Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 17, часть 5)

17. РАЗГОВОРЫ С АКТЁРАМИ!

Джордж Буза (Зверь)

Наш доктор Генри Маккой (фото предоставлено Джорджем Бузой)
Наш доктор Генри Маккой (фото предоставлено Джорджем Бузой)
Раскадровка 23 серии – Зверь размышляет о прошлом (из личной коллекции автора)
Раскадровка 23 серии – Зверь размышляет о прошлом (из личной коллекции автора)

Почти двухметровый Джордж, как мне говорили, был «кротким гигантом», мало чем отличавшимся от нашего Хэнка Маккоя. Несмотря на то, что его карьера длится уже 45 лет, у него осталось немало отчётливых и тёплых воспоминаний об одном из самых визуально необычных Людей Икс.

ЭРИК ЛИВОЛД: Кое-кто из актёрского состава мне сказал: «Иногда актёры очень сильно отличались от персонажей, но Джордж», - говорили они, - «…был Зверем. Внушительным, красноречивым и глубокомысленным». Они посчитали нужным сказать мне, что когда я свяжусь с тобой, то буду говорить с человеком, похожим на персонажа, которого мы прописали.

ДЖОРДЖ БУЗА: Зверь был персонажем, близким мне по духу. Он получался у меня очень естественно. Трудно поверить, что уже 25 лет прошло.

ЭЛ: Ты начинал в то же время, что и я, в конце 70-х.

ДБ: Ну, вообще моя карьера стартовала в начале 70-х, в 1971-м, в театре «Грейт-Лейкс». Я начинал там вместе с Фредди Крюгером (Боб Инглунд, «Кошмар на улице Вязов»).

ЭЛ: Боб был в тысяче других проектов, но, когда называешь его имя, люди сразу говорят: «Фредди Крюгер!». У меня так же бывает – когда я упоминаю «Людей Икс», у собеседников загораются глаза, и они спрашивают: «Боже, ты занимался ими?!»

ДБ: Люди так же реагируют, когда узнают, что я озвучивал Зверя. Приятно осознавать, что спустя годы персонажа всё ещё помнят. Это был потрясающий проект. Мне очень нравилось, что мы отыгрывали всё как радиоспектакль, что это был коллективный труд, мы все записывались вместе. Во многих случаях мы работаем по одному: ты приезжаешь в студию, записываешь там в течение часа реплики, потом уезжаешь домой, и так же делают все остальные. Я рад, что принял участие в «Людях Икс».

ЭЛ: Сценарии писались не коллективно: сценаристы работали поодиночке, у себя дома.

ДБ: Мы не были в курсе, что происходило южнее (в Голливуде). Мы просто получали сценарии каждую неделю, потом собирались все вместе и целый день записывались. Я слышал, что поначалу из-за голосов возникли трудности.

ЭЛ: Поначалу не все понимали, что мы пытались создать новый тип мультсериала. Кое-кто был против этого. В течение 7-8 месяцев, пока мы работали над первым сезоном, эти люди наседали на Fox по поводу голосов, сценариев, всего остального: «Где глупенький юморок, зачем делать мультсериал настолько серьёзным?»

ДБ: Они хотели что-то вроде «Медведя Йоги»?

ЭЛ: Ага. Зверь Йоги. К счастью для нас, и люди на руководящих должностях в Fox, и активный продюсер/режиссёр полностью верили в серьёзный настрой комиксов.

ДБ: В комиксах о Людях Икс комедии не было.

ЭЛ: Её было мало. Но я могу показать тебе двадцать гневных замечаний, которые я сохранил: «Эрик, серия хорошая, драматичная, но где юмор? Нужно сделать так, чтобы она была гораздо веселее». Слава Богу, мы упёрлись и не стали уступать. Как только мультсериал получил высокие зрительские рейтинги, его внезапно все полюбили, и по поводу юмора нам докучать перестали. Во всяком случае, доктор Маккой, можешь ли ты назвать какие-нибудь серии, которые тебе понравились?

ДБ: Была одна серия… Надо будет ещё покопаться в голове, за 25 лет там много чего отложилось, но я помню одну серию, которая мне особенно понравилась, где Хэнк Маккой был со слепой девушкой.

ЭЛ: «Красавица и чудовище» (23 серия).

ДБ: Она мне очень понравилась. Ещё было здорово записывать кроссовер с «Человеком-Пауком». Мы были в двух сериях (как гостевые персонажи).

ЭЛ: Я приложил руку к этому кроссоверу, так как «Человек-Паук» выходил на той же телесети, и занимался им мой друг (Джон Сэмпер-младший). Он сказал: «Слушай, ты знаешь своих персонажей, может, ты и один из твоих сценаристов (Майкл Иденс) поможете нам с этими двумя кроссовер-сериями». Но «Красавица и чудовище» близка моему сердцу. Обычно она и у поклонников считается одной из самых любимых. Идею серии предложила моя жена, Джулия, она хотела отдать дань уважения «Огням большого города» Чарли Чаплина, где он сближается со слепой девушкой. Он был обездоленным бродягой, стыдившимся своего положения, но она не не могла увидеть, какой он, и он боялся, что если она станет зрячей, то больше не будет его любить.

Фильм "Огни большого города". Не обращайте внимания на португальский в превьюшке - текст в фильме на английском, и его не очень много

ДБ: Думаю, Хэнк боялся, что если она увидит, что он мутант с синей шерстью, то не захочет быть с ним. Теперь у него есть причины тревожиться.

ЭЛ: Я думал: «Кто полностью свыкся со своим мутантством, кто доволен быть собой, хоть он и выглядит максимально необычно даже для мутанта?». И ты подходил лучше всего. В 20 сериях до этого и в 50 последующих ты всегда сохранял спокойствие, не чувствуя неловкости из-за того, что ты покрыт синей шерстью. Но в этот раз твоё сердце заставило тебя чувствовать тревогу.

ДБ: Хэнк всегда был голосом рассудка, старался удержать Росомаху в узде.

ЭЛ: Я немного сочувствую тебе и Норму, так как вы играли взрослых, благоразумных персонажей, в то время как Кэл Додд в каждой серии уходил вразнос.

ДБ: Да. Но и Зверю доводилось выходить в поле и разминать кулаки. Если вы испытываете его терпение, то переходите черту, которую лучше не переходить.

ЭЛ: Это точно. Ты ведь знаешь о том, откуда пошла привычка Зверя время от времени произносить цитаты из малоизвестных стихотворений в сложных ситуациях?

ДБ: Я помню, как я их записывал.

ЭЛ: Я занимался мультфильмами достаточно долго, и я знал, что для группы, команды, которая сейчас начнёт экшн-сцену, попросят придумать броскую фразу: «Придумайте им что-нибудь, какой-нибудь призыв к действию, типа «кавабанга». Мне показалось, что Людям Икс это не шло, а Зверю – тем более, и я подумал: «Лучше пусть он будет произносить цитаты, которые описывают сложившуюся ситуацию, и пусть они будут из самых малоизвестных произведений, какие я смогу найти». У меня от покойного отца-профессора остались старые пыльные книги с цитатами, в них я и искал цитаты, которые могли бы показаться Зверю забавными или трогательными. Для нас, сценаристов, это стало забавным состязанием, мы все пытались превзойти друг друга, вписать цитату поинтереснее. Не в каждой серии, иначе это было бы уже неинтересно, но мы сделали цитирование его характерной особенностью. Я не знаю, получил ли ты заметки о том, что Зверя не планировали делать одним из основных персонажей.

ДБ: Получил! Я всё прочитал.

ЭЛ: Помнишь что-нибудь о сессиях записи, о персонажах, с которыми тебе нравилось взаимодействовать?

ДБ: Ну, я очень много работал с Кэлом (Росомахой), и мы все подшучивали над Нормом (Циклопом). Потому что ему в каждой серии надо было говорить: «Пригнись!». Фирменная фраза Циклопа, он её в каждой серии произносил: «Пригнись!».

ЭЛ: Я так понимаю, он очень весёлый парень, не похожий на своего персонажа.

ДБ: О да, совсем не похожий. Но никто из нас и не хотел играть комедию. Мы были рады, что работаем над взрослым мультсериалом.

ЭЛ: Мы спорим на эту тему почти всегда, когда работаем над каким-нибудь новым проектом. Когда нам было 10 лет, нас привлекали взрослые вещи, нам было интересно, что смотрели старшие братья или сёстры. Люди стремятся подняться до нужного уровня, а не опуститься.

ДБ: Когда я был ребёнком, мне нравился сериал о Супермене.

ЭЛ: Конечно! С Джорджем Ривзом.

ДБ: Ни одной серии не пропустил.

ЭЛ: Ты знал что-нибудь о Людях Икс до мультсериала?

ДБ: Да, я читал в детстве комиксы 60-х и видел в 90-х современные на то время комиксы. Помню, моя мама не очень-то любила комиксы. Она хотела, чтобы я «читал классику и просвещался», а не тратил время на чепуху. Но я регулярно покупал себе комиксы, и Люди Икс с Суперменом постоянно появлялись у нас дома. Жаль, они не сохранились… она их выбросила.

ЭЛ: Я и моя жена, скорее всего, потому, что она очень любит забавные, дурашливые произведения для молодёжи, мы спокойно относимся к тому, что нашим мальчикам нравится что-то детское. Мои родители были преподавателями: «Почему ты не читаешь Гомера?»

ДБ: Я просто прикрывал «Людей Икс» и другие комиксы парой номеров «Иллюстрированной классики»: «Видишь? Я читаю «Айвенго»!

"Иллюстрированная классика" - это адаптация классических литературных произведений в виде комиксов. В период с 1941 по 1969 было выпущено 169 номеров. Подборку этих комиксов вы можете полистать <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbatcave.biz%2F11724-classics-illustrated.html%23chapters&postId=3682885" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по этой ссылке</a>
"Иллюстрированная классика" - это адаптация классических литературных произведений в виде комиксов. В период с 1941 по 1969 было выпущено 169 номеров. Подборку этих комиксов вы можете полистать по этой ссылке

ЭЛ: Ты работал без остановки 40 лет.

ДБ: Да, но, к сожалению, наступает возраст, когда работать без остановки уже не выйдет, все старания будут как об стенку горох. Вам надо бы написать что-нибудь о состарившихся Людях Икс. Как Сталлоне сделал в «Неудержимых», собрав всех своих старых друзей, героев боевиков.

ЭЛ: Отличная идея.

ДБ: В фильме Зверя сыграл Келси Грэммер, и он показал персонажа довольно неплохо.

ЭЛ: Это верно.

ДБ: Брайан Сингер был большим фанатом нашего мультсериала. Я был в первом фильме о Людях Икс. Они узнали, что я озвучивал Зверя, и дали мне роль водителя грузовика, который привёз Шельму в городок, где она встречает Росомаху.

ЭЛ: Ты наверняка был очень этому рад.

ДБ: Да, было очень интересно и приятно увидеть, как этот проект претворяют в жизнь. Мне говорили, что если бы не наш мультсериал, то фильм никогда бы не сняли.

ЭЛ: Помнишь первые указания по озвучиванию Зверя?

ДБ: Надо говорить естественно. Мне говорили: «Не надо говорить таким голосом, чтобы тебя считали синим».

ЭЛ: Я думаю, поэтому мультсериал и зацепил зрителей, потому что эти персонажи были живыми людьми, с которыми просто случилась эта мутация, они не были безумными, дикими существами, отличавшимися от всех остальных. «Людей Икс» показывают и показывают целую вечность по всему земному шару. Когда я говорю о миллиардах просмотров, я не преувеличиваю, потому что каждую субботу мультсериал смотрели 10 миллионов канадцев и американцев. Потом мультсериал показывали у нас повторно несколько лет, по 5 дней в неделю, его показывали в каждой большой стране на планете, и его смотрели сотни миллионов людей. Мне от этого становится несколько неловко, потому что я просто делал своё дело, сидя с ноутбуком за обеденным столом, как и всегда, и мне помогали мои приятели по колледжу.

ДБ: По-моему, именно из-за «Людей Икс» меня и узнают, несмотря на то, что я много где снимался и играл за столько десятилетий: «О, это вы озвучивали Зверя!». Я смотрел в сети, кто кого играл в мультсериале, и, по сути, в нём приняли участие все хорошие актёры (из Торонто). Нам всегда было интересно, кто на этой неделе будет играть гостевого персонажа. Для мультсериала привлекали немало первоклассных актёров, которые работали над гостевыми персонажами.

ЭЛ: Я помню одного из них очень хорошо в силу возраста – его фамилия «Коликос», верно?

ДБ: Да, Джон Коликос.

ЭЛ: Я увидел премьеру «Звёздного пути» в 1966-м, когда мне было 11, и в одной из ранних серий Джон сыграл злого клингонского капитана, который угрожал, что уничтожит мозг Спока и сделает его овощем. Я помню голос Джона спустя 50 лет: от того, с каким изяществом он произносил эту угрозу, у меня волосы дыбом вставали. Мы работали в таком быстром темпе, и производство было разделено между столькими людьми, что я только через несколько лет осознал, что Джон был в нашем мультсериале (в роли Апокалипсиса). Я видел списки актёров, но в Торонто меня не было, и я не мог встретиться с вами лично. Но поверь, мы обращали внимание на то, как вы играли.

У нас были аудиокассеты с записями ваших голосов, и я давал их слушать сценаристам следующего сезона, так как первый сезон ещё не был полностью готов. Это одна из сложных проблем в подготовке анимации, надо ждать 5 месяцев, чтобы всё было готово. Но записи мы получали рано, и я говорил сценаристам: «Послушайте эти записи, сейчас вам надо написать сценарий для 16 серии, и вам нужно послушать, как говорят Зверь и Профессор Икс, с этим вам будет понятнее, как надо писать».

ДБ: Что ж, приятно это слышать. По-хорошему, так проекты и должны разрабатываться - все прислушиваются друг к другу, чтобы подготовить конечный продукт.

Кстати, я родом из Кливленда. Я оказался в Торонто в 74-м, мне нужно было отыграть там роль в спектакле, а потом мне дали ещё одну роль, и ещё, и в итоге, когда я вернулся в Штаты, я подал заявку на постоянное проживание в Канаде. В 70-х Торонто начал становиться крупным театральным центром, а к концу 70-х начала расцветать киноиндустрия; появилась возможность поучаствовать в чём-то новом, действительно интересном. Кливленд недалеко от Канады, и я легко решился на переезд. Во время проверки мне сказали: «Вы переезжаете как самозанятый. Как мы понимаем, если у вас ничего не получится, вы уедете».

ЭЛ: Похоже, они ошиблись – хорошая новость для фанатов Хэнка Маккоя по всему миру.

Джордж Буза (слева) в 1979 году
Джордж Буза (слева) в 1979 году
5
1 комментарий