Как снимался «Бойцовский клуб»

Один из самых важных и по-настоящему лихих фильмов 90-х снят по роману Чака Паланика. Я читал несколько произведений этого автора и на, мой взгляд, Бойцовский клуб уступает им всем. Вот только читал я роман после просмотра фильма и этот факт наложил отпечаток на впечатление. Американский английский Паланика оказался значительно скуднее киноязыка Дэвида Финчера. Впрочем и сам автор считает фильм круче книги. И по большому счету успешной карьерой писателя он обязан экранизации романа, права на который у него купили всего за 10 000.

Дэвида Финчера роман заинтересовал сразу после прочтения, но ситуацию осложняло наличие киностудии 20 век фокс в качестве правообладателя. С Фокс Финчер был на ножах после конфликта и увольнения с "Чужого 3". Тем не менее примирение состоялось. Режиссер встретился с Лорой Зискин и Биллом Мекаником - топ-менеджерами FOX. Забегая вперед скажу, что решение Меканика снимать "Бойцовский клуб" во многом стоило ему поста руководителя в 2000 году.

Как снимался «Бойцовский клуб»

На роль Тайлера Дёрдена студия вначале хотела пригласить Рассела Кроу, но когда заинтересованность проявил Брэд Питт, то выбор стал очевиден из-за его звездного статуса. К тому же Питт и Финчер успешно сотрудничали на съемках "Семи". На роль рассказчика рассматривался Мэтт Деймон и даже Шон Пенн, но Финчер отдал предпочтение Эдварду Нортону благодаря роли последнего в "Народ против Ларри Флинта".

Марлу сыграла Хелена Бонэм Картер. Это ее лучшая и сама известная роль. Интересно, что от участия в фильме отказалась Риз Уизерспун. Оператором-постановщиком Финчер пригласил поработать Джеффа Кроненвета, с которым сотрудничал не рекламных проектах. Плюс он был оператором второго юнита на триллере "Семь" и занимался подсъемкой для "Игры". Помимо этого Кроненвент - сын знаменитого Джордана Кроненвента, снимавшего "Бегущий по лезвию". Джордан был хорошим знакомым Финчера и неоднократно сотрудничал с ним на съемках музыкальных клипов для суперзвезд шоу-бизнеса. Он даже начинал снимать "Чужой 3", но выбыл из-за болезни Паркинсона.

Как снимался «Бойцовский клуб»

Финчер задумал снимать кино в гранжевой эстетике, противопоставив мир бойцовского клуба миру гламура с его торжеством консьюмеризма. По киноязыку и атмосфере "Бойцовский клуб" должен был несколько отличаться от "Семи" и "Игры", во многом поэтому Дэвид взял в команду проверенных в музыкальном и рекламном бизнесе ребят. Например, музыку для "Игры" писал любитель оркестровки Говард Шор. Здесь же зазвучали электронщики Dust Brothers. За монтажный стол усадили Джеймса Хейгуда, клеившего клипы Мадонны и Джорджа Майкла. Оператором же, как уже говорил, также взяли проверенного на рекламном рынке бойца. В итоге академичность видеоряда заиграла красками характерными для рекламных и музыкальных видео, в том числе агрессивным монтажом некоторых эпизодов, саунд-дизайном и компьютерными решениями. Все это было сделано настолько уместно, профессионально и талантливо для раскрытия темы и сложносочиненного сюжета картины, что массовый зритель не сразу въехал, что ему показали. К пост-модернизму в полный рост он оказался не готов.

Операторская работа

Фильм снимался в Калифорнии на протяжении 4,5 месяцев. Финчер и Кроненвент выбрали производственный формат super 35 с последующим выводом и кадрированием изображения под 2.40:1. Система супер 35 Финчеру нравилась за возможность выжимать максимум из условий недостаточной освещенности. Не забываем, что в "Бойцовском клубе" очень многие сцены разворачиваются ночью. Да и сам фильм визуально достаточно мрачный и темный.

Кроненвент снимал фильм на кинокамеры Panavision Platinum, оснащенные объективами cемейства Primo. В бобины заряжалась пленка Kodak разной чувствительности в зависимости от времени съемочного дня и локации. Заострю внимание, что у Кроненвента было время на тесты разных схем освещения и реакции пленки. В этом плане ему очень пригодился опыт работы ассистентом оператора и оператором второго юнита, которым в то время приходилось часто сидеть в проявочных лабораториях. Не забываем, что вторая половина 90-х - это годы, когда пленка еще царствовала.

В целом Финчер решил продолжать линию, начатую им в "Семи" и в "Игре". Изображение должно было быть реалистичным в повседневных сценах с рассказчиком в исполнении Эдварда Нортона, но приобретать гиперреализм в сценах с Тайлером Дёрденом.

Как снимался «Бойцовский клуб»

Кроненвент работал с гаферами в лице Майкла Ко и Клаудио Мирандо. Последний, к слову, впоследствии станет оператором постановщиком и снимет для Финчера "Загадочную историю Бенджамина Баттона" и получит "Оскар" за "Жизнь Пи".

На Бойцовском клубе операторская группа часто использовала флуоресцентный источник света, который крепила к потолку декорации или поднимала на кране при натурной съемке. Верхний свет также здорово помогал освещать пластический грим, демонстрируя, но при этом не слишком откровенно раны и рассечения персонажей. Конечно же, сам грим создавался после тщательного изучения фото и видеоматериалов боксерских поединков.

При освещении актеров в сценах с Тайлером во время собраний клуба главная задача заключалась в отделении их от фона, но с сохранением сумрачности. Лица нельзя было засвечивать. Их снимали в недодержке до 2 стопов в зависимости от сцены. На линии глаза могли работать панели Kinoflo или светильники Obie для получения вот такого отражения.

Как снимался «Бойцовский клуб»

Глубокие и черные тени никого не смущали, а наоборот радовали. Сумрачность и гранжевость лучше всего подчеркивали раздвоение личности Рассказчика. Или все-таки не раздвоение, а расстроение. Ведь рассказчик, Тайлер и Марла - это одно целое. Но в теории я не буду вдаваться.

Визуальные эффекты

В "Бойцовском клубе" офигенные для своего времени визуальные эффекты, которые содержаться в 40 планах картины. Некоторые из них сделаны полностью на компьютере. Процессом заправлял Кевин Тод Хог, знакомый Финчеру по "Игре". Он и разделил сцены между вендорами. Начнем с 90-cекундной заставки. Ее выполнили в Digital Domain в сжатые сроки, потому что деньги на нее нашлись под конец пост-продакшена. Процесс стартовал с эскизов и превизуализации, сделанной в Pixel Liberation Front. На тот момент это была самая крутая контора по превизам. И превизы всех сцен для Клуба сделали тамошние трехмерщики в уже умершей программе Softimage.

В ходе превизуализации кинематографисты и дизайнеры консультировались с медицинским иллюстратором Кэтрин Джонс, которая принесла им книжку с фотографиями, сделанными электронным микроскопом. Поскольку мозг не имеет окраски, Финчер хотел, чтобы заставка была близка к фотографии с микроскопа, но в итоге киношники поигрались с атмосферой и с глубиной резкости. Трехмерщики Digital Domain в свою очередь консультировались уже не с иллюстратором, а с профессором нейрофизиологии, позволив себе внести изменения в превиз. Но не сильные. Идея с камерой поднимающейся из глубины и электрические разряды бегающие по отросткам нейронов осталась нетронутой. Лес из дендритов и аксонов генерировался в Houdini теми же ребятами, которые делали знаменитое дерево для картины "Куда приводят мечты". Переход между компьютерным эпизодом и съемочным кадром также сделали в Digital Domain.

Но самые, пожалуй, запоминающиеся сцены достались французской студии BuFCompaigne, которая делала эпизоды со свободно перемещающейся камерой между этажами и подземным гаражом, а также взрыв квартиры Рассказчика и сцену секса. Французы взяли на вооружение фотограмметрию и моделирование на основе изображений. Собственно они были пионерами этой технологии и одними из первых сделали эффект с остановкой времени в клипе Rolling Stones.

122122
95 комментариев

Комментарий недоступен

69
Ответить

В смысле левацкое ебобо заклевало?

Разве это произведение не про то, как работяги, клерки, синие воротнички, обслуживающий персонал etc. решили устроить бунд против угнетающей их капиталистической системы, общества потребления, неравенства в доходах и т.п.?

Они там ещё ссали в еду богатеям, запугивали чиновников, взрывали здания финансовых компаний. Что тут могло не понравится левакам?

8
Ответить

20 лет? О нем не помнят уже через месяц после проката. Посмотрел и забыл

3
Ответить

"Ведь рассказчик, Тайлер и Марла - это одно целое."

В смысле одно целое?
Ты хочешь сказать, что "Джек" и Марлу тоже выдумал?
Что-то я не слышал про эту теорию, хотя сейчас подумал, что да, она в общем-то имеет место быть...
Черт, я раз 15 смотрел БК, но как-то об этом ни разу не подумал...

7
Ответить

Могу ошибаться, но вроде как в продолжении у героя рождается сын... от Марлы. То есть получается, что у него родился сын от самого себя, в то время как он изменял себе с собой?

19
Ответить

Тут можно ознакомиться. Но нужно учитывать, что это теория и не без дыр, насколько я знаю.

3
Ответить

Там этого нет, Марла и Джек два разных персонажа. В фильме чётко показано. Автор перепутал все.

3
Ответить