Звук Металла - Кино совсем не о Музыке

2020 запомнится многим как год совсем не простой. И речь сейчас даже не об индустрии кино, с постоянными переносами фильмов, а о человеческих судьбах - многим, именно в этом году пришлось столкнуться с испытаниями, которых они совсем не ждали. И учиться справляться с ними каждый по своему. И от того удивительно, на сколько удачно Amazon подобрали дату релиза “Звука Металла”. Несмотря на то, что на различных фестивалях фильм показали еще в 2019, в широкий прокат посредством потокового сервиса Prime фильм вышел под самый конец 2020, и стал отличным способом подвести черту под этим злополучным годом. “Звук металла” довольно ловко обманывает потенциального зрителя - несмотря на броское название, и промо-материалы, обильно показывающие музыкальную составляющую фильма, кино это вовсе не о музыкальном жанре, или талантливом барабанщике следующим за мечтой через все преграды. В первую очередь это фильм о смирении, и умении человека найти свой путь, даже в самой безвыходной ситуации.

Видеоверсия поста

Но начинается “Звук Металла” все же как кино музыкальное, с выступления в одном из андеграунд клубов, обрушиваясь на зрителя хоть и кажущейся бесконтрольной музыкой, при этом подчиняющейся четкому ритму барабанов. Знакомьтесь, это Рубен, и именно так выглядит его мир. Вместе со своей девушкой Лу, в составе группы Blackgammon они вполне успешно гастролируют, живя размеренной жизнью в доме фургоне, постоянно в пути от концерта к концерту. Быт Рубена, бывшего наркомана, сильно упирается в четкий распорядок: от занятий спортом, до обязательного здорового питания и любимой девушки, стоящей плечом к плечу как на сцене, так и в обыденной жизни. И эта та жизнь, которой Рубен рад. В которой он счастлив, помогающая ему поддерживать четкий план и ритм. Ритм, который он теряет - прямо во время одного из концертов главный герой понимает что перестает слышать окружающий его звук.

Сцен с выступлениями главного героя не много, и все они сосредоточены в первой четверти фильма.
Сцен с выступлениями главного героя не много, и все они сосредоточены в первой четверти фильма.

И вот тут фильму удается обмануть твои ожидания, как зрителя. Предыдущий киноопыт подсказывает - сейчас нас будет ждать история о герое, что борется с несправедливой судьбой, не опускает руки, и, наверное, даже несмотря на свою глухоту в итоге не оставит дело всей своей жизни, а перед финальными титрами еще и выдаст музыкальное соло на барабанах, до которого будет далеко любым из его коллег по цеху. И ты ждешь по сути еще одну вариации “Одержимости”...но нет. Спустя четверть фильма протагонисту, в компании с тобой дорогой зритель, приходиться принять суровую реальность - музыка покидает как жизнь Рубена, так и фильм.

Звук Металла - Кино совсем не о Музыке

Но не подумайте что герой сдастся так легко, вовсе нет. Именно его борьбе с неожиданной болезнью посвящен фильм. И борьба это пустая, в которую Рубен поначалу вкладывает всего себя без остатка. Но вся эта энергия, которую он тратит на то, чтобы дать отпор обстоятельствам, не дает результата. Да, где-то там, на горизонте, маячит спасение в виде слуховых имплантов, но из-за дороговизны операция оказывается для героя недоступной, а положение продолжает ухудшаться за счет самого Рубена. Нетерпеливый, обозленный на все вокруг, он начинает винить в своем положении, в том числе близких ему людей. Тут фильму удается хорошо показать не только сомнения в любимой Рубена, который упрямо считает что есть лишь один верный способ помогать ему в неустанной борьбе, но и то как тяжело в такой ситуации близкому человеку, на примере Лу, которая в сложившейся ситуации может лишь смотреть на разрушение любимого человека, в бессильных попытках помочь.

Звук Металла - Кино совсем не о Музыке

Не оставляя надежды побороть положение, Рубен все же вынужден понемногу учиться жить с болезнью, присоединяясь к небольшой терапевтической группе людей с глухотой, которые в свою очередь не воспринимают болезнь так же остро, как главный герой. И тут хочется отвлечься от сюжета, и отдельно похвалить самый впечатляющий аспект фильма - звуковой дизайн.

Казалось бы, как дать зрителю на своей шкуре прочувствовать положение героя? Убавить звук, пустить субтитры, просто погрузить оставшийся фильм в тишину, казалось бы вполне логичное решение. Но “Звук металла” идет чуть дальше, в попытках добавить иммерсивности. Во-первых, это практически полное отсутствие музыкального сопровождения - даже эмбиента на фоне тут непривычно мало. Во-вторых, то как фильм дает услышать то, чего больше не слышит герой. Пока вы видите героя крупным планом, звуки приглушаются, имитируя то каким слышит мир герой. Но стоит Рубену выйти из фокуса, как врываются бытовые окружающие звуки - звон посуды, стрекот насекомых, звуки шагов. Казалось бы тихие сами по себе, на контрасте такие звуки вдруг на долю секунды ошарашивают, как только вы вместе с героем привыкаете к затишью. И вот этот контраст проходит через весь фильм - начинаясь с громкой, тяжелой музыки, погружаясь вместе с героем в тишину, каждый раз вздрагиваешь, когда звук вновь возвращается в полную громкость.

Звук Металла - Кино совсем не о Музыке

Погружению в положение помогает и сам Рубен, точнее играющий его Риз Ахмед. Шутки о том, что в этом году ему придется бороться за оскаровскую статуэтку с самим собой, благодаря ролям в "Звуке" и "Откуда ты родом?", кажется оказались совсем не шутками. В те моменты, когда звук затухает, и фокусируется на Рубене, его реакция на окружающий тихий мир дает еще один слой для погружения. Вся эта нервозность, неприязнь героя к происходящему и то насколько неуютно он чувствует себя в окружении других глухих людей в первой половине фильма, дает неожиданный эффект - начинаешь и сам испытывать почти физический дискомфорт, в те моменты когда звук в такие моменты стихает.

Звук Металла - Кино совсем не о Музыке

И в тот момент, когда этот самый дискомфорт уходит, понимаешь о чем в итоге “Звук Металла”. Рубен, в его отчаянной борьбе с тем, чего он не может контролировать, и на что он совершенно не может повлиять, до последнего хватается за ускользающую от него прошлую жизнь. Жизнь, которая превращается для него в практически новую зависимость, когда он готов отдать все, рискнуть всем, ради даже самого мизерного шанса вернуть то, кем он был. Ведь лишившись слуха, герой по сути теряет все чем он был, кем себя считал, свое лицо. Без барабанов, музыки, совместной жизни с Лу, кем он останется? Ему недостаточно просто научиться жить с глухотой. Научившись вновь общаться с окружающим его миром, привыкнув к жизни с болезнью, приходит понимание что, этого не достаточно, чтобы исцелить душу Рубена.

Звук Металла - Кино совсем не о Музыке

Лишь перестав вести бой, в котором даже самая отчаянная попытка не вернет его жизнь в прежнее русло, без шансов победить, он начинает возвращаться к жизни, смирившись с тем, какой эта жизнь стала. А следом, начинает и сам помогать тем кто столкнулся с теми же испытаниями, пока не находит спокойствие, отпуская то, без чего раньше не мог представить ни себя, ни свою жизнь. И вот тут, на примере Рубена, фильм кажется пытается донести одну важную мысль, которая как нельзя лучше подходит не самому легкому для многих ушедшему году - даже когда земля уходит из-под ног, и кажется что ты потерял себя, оказавшись в безвыходной ситуации, есть смысл перестать бороться с тем, чего исправить уже нельзя, и направить силы в другое русло, и тогда вместо неминуемого конца, есть шанс найти начало для чего-то нового.

Звук Металла - Кино совсем не о Музыке
1313
7 комментариев

Очень тяжело читать, в каждом предложении ошибки. Осилил только первый абзац.

3
Ответить

Не осилил. Кто прочёл, это как "Экс-барабанщик"?

1
Ответить

нет

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Только этот фильм и Expanse окупает подписку на Прайм.

Согласен что фильм хорошо работает на обмане ожиданий. И про смирение у меня те же мысли после просмотра. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить