Торжество справедливости, или разбор Снайдерката
Снайдеркат лучше фильма 2017-го года, который я здесь и далее буду называть «студийной версией». Это было ясно ещё давно. Зак Снайдер может быть не самым лучшим режиссёром, снимающим не по самым лучшим сценариям, но в одном ему не откажешь – у него есть авторское видение. Даже если в этом видении есть огрехи и почти полное отсутствие чувства меры, оно всё равно породило бы куда более целостное и гармоничное произведение, чем попытки WB угодить всем и сразу, сопряжённые с жуткой спешкой в надежде стать вторым Марвелом и неплохо на этом заработать. Снайдеркат вновь это доказал, но в этот раз на практике.
Однако, прямо скажем, достигнуть более высоких результатов в сравнении со студийной версией – не сказать чтобы слишком большое достижение. В связи с чем возникает вопрос: а насколько версия Снайдера хороша сама по себе?
Что же, давайте разбираться.
Глава первая
Более эпическое
Одна из главных перемен в версии Снайдера в сравнении со студийной состоит в том, что фильм разросся и стал более глобальным. В «Бэтмене против Супермена» это только мешало сюжету, потому что порождало множество сюжетных линий, которые не только не были нужны истории, но и всячески мешали ей. В итоге мы получили кучу обещаний, но не само кино, на которое, собственно, пришли. В «Лиге» эта проблема почти сошла на нет.
Во-первых, глобальность для главного кроссовера киновселенной – дело вполне естественное. Во-вторых, она даёт фильму контекст, которого раньше сильно не хватало. В-третьих, она не просто не вступает в противоречие с сюжетом, но и дополняет его. Самый яркий пример – Степпенвульф. Дарксайд и прочие обитатели Апоколипса в фильме Зака существуют не только для фан-сервиса и в качестве затравки для следующих фильмов – они помогают лучше раскрыть главного злодея конкретно этой ленты. Степпенвульф здесь намеренно показан как мелкая сошка, как эдакий неудачник, который пытается выслужиться перед «начальством». Это такой персонаж, который когда-то был всем, но вмиг стал никем, и теперь желает вернуть всё как было. Подобный личный конфликт мог легко превратить персонажа в посмешище, но до этого не дошло. Несмотря на своё немного жалкое положение, которое даже вызывает сочувствие, Степпенвульф всё равно крайне умело раскидывает своих врагов, что делает его серьёзной угрозой в глазах зрителя. В итоге мы имеем, пожалуй, лучшего злодея за все три фильма Снайдера по DC.
Но в «Лиге» есть затравочки и помимо Дарксайда. Что насчёт них? Можно ли было их вырезать? Да, можно было, однако не всё так просто. К классической схеме «завязка-кульминация-развязка» здесь добавляется эпилог, в котором большая часть этих вставок и расположена. Поместить обещания и затравки именно сюда, после самого сюжета, а не в его середину, где они разрывали бы повествование и превращали бы его в кашу (как раньше) – это очень элегантное решение, которое не отнимает у отдельного фильма его независимость и законченность и одновременно даёт направление для дальнейшего развития киновселенной.
Глава вторая
Более человеческое
Если масштабность всегда была присуща фильмам Снайдера, то с приземлённостью частенько возникали проблемы – иногда она отсутствовала там, где нужна была как воздух. Если бы Супермен был не только архетипом бога, но и человеком, если бы персонаж Бена Аффлека обзавёлся более внятной мотивацией, «Бэтмен против Супермена» только выиграл бы. К счастью, с «Лигой» история не повторилась, и мы наконец-то смотрим на персонажей, которые куда больше похожи на людей.
Как вы уже, наверное, слышали, больше всего «досталось» Флэшу и Киборгу – оно и понятно, ведь у них у одних ещё нет сольников.
Барри Аллен наконец-то перестал быть глупым клоуном. Нет, он всё ещё комик-релиф, но в этом в фильме это напрямую вытекает из характера героя. Шутки с ним не всегда смешные, но они кажутся естественными и играют роль в раскрытии персонажа, чем не могла похвастаться студийная версия. Причём этот фильм понимает, что можно одновременно сделать комик-релифа, нормального персонажа и супергероя, который будет действительно ощущаться, как супергерой. Да, Барри всё ещё толкает врагов, и вообще по всему видно, что он крайне неопытен, причём тут это показывается через видеоряд, а не через нелепый диалог про неумение драться. Однако Флэш здесь всегда старается помогать то гражданским, то остальной Лиге, а под конец получает свой, как говорили наши прадеды, hero moment. Даже неудачи не делают его в глазах зрителя гипертрофированным лузером, как это было в студийной версии. Вот только сцены, в которой Барри выказывает сильную заинтересованность по отношению к Диане, по-прежнему кажутся лишними. Хотя бы здесь он на неё не падает – и на том спасибо.
Что касается Киборга, то он и вовсе стал главной звездой Снайдерката. Он получил убедительный конфликт и хорошее, детальное раскрытие через флэшбеки, сцены в кибернетическом астрале (назовём их так) и взаимодействия с отцом и командой. Он, пожалуй, лучший персонаж фильма, хотя раньше был чуть ли не худшим.
Старой гвардии уделяется меньше времени на раскрытие, и это не самое плохое решение, потому что у них уже были свои минуты славы. Тут больше всего радует Бэтмен, весь личный конфликт которого строится на фразе «я просто хотел исправить свою ошибку». Ровно это он и делает весь фильм. Увы, ситуацию немного портит «Бэтмен против Супермена». Если бы Брюса тогда хорошо прописали, то его линия в «Лиге» смотрелась бы ещё лучше, а так некоторые фразы, напрямую вытекающие оттуда, вызывают скорее комический эффект. Аквамен кажется немного недоработанным, но именно что «немного». Чудо-Женщина, наверное, единственная в фильме не имеет вообще никакого конфликта. Относиться к этому можно по-разному, однако сольники неплохо восполняют этот пробел, делая её в Снайдеркате некой опытной старушкой – самой мудрой во всей Лиге. Супермену досталось меньше всего экранного времени, хотя разговоры о нём ведутся частенько, из-за чего возникает ощущение, что он никуда и не уходил. Впрочем, это не помешало Кларку получить свои проблемы и переживания и убедительно их разрешить.
Глава третья
Более личное
Да, персонажи раскрываются, причём раскрываются именно как люди. Супермен навёрстывает упущенное, Бэтмен исправляет прошлые ошибки, Киборг примиряется с отцом, Барри ищет своё место в мире, Аквамен разочаровался в собственном народе и семье. Конфликты понятны, близки даже. Здесь по-прежнему сохранились попытки (в этот раз более удачные) в эпичность, глобальность, да и библейские отсылки на месте – вспомнить только Супермена, который в космосе «складывается» в форму креста. Однако всё это не мешает героям быть людьми, и зритель сопереживает им именно из-за этого. Оказалось, что всё это время можно было гармонично объединить и то, и другое.
Что ещё немаловажно, все вышеперечисленные конфликты героев так или иначе созвучны с центральной темой фильма – темой разобщённости и необходимости в единстве. Сложно придумать более очевидной проблемы для командной супергероики, но в данном случае это даже не упрёк. Раскрывается она не то чтобы безупречно, но достаточно хорошо, чтобы в неё поверить. Не хватило, разве что, проявления этой разобщённости в жизни не только самих супергероев, но и обычных людей, потому что проблема ставится именно в разрезе всего человечества. Сцена с Чудо-Женщиной в банке вроде как преследовала эту цель, но получилось не очень убедительно. Была попытка показать это через сцену Лоис с матерью Кларка, и попытка была очень хорошая ровно до тех пор, пока не вылез внезапный фан-сервис, который испортил потенциально один из лучших моментов в фильме.
Возвращаясь к хорошему – картина ощущается очень личной и ещё более авторской, чем «Человек из стали» и «Бэтмен против Супермена» вместе взятые. Из-за этого заголовок «Лига Справедливости Зака Снайдера» начинает играть новыми красками. Кажется, будто тема единства протекает через весь фильм не только потому, что так принято в грамотных сценариях, но и потому, что Снайдеру она каким-то образом близка. Киборг и его конфликт с отцом, потерянность Флэша вызывают сопереживания, потому что прописаны не только хорошо, но и правдиво. Не знаю, связано ли это как-то со смертью дочери Снайдера, ведь фильм разрабатывался ещё до этого события, однако надпись «for Autumn» в конце максимально гармонирует со всем, что происходило до этого. Возможно, совпадение. Так или иначе, «Лига» – очень искреннее кино. Настолько искреннее, что это даже как-то нетипично для Снайдера.
Глава четвёртая
Мир в замедленной съёмке
Зато что даже слишком типично для Снайдера – так это постоянные слоу-мо. Ещё в первые полчаса возникает ощущение, как будто замедленной съёмки здесь больше, чем когда бы то ни было. Разумеется, далеко не везде она нужна – более того, она почти нигде не нужна. Исключение составляют, например, сцены с Флэшем, ведь там слоу-мо показывает, как работают способности персонажа, однако помимо них редко встречаются моменты, где такой приём нужен и оправдан. Создаётся ощущение, что в детстве Зака поразила болезнь, из-за которой он видит весь мир в замедленной съёмке – просто ему о ней не сказали, боясь поднимать деликатную тему. В остальном режиссура получилась без откровений – Снайдер как Снайдер.
И да, этот фильм, как и фильм 2017-го – это снова полукино, полумультик. Как к этому относиться, решайте сами.
Зато саундтрек однозначно стал лучше. Junkie XL, он же Tom Holkenborg, постарался на славу. Казалось бы, основную тему Чудо-Женщины было сложно сделать ещё совершенней, но у него получилось.
Глава пятая
Вглубь
Снайдеркат ещё до его выхода многие сочли беспрецедентным явлением в мире кино. Обычно режиссёрские версии – это ровно те же самые фильмы, просто с прибавлением пары вырезанных сцен, которые иногда дополняли общую картину, а иногда, напротив, оказывались ненужными вставками. Был ещё «Терминатор 2», где поменяли концовку, но даже там масштабы изменений были поскромнее. Немудрено, что после выхода «Лиги» Снайдера в сети стали гулять два мнения: что фильм вообще не изменился, и что он изменился до неузнаваемости. Я буду придерживаться золотой середины.
Действительно, очень многое осталось как прежде – те же экшен-сцены, которых не только не прибавилось, но и даже убавилось, ведь в версии Зака, например, Бэтмен не борется с парадемонами в одиночку. Однако если тогда баталии казались какими-то блеклыми, то сейчас всё с точностью да наоборот. Та же битва под землёй смотрится банально интереснее и бодрее просто из-за того, что мы теперь знаем, что у этих персонажей стоит на кону. Когда Киборг видит своего отца в плену, для зрителя это не пустой звук. Раньше про их взаимоотношения мы знали только на словах, но сейчас нам показали грамотно построенную предысторию, благодаря которой эта сцена смотрится уже совсем по-другому. Также из версии Зака исчезли все по-клоунски нелепые моменты, сильно раздражающие в студийной версии.
Так что да, не стоит ждать совершенно другого фильма. Это правда, что тут очень многое повторяется. Однако за эти четыре часа «Лига» не только расширилась, но и углубилась. И из-за этого углубления разница получается настолько разительная, что сказать, что ничего не изменилось, просто язык не поворачивается.
Глава шестая
Эпилог
Новая версия «Лиги» показала то, насколько по-разному WB и Снайдер видят понятие «работа над ошибками». Зак учёл всё то, что не получилось в «Бэтмене против Супермена», и поработал над тем, чтобы это исправить без ущерба своему авторскому почерку, который, как мы выяснили в начале, только добавляет произведению целостности. Я слукавлю, если скажу, что эта работа над ошибками получилась идеальной. Лишние сцены есть, но их меньше, лишний фан-сервис есть, но всего один, огрехи в сценарии тоже проскальзывали, цветокор стал разнообразнее (да и смотрится выигрышнее в сравнении со студийной версией), зачем был формат 4:3 – да кто его знает, лишнее слоу-мо… ну ладно, его ещё больше.
Однако чтобы увидеть, как в WB понимают работу над ошибками, достаточно посмотреть фильм 2017-го года. Людям не понравился тёмный цветокор? Сделаем так, чтобы всё наоборот было слишком яркое. Не хватило шуток? Будем их вымучивать, сделаем персонажа-клоуна и обреем фанатов Флэша. Слишком много заделов на будущее? Лишим фильм глобального сюжета вообще, и пускай злодей от этого только пострадает. В общем, крайность за крайностью.
Снайдеркат в очередной раз доказал, что придерживаться видения одного автора, пускай и не самого гениального, было бы во многом более мудрым решением, однако спешка и погоня за Марвелом сделали своё дело, и в итоге студия лишь ещё сильнее наломала дров и осталась у разбитого корыта. Тут бы впору сказать, что, быть может, теперь-то WB призадумаются, посмотрят на количество зрителей Снайдерката, на отзывы, в большинстве своём сугубо положительные, увидят, что люди только рады посмотреть четырёхчасовой фильм, и всё-таки выделят деньги на сиквел, выпустят его на том же HBO Max, вновь развязав Заку руки в плане творческой свободы и хронометража, однако, пока я готовил этот текст, и WB, и сам Снайдер уже заявили, что продолжения не будет. Похоже, на чудо надеяться не приходится, хотя фанаты не сдаются и осыпают твиттер уже новыми хэштегами – #RestoreTheSnyderVerse.
С другой стороны, одно чудо уже случилось. Зрители-таки вымолили Снайдеркат, и главное – совершенно не зря. Фильм не только превзошёл студийную версию, что было ожидаемо, но и оказался хорош сам по себе. Под конец просто хочется нас всех с этим поздравить.