/как «Топи» оказались мелководьем

Отзыв о «русской смерти» мистики Дмитрия Глуховского.

/как «Топи» оказались мелководьем

Основная проблема последних релизов с участием Дмитрия Глуховского лично для меня заключается в их позиционировании для зрителя. Что о фильме «Текст», что о сериале «Топи» автор сценария говорит: «Такого по телевизору не покажут». Дмитрий прямо даёт понять, что материал, который он предлагает, не будет компромиссным и не будет сглаживать углы, отражая всё в самых точных деталях наших реалий. Но что именно не пропустит данный сериал на телевизор и в массовую культуру: качество или цензура?

Введение

Думаю, просто люди обычно пишут либо о том, что они хорошо знают и понимают, либо о том, что, на их взгляд, будет хорошо продаваться. «Топи» же — совершенно некоммерческая история, и, несмотря на все усилия «КиноПоиска» по её продвижению, совсем неформатный проект.

Дмитрий Глуховский, О редкости эстетики провинциальной глубинки в российском кино

Я воспринимаю данные слова как заявление о низкой осведомлённости нашей массовой культуры о российской глубинке, что сложно поддерживать, так как эстетика глубинки была повсеместна до начала нового тысячелетия, а в кино новейшего времени стала больше символом и именно тем отображением русского сознания, каким частично и заявлена деревня «Топи» в сериале, поэтому же представляется более вкрадчиво в жанровом кино.

«Зеркало» Андрея Тарковского
«Зеркало» Андрея Тарковского
«Человек, который удивил всех» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой
«Человек, который удивил всех» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой
«Остров» Павла Лунгина
«Остров» Павла Лунгина

Как и Дмитрий Глуховский, я провёл значительную часть своей жизни в русской глубинке, проводя время как в заброшенных деревнях, так и в деревнях, лишённых грунтовых дорог для проезда, но где спокойно сохранялась малая жизнь. И в чём с Дмитрием не поспорить – так в том, какой ёмкий след оставляют подобные места в памяти каждого, поэтому я был более чем удивлён, как глубинка была представлена в сериале (точнее, она является лишь буферной зоной для диалогов-посланий).

Подавляющая часть сюжета происходит в 3-х локациях: лес, деревня Топи и монастырь. Деревня точно проигрывает в хронометраже, так как она обрывистая и демонстрирует одни и те же места (обычно дома второстепенных героев, где происходят пространные диалоги).

Мои «заблюренные» воспоминания
Мои «заблюренные» воспоминания

Провинциальная глубинка перестаёт быть сеттингом, а лишь фоном, который может служить хоть для сценариев Marvel или «тарантиновских» диалогов. Сценарий не делает самого главного – не углубляется в эту самую глубинку, не создаёт некую мифологию мира, напихивая странности просто ради странностей с минимальным обоснованием.

Исступление

В «Топях» немного более условные герои. В отзывах часто пишут, что это «шаблонные» герои, но, думаю, люди немножко другое хотят сказать. Это типажные герои. Не совсем живые люди, а скорее собрание типажей, из которых состоит поколение 30-40. И которые страдают от типичных проблем этого поколения.

Дмитрий Глуховский, О персонажах
/как «Топи» оказались мелководьем

Считаю, что люди сами должны решать, что они «хотят сказать», поэтому о типажных героях хочет сказать именно Дмитрий, что и хочу разобрать. Вверю оценку персонажей читателю, согласен ли он с моими типажами или нет.

Закрытый и таинственный (Иван Янковский)
Закрытый и таинственный (Иван Янковский)
Мачо-оппортунист (Тихон Жизневский)
Мачо-оппортунист (Тихон Жизневский)
Буквально носит всё розовое (Катерина Шпица)
Буквально носит всё розовое (Катерина Шпица)
Чеченская феминистка (Софья Володчинская)
Чеченская феминистка (Софья Володчинская)
Скромная и неуверенная (Анастасия Крылова)
Скромная и неуверенная (Анастасия Крылова)

Проблема этих героев не в очевидных шаблонах, которые навязывает само повествование, но в том, что они не представлены полноценными личностями, а необходимыми сценаристу типажами, подстраивающимися под сюжетные повороты. Они проходят не инициацию, не перевоплощение своих взглядов, а сценарное мутирование под течение сериала (когда нужно – бойкие; когда нужно – глупые).

Он [герой] должен говорить так, как говорят на улице обычные люди, иначе ему не будешь верить.

