Дефицит человечности
«Анора» (2024 г). Страна: США, Режиссер: Шон Бэйкер. В ролях: Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова.
Почему «Анору» воспринимают настолько по-разному? Потому что такая она и есть, как мы сами — люди. Как сама Анора (или Эни) живет между двумя мирами: один из них меркантильный и пошлый, второй — сказочный и легкий, о котором может мечтать любая наивная девушка, так и фильм о ней неоднозначен: это не сугубо фестивальное, но и не до конца зрительское кино; это комедия положений и балаган, но ставящая опустошающее драматическое многоточие; это сказка в духе голливудской «Красотки», только с учетом того, какой бы она была, если бы столкнулась с циничной реальностью.
В плоскости восприятия как произведения происходит то же самое: с одной стороны обласканная на кинофестивалях и усыпанная наградами, с другой — поносимая как плоская, похабная, недостаточно высокодуховная ввиду выбора профессии. Какая же она на самом деле, Анора (Эни)?
Она и сама не знает. Может зависеть от того, как к ней отнесутся другие, дадут ли ей шанс перебраться в свой более духовный мир. Или окончательно разочаруют и смешают с грязью. А более духовный он может быть не там, где больше блестит. Тот, кто на первый взгляд определяется как какой-то русский гопник и потенциальный насильник, может оказаться вполне приличным актером Юрой Борисовым (тут все немного смешалось: кони, люди…). И сразу ведь не поймешь, только если приглядеться. Разве что во взгляде что-то или в почти рыцарских старомодных замашках. Или он сам ошибается и никакая перед ним не принцесса? А отвергнутая миром «подстилка», как посчитали представители некоторых элит. Пока не дашь шанс, не разберешь ведь этих людей. Так, может быть, попытаемся отнестись немного сочувственнее и внимательнее друг к другу? В надежде на то, что и мы найдем там, где нужно, человечность.
Режиссер Шон Бэйкер глазами Юры Борисова в этом фильме попытался так посмотреть. Получился не шедевр на все времена, но удивляющий свежим авторским подходом, способным зацепить и зрителей, и критиков, кандидат на главного «Оскара», достойнее которого в прошлом году не нашлось (подробнее о поисках я писал здесь). Впрочем, фильм все равно можно оценивать как угодно. Главное не ошибиться серьезно в отношении людей…
Личная оценка: 8.0.
Оценка на Кинопоиске: 6.5.
Оценка на IMDb: 7.5.