седой?
​Сцена с атмосферной перестрелкой в темноте замкнутого пространства завода мне понравилась, только она не может вытягивать озвученные проблемы.
​Сцена с атмосферной перестрелкой в темноте замкнутого пространства завода мне понравилась, только она не может вытягивать озвученные проблемы.

Подкачал сценарий.

Я пытался понять, почему произведение с таким большим трудом находит отклик во мне. Что не так именно с этой картиной Юрия, чего ей не хватает. Думаю, я смог ответить на этот вопрос:

Слишком мало времени уделено раскрытию мотивации персонажей, почему они идут на такое рискованное дело.

Персонажи сразу отнеслись скептически к идее с похищением, сами озвучили, почему опасно требовать выкуп за олигарха, поскольку это грозит тюрьмой, и что им необходимо потом ОЧЕНЬ надолго «залечь на дно». Пусть и не в Брюгге.

Итак, в сценах для раскрытия мотивации персонажей мы видим:

1. Втыкающего в ящик бывшего бандита;

2. Старожилу завода в окружении своего выводка;

3. Усача, которому его жена из соседней квартиры ставит рога каждую ночь;

4. Самого молодого участника с больной матерью, за которой необходим уход;

5. Читающего задумчивого старика;

6. Главного героя заварушки - Седого в припадке.

То есть для того, чтобы зритель понял, почему шести мужикам с завода, который закрывает собственник, выгодно устроить разбой в отношении самой влиятельной фигуры области - требуется всего полторы минуты хронометража. Примерно по пятнадцать - двадцать секунд на каждого.

Я считаю, что это вопиющий недостаток, с учётом того, как тема социально - экономической жизни простых работяг будет затрагиваться в диалогах дальше.

Как и почему эти люди преодолели свои страх и сомнения?

Мы увидели их текущее положение, но вот то, что переломило их первоначальную нерешительность, нам не показали. Очень странно выглядит, потому как не идти на дело намного безопаснее, чем участвовать в сомнительной опасной операции, подвергая риску не только себя, но и родных.

Дурак 2: режиссёр, зритель или Седой?

Ещё одна проблема - треть фильма занимают диалоги персонажей о том, как простые люди страдают, мучаются, и им некуда деться от нищеты. Седой не раз поднимает тему того, как олигарх кровавым путём построил своё состояние на бедах граждан и фоне всеобщей разрухи.

Режиссёр в данном случае не показывает, а рассказывает, в результате чего у зрителя не формируется либо недостаточно сформируется эмпатия по отношению к персонажам, и их поступкам.

Абстрактное "Все в Ростовской области ужасно страдают" не вызовет особых чувств в отличие от "Петров, отец-одиночка и житель Ростовской области, страдает от невыплаты n-месячной зарплаты на заводе, из-за чего не может прокормить ребёнка, соседи устали одалживать деньги, он вынужден воровать курицу в магазине, в результате долгов по квартплате в течение нескольких месяцев, приставы арестовали автомобиль, со счетов списываются приходящие деньги, а вишенкой на торте - отключение от источников света и водоснабжения, Петров без возможности найти стабильный заработок, в полуразвалившейся и местами рваной одежде топчет изо дня в день проходную ЖЭКа, который не хочет идти ему на встречу. В какой-то момент после продажи неарестованной приставами мебели, Петров, отводит ребёнка (которому добродушные соседи больше не разрешают разрешают воспользоваться туалетом и душем) в детский сад(в котором ребёнка дразнят и издеваются из-за положения семьи), глушит водку, и в отчаянии, взяв старую охотничью двустволку, отправляется решать свои проблемы" , поскольку во втором варианте присутствует глубина сложившейся ситуации, конкретные обстоятельства и подробности его страданий, а также действия, которые он предпринимает. Что и раскрывает персонажа. Конечно, с условием, что это органично Показано на экране, а не слетает с уст персонажа.

Вадимыч Уфимыч, Какой-то умник с DTF

Именно эти вещи не дают толком возможности сопереживать героям, из-за чего ты ощущаешь себя просто зрителем из кинозала, а не участником картины, являющимся с ней одним целым.

Я не сухарь и не идиот, так как понимаю, что хотел передать автор, и всё же в ходе повествования зритель сталкивается с моментами, где мотивы слабо раскрыты, либо истории о бедах беспардонно вывалены зрителю прямо на стол.

Я люблю произведения Юрия: они цепляют, дают пищу для ума, демонстрируют безнадёгу, либо необходимость не оставаться в стороне. Однако не в этом произведении.

Мне не понравился «Завод». Потому что на сложную тему автор разговаривает с нами на каком-то несерьёзном, или нарочито простом языке.

Не считаю, что картина слита и получилась однозначно плохой. Просто в том виде, какой она приняла сейчас - это не то произведение, которое можно поставить на одну полку с «Жить», «Майором» и «Дураком».

Дурак 2: режиссёр, зритель или Седой?

Благодарю за внимание.
#Быков #Завод #Дурак

19
13 комментариев