Дмитрий Глуховский, О естественных диалогах
– Дядя, а почему у вас машина не перекрашена [из милиции в полицию]?                                          – Нахер? Суть-то та же.
– Дядя, а почему у вас машина не перекрашена [из милиции в полицию]?                                          – Нахер? Суть-то та же.

И такие вкрапления политических повесток заданы вычурно и повсеместно подобно капканам, не давая забыть о воззрениях писателя. Нужны ли они? Согласны ли мы с ними? Каждый решает сам для себя, но основная проблема в их искусственности: обсуждение продажной полиции, загнивания власти и цензуры обсуждают только герои Ивана Янковского и Тихона Жизневского (единожды идеи женской самостоятельности озвучивает героиня Софьи Володчинской, но, намеренно или нет, это выглядит больше комично, чем оправданно) в самых несвойственных контекстах, когда «обычным людям» в их обстоятельствах вряд ли до этого.

Единственным приятным и естественным персонажем для меня неожиданно оказался местный полицейский Александра Доронина, чьи мотивы и сложности понятны, а речь полностью соответствует образу (да и сопереживал я ему больше).

/как «Топи» оказались мелководьем

Подношение

[В сериале «Топи»] у меня ещё тайтл «креативного продюсера» есть. Я привёл на проект группу «АИГЕЛ», по монтажу со мной согласовывали какие-то вещи, по цветокоррекции тоже — хотя я дальтоник. Плюс саунд-дизайн, какие-то вопросы озвучания.

Дмитрий Глуховский, О пост-продакшене

Более неоднозначным становится поле обсуждения технической части и всего, что обрамляет сюжет: операторская работа, музыка и эффекты с реквизитом. В данном случае многое решают предпочтения, поэтому и транслироваться будет лишь моё отношение к проделанной работе с приведением некоторых фактических примеров.

Операторская работа: за это могу поблагодарить Владимира Мирзоева, режиссёра сериала, так как съёмка определённо современна, ненавязчива и имеет оригинальные в рамках сериала решения (вступления и ракурсы кадров), хотя некоторые зрители указывали на отдалённое сходство с методами сериала «Тьма» от Netflix.

/как «Топи» оказались мелководьем

Музыка: как и в недавней работе «Пост» – аудиосериале для площадки Storytel – Дмитрий Глуховский привлёк современного исполнителя для создания интересного звучания саундтрека (в случае «Поста» это был Тима Белорусских, здесь же группа «АИГЕЛ»). Насколько мне понравились треки в отдельности, настолько они чувствовались чужеродными в сериале: бегущему голому персонажу в кадре музыка точно не соответствовала (такие сцены демонстрируют «трипы» героя Янковского). Возможно, стоило оставить только музыку без голоса, но звук определённо конфликтовал с изображением.

Эффекты и реквизит: данные аспекты сложно основательно рассмотреть из-за того, что эффектов в сериале довольно мало, а там, где они применяются, спойлеры, но существует косвенное описание. Эффекты и реквизит применялись для показа сцен лишения головы – и это страшно забавно из-за бросающегося качества голов, а также пугающего эффекта крови при отрубании, ибо она наложена при пост-продакшене качеством уровня Wolfenstein 3D.

/как «Топи» оказались мелководьем

Искупление

Люди на моих глазах убеждали себя, что хорошо — это плохо, а плохо — это хорошо. И это очень интересный процесс, когда смотришь на них со стороны. Как люди во избежание когнитивного диссонанса убеждают себя в правильности своей работы.

Дмитрий Глуховский, Ироничный

Можно и дальше рассматривать спорные моменты: второсортность; удобно ли вспахивать грядки полуголой девушке, зачем в сериале в принципе столько «обнажённых» кадров (к слову, инклюзивных: и мужчин, и женщин, и стар, и млад); почему ветеран Чеченской войны шаблонно схож больше с киноверсией ветерана Вьетнамской войны в типичных флешбэках и наслаждении насилием – всё же я не сторонник фразы «Война всегда одна», – а Чеченский и Вьетнамский конфликт важно диверсифицировать для исторической ценности, которая в случае первого конфликта поддерживается очень слабо в нашей стране.

Всё это, конечно, можно ругать, но не нужно, так как это детали более фундаментального просчёта, по моему мнению, Дмитрия Глуховского: он стал сам убеждать себя в правильности своей работы, избегать собственный когнитивный диссонанс. Это текст написан не для разноса как творчества, так и личности Дмитрия Глуховского, а для максимально приближенной критики его трудов, ибо я к ней не полностью равнодушен. «Топи» могли быть удачным трэшем, но вышли серьёзным перформансом.

Не надо пытаться понравиться какой-то воображаемой целевой аудитории. Какая ***** (к чёрту) целевая аудитория? Если у тебя внутри какая-то струна звенит, история тебя завораживает, надо сесть и этим заниматься. Может, будет провал. Может, у тебя какой-то исключительный опыт, которые другие люди просто не смогут понять.

Дмитрий Глуховский, Об идее

Дмитрий начал нравиться целевой аудитории – аудитории против цензуры мата, против коррупции и за повсеместность политики, и ничего из этого не плохо. Плохо лишь одно – поляризация взглядов, ведь Дмитрий Глуховский со всеми своими читателями и зрителями отделился от несогласных инакомыслящих людей, более не сталкиваясь с негативным или критическим мнением.

Вместо спора и дискурса наступило купание в собственном соку единой идеологии, где все люди обсуждают одно и то же и думают одинаково, а иное называют «прокремлёвским», но правда такова, что изолированные общества не жизнеспособны, не репрезентативны и консервативны, – всё то, что критиковал писатель. Две противоположные истины не могут существовать одновременно.

Дмитрий Глуховский – интереснейший писатель и рассказчик, поэтому ему никогда не поздно реализовывать качественные и долгоиграющие работы. Не считайте этот отзыв единственно верным, а пробуйте и смотрите сериал, чтобы сформировать собственное и независимое мнение, которое позволит указать на ошибки как авторов сериала, так и автора данной заметки.

Этот отзыв направлен прежде всего на конструктивный диалог между писателем и читателем/зрителем, потому что зачастую воспринимающий прекрасно понимает посыл создающего. Не нужно никого держать за дураков или горбатых, которых лишь могила исправит, ибо в наших интересах формировать здоровую культурную экосистему, включающую самые разные элементы, обеспечивающие наш успех, нашу свободу и нашу жизнеспособность.

И главное, Артём, главное… Не ешь жёлтый снег!

Бурбон, Авантюрист

Благодарю авторов DTF за интервью с Дмитрием Глуховским.

7272
77 комментариев

Не перевариваю Глуховского как писателя. Воды в его Метро 2033 много, а смысла мало 

26
Ответить

Просто Глуховский — подростковый писатель. Для меня в 12 лет "2033" и "2034" стали личными популяризаторами литературы, расшевелили воображение и привили любовь к чтению. Лёгкое повествование, своеобразная романтика, антураж, простые философские размышления, которые кажутся интересными и т.д. Сейчас, конечно, такое читать скучно.
Из той же оперы Лукьяненко, Пелевин, книги по сталкеру — это всё неплохое начало.

8
Ответить

Больше всего запомнилось длинное престранное рассуждение на тему: «а почему раньше объявляли «платформа справа или слева»? Ведь справа и слева они только для машиниста, а для едущих спереди либо сзади и для каждого по своему...»

Ну блядь, потому что по ходу движения.

И такого там навалом.

2
Ответить

Тоже когда-то начинал читать Метро 2033, ещё на сайте с музыкой. Сразу понял, что этот писатель понятия не имеет, что такое караульная служба, ее организация, что такое оружие и как его держать. После такого бросил, ибо детское фэнтези - не мое.
С тех пор, понятное дело, Глуховское всерьез не воспринимаю.

1
Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить

янковский всегда так играет

Ответить

Полностью поддерживаю по поводу саундтрека. Может, в отрыве от сериала, он и не плох, но черт возьми, как же он не уместен. Каждая песьня не в тему. 
А по поводу того, почему второстепенные персонажи лучше основных, у меня есть мысль. На мой взгляд, главные герои шаблонные. Не типажные, как говорит Глуховский, а именно что шаблонные. Таких в каждом слешере увидишь. Есть альфач в лице журналиста. Распутная девка, которая, по шаблону, отваливается первой. "Мясо", в лице чеченки, для заполнение хронометража. Задрот, которого ни во что не ставят, но он всегда доживает до конца. Ну и файнал герл, невинная и добрая девственница. Им как-то пытались глубины придать, да и не совсем слешерная судьба их ждет, но это все ещё вторичные слешер персонажи.

Ответить