Как снималась «Скорость»

Идея фильма сценаристу проекта Грэхому Йосту пришла после просмотра остросюжетной драмы "Поезд-беглец" Андрея Кончаловского. Йост решил, что неплохо было бы поместить бомбу в автобус, который во избежание взрыва не сможет снижать скорость ниже 35 километров в час. Друг же посоветовал сценаристу увеличить скорость до 70 километров в час. Законченный сценарий погулял по агентам и студиям, и в конечном итоге заинтересовал Двадцатый век Фокс. Руководители компании предложили именитому Джону Мактирнану заняться постановкой, но тот отказался порекомендовав на вакантное место Яна Де Бонта.

Как снималась «Скорость»

Де Бонт на тот момент был в числе лучших операторов-постановщиков экшн-картин. Он снимал Брюса Уиллиса в майке, Шона Коннери в шапке-ушанки и Шерон Стоун без трусов. "Скорость" стала его режиссерским дебютом. И каким! Ничего лучше он так и не снимет. Сценарий, как водится, доводили до нужных кондиций несколько авторов, в том числе Джосс Уидон - будущий режиссер "Мстителей". Буквально за неделю до начала съемок он переписал все диалоги и внес изменения в характер главного героя, сделав его менее похожим на хохмача Джона Маклейна.

Киану Ривза утвердили не сразу. Рассматривались разные кандидатуры. Производственный бюджет составил 30 миллионов. Для сравнения "Специалист" со Сталлоне стоил 45, "Полицейский из Беверли хиллс 3" с Эдди Мерфи - 50, а "Правдивая ложь" со Шварценеггером - 115.

Как снималась «Скорость»

Фильм открывается вступительной сценой с титрами в шахте лифта. Камера совершает спуск с 40 этажа. Эпизод длится 3 минуты и переходит в экшн под заглавную музыкальную тему фильма. Декорация представляла собой миниатюрную модель из двух секций размещенную горизонтально. Длина модели составляла 25,5 метров. Миниатюра включала в себя восемь шахт с одним работающим лифтом, с подвижным противовесом и с флуоресцентными трубками в качестве источников освещения в количестве 400 штук. Сам эпизод насчитывал более 4000 кадров. Предварительно его превизуализировали в программе 3D Studio. Ян Де Бонт собственноручно двигал мышку и выбирал ракурс для виртуальной камеры сидя за ноутбуком.

Кинематографисты прикрыли диафрагму до f11 для получения необходимой глубины резкости кадра с целью зрительного увеличения шахты. Поэтому конструкция нуждалась в дополнительном освещении из-за которого миниатюра настолько сильно нагревалась, что начинала плавиться и разваливаться. От стен иногда отклеивались декоративные панели или что-нибудь перегорало. И всякий раз съемку следовало начинать заново.

Миниатюру снимали при помощи программируемого крана на камеру VistaVision, которая съедает в два раза больше пленки. При этом киношники использовали уменьшенный магазин из-за ограниченного пространства декорации. В итоге в их распоряжении было лишь 60 метров пленки, что покрывало 2-3 этажа за сессию. А ведь требовалось делать несколько проездов в каждом из двух сегментов для киносъемки стен, освещения, теней.

3 минуты финального материала группа снимала целую неделю, работая по 18-20 часов.

Так что фон в эпизоде - реальный, а вот титры - это компьютерная графика за авторством Sony Pictures Imageworks. Но и тут засада. Потребовалось рендерить картинку в 4k и с моушн-блюром. На всю студию оказался только один компьютер, способный на такое. Кое-как все сделали, но тут режиссеру в последний момент захотелось добавить вот такое движение самому названию фильма. В итоге работу доделали на этапе композитинга в пакете Wavefront Composer. Важная деталь. Совмещение трехмерных букв со съемочным материалом происходило фотохимическим способом на оптическом принтере. Специалисты использовали маски, чтобы титры появлялись позади одних движущихся балок, а потом исчезали позади других. Все это делалось незадолго до дедлайна в спешке и под жутким прессингом. Супервайзер визуальных эффектов картины Бойд Шермис считает этот эпизод одним из сложнейших в своей творческой биографии.

Как снималась «Скорость»

Съемка

Фильм снимался в Лос-Анджелесе с сентября по декабрь. Группа задействовала 14 автобусов. 11 марки GM New Look bus и три Grumman 870. Два автобуса взорвали, один угробили в знаменитой сцене с прыжком. Все остальные модифицировались в зависимости от задач. Например, Сандра Буллок не управляла автобусом. Вместо нее рулил каскадер в кокпите, установленном на крыше. В паре сцен автобус лихо входил в поворот. И даже демонстрировал езду на двух колесах. На два колеса автобус ставили при помощи гидравлического тарана смонтированного на пикапе. Киану Ривз на самом деле проехался под колесами автобуса, но разумеется на безопасной скорости, а не 70 километров в час, как в фильме. Помимо этого автобус сильно приподняли, а колеса закрыли резиновыми коробами, которые в случае чего амортизировали бы актера. Тарантас, на котором лежал актер также оснастили колесами с тормозами. Постановкой всех трюков и физических спецэффектов руководил Джон Фрейзер, удостоившийся "Оскара" позднее за "Человека-паука 2" Сэма Рейми. На тот же момент в его резюме значились "На линии огня", "Горячие головы 2" и "Основной инстинкт". Так что он был знаком с Яном Де Бонтом. Фильм снимали на кинокамеры семейства Panavision и VistaVision. В ход шли краны, долли и стедикам. Съемка на хромакейном фоне вообще не проводилась. Все взрывы самые настоящие. Никакой цифры. Только ГСМ. Старая школа.

Взрывы

В сцене с первым взрывом, когда террорист привлекает к себе внимание главного героя, кинематографисты прибегли к трюку известному, как техасская подмена. В чем он заключается? В одном плане без видимых монтажных склеек объект подменяют на похожий. В нашем случае подменяли автобусы - съемочный на начиненный взрывчаткой. Итак, герой Киану Ривза выходит из кафе, машет водителю автобуса, камера облетает машину Джека, а потом снова видит автобус позади протагониста. И в этот момент бус взрывается. Нам показывают два разных автобуса. Первый поворачивает налево и выезжает из кадра, а второй со взрывчаткой подтягивают на буксире в точку, где должен быть первый, если бы не свернул.

В ходе съемок этой сцены чуть было не произошла трагедия. Административная группа не доглядела за городскими, и какая-то тетка запрыгнула в заминированный автобус. Она просто не поняла, что снимается кино и думала, что опаздывает на свой автобус. Хорошо, что постановщик и техник ее заметили и не нажали на кнопку взрывателя. Взрыв автобуса в аэропорту также снят с использованием тросов и механизма, тянувшего автобус навстречу с самолетом. Вот так выглядела эта схема. Воздушное судно было без двигателей и внутренней отделки. Этот списанный самолет специально оклеили, закрыв ему иллюминаторы, чтобы зритель не подумал, что взрыв унес кучу человеческих жизней. Взрыв был контролируемый и представлял собой не один большой хлопок, а несколько. Киношники использовали застоявшийся бензин, в который добавили дизель для получения черного дыма. При этом бочки с горючкой загрузили в самолет, поскольку в автобусе не было достаточно места для них.

Как снималась «Скорость»

Прыжок и поезд

Визитной же карточкой проекта заслуженно считаются кадры прыжка автобуса через разлом в эстакаде. На дальнем общем плане разлом был увеличен с 15 дом 50 метров. Трюк исполняли на существующей дороге. Первую попытку каскадер завалил, не вписавшись в трамплин. Вторая удалась, но не полностью. Автобус успели разогнать до 80 километров в час вместо запланированных 90 и направили его к трамплину, часть которого не выдержала веса. В итоге пустой автобус подпрыгнул с задранным носом, как самолет при взлете, и перед приземлением не клюнул, как того хотел режиссер. На повторный еще один прыжок - третий по счету - у кинематографистов уже не было целого автобуса.

Но за счет мультикамерной съемки и монтажа с замедлением сцена получилась зрелищной хоть и несколько неестественной. Полет растянули до 11 секунд, хотя фактически он продолжался всего пять. Разлом в эстакаде был сделан при помощи цифрового matte painting художником Sony Imageworks.

Подробнее обо всем в ролике

113113
26 комментариев