Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 17, часть 4)
17. РАЗГОВОРЫ С АКТЁРАМИ!
Кэтрин Дишер ("Джин Грей")
Кэти Дишер была беременна во время премьерного показа первого сезона «Людей Икс» (я не знал об этом, когда мы задумывали сюжет о ребёнке Джин во втором сезоне). Её сын и мой – единственные, у кого есть Икс-куртки от Marvel на размер годовалого ребёнка (насколько я знаю).
КЭТРИН ДИШЕР: Чем для меня особенно выделялись «Люди Икс» – а я озвучила немало мультфильмов – так это тем, что в сценариях были очень глубокие эмоции. В текстах говорилось о правоте и неправоте, о предрассудках, о том, что нужно поступать правильно, и многострадальные Люди Икс боролись изо всех сил. Героизм персонажей можно было ощутить через текст. Это были лучшие сценарии из всех, что я видела для мультфильмов, а я их уже больше 30 лет озвучиваю.
ЭЛ: Спасибо, Кэти. Я и двое основных сценаристов учились в университете вместе, и мы проявляли серьёзный интерес к книгам, к фильмам, и мы любили мультфильмы, но до того, как меня наняли для работы над мультсериалом, я не смог бы тебе сказать, кто такие Люди Икс.
КД: Я и сама понятия не имела, кто они.
ЭЛ: Ты принимала участие в первых пробах, или ты была уже позднее?
КД: Я была с самого начала. Помню, я пробовалась на роль Шторм, и, если меня не подводит память, во второй раз уже на Джин Грей. Помню, на эти пробы ушло немало времени. Я ещё с некоторым пренебрежением думала: «И зачем столько времени тратят, это ведь очередной мультфильм». Я понятия не имела, насколько Люди Икс популярны. Я только потом от сына узнала. Сколько лет мы работали над мультсериалом?
ЭЛ: Пять. Мы начали писать сценарии в феврале 92-го, записали голоса весной и летом, и в этом году (2017) у нас юбилей, 25 лет.
КД: Точно, я в то время ещё снималась по ночам в телесериале под названием «Вечный рыцарь». Это был сериал о вампирах. Его снимали по ночам, а Крис Поттер (Гамбит), у которого был мой агент, снимался в «Кунг-фу». Мы снимали (сериал) с воскресенья по четверг, от заката до рассвета, а сессии записи «Людей Икс» проходили по пятницам, утром. Иногда съёмки заканчивались в 6-7 утра, и я не ложилась спать. После съёмок «Вечного рыцаря» я сразу же отправлялась записывать «Людей Икс». Эти сессии записи… наверное, ничего похожего в моей жизни после них не было. Мы приезжали в студию на Онтарио-стрит в Торонто. Большая была студия, и меня всегда поражало, что поначалу мы записывались вместе, по 5-6 человек у микрофона, и нам разрешали там курить. Мы работали там часами. У нас были перерывы на ужин, потом мы возвращались к работе. Я была там с Джорджем (Бузой), Кэлом (Доддом), Ленор (Занн) и остальными. Мы знатно веселились, возможно, даже слишком.
ЭЛ: Завидую я вам, потому что мы работали по отдельности - когда начался процесс написания сценариев, я собрал 6-7 сценаристов, дал им нужные указания, и после этого они уехали и пару недель писали материал, передавали его мне, и я его шлифовал. Вы же творили волшебство вместе. Похоже, на сессиях записи у вас было очень весело.
КД: Так и было, но тогда эти сессии ощущались как марафоны. В «Людях Икс» было столько важных диалогов между персонажами, что было логично при возможности записываться вместе. Но, как я и сказала, это были марафоны, и мы не всегда были паиньками. Я забеременела, родила сына в сентябре 93-го, и я думала про себя, когда он ещё не родился, так как съёмки моего сериала были на паузе, постоянным источником работы для меня стали мультфильмы, и «Люди Икс» были большим мультфильмом. Наверное, я тогда занималась пятью мультфильмами одновременно. Сейчас такого уже нет – по крайней мере, в моём случае, - но я помню, как озвучивала их ещё до рождения сына, а потом, когда родила, ухаживала за ним, укрываясь за пальмой в горшке в большом вестибюле студии записи. Его отцом, разумеется, был Профессор Икс. Сначала на роль Профессора Икс взяли другого актёра, но потом его быстро заменили на Седрика Смита, отца моего сына.
ЭЛ: Это удивительно и странно. У нас не было никаких гарантий, что мы пойдём дальше 13 серий. После первого сезона, в самом конце, Скотт делает Джин предложение, и ты ответила: «Да, мы поженимся». Не знаю, знала ли ты тогда об этом, но, когда нас пригласили для работы над вторым сезоном (в начале 93-го), по нашей задумке в начале сезона ты должна была быть на восьмом месяце беременности.
КД: Правда? А в комиксах Джин была беременна?
ЭЛ: Нет. Мы пытались при любой возможности придумывать оригинальные сюжеты, не просто адаптировать то, что было в комиксах. Мы думали: «Разве не будет здорово поженить Джин и Скотта? Пусть у них будет ребёнок, двойной мутант – каким он или она получится?». На нас, скорее всего, повлияло то, что у меня и моей жены только родились двое детей, и у моего главного сценариста тоже появился ребёнок, и мы увязали в заботах о наших детях. Я не знал, что ты тогда была беременна. Но более хладнокровные люди…
КД: Одержали верх?
ЭЛ: Да, коллеги говорили: «Наша целевая аудитория – 10-летние мальчики, вожделеющие четырёх женщин в обтягивающих костюмах из спандекса. Если в первых шести сериях Джин на восьмом месяце беременности будет биться с плохими парнями, у вас будут проблемы». Нас от этого отговорили. Но я готов поклясться, что ты должна была родить в середине сезона. Я потом пошлю тебе заметки об этом.
КД: Могло бы получиться интересно.
ЭЛ: Мы пытались немного раздвинуть границы, но у нас не получилось.
КД: Marvel подарили нам куртки, моя куртка всё ещё при мне. Я была беременна, и не знала, кто у меня будет, и мне ещё подарили детскую Икс-курточку для полуторагодовалого ребёнка. Мой сын всё хочет продать её на eBay, но я ему не разрешаю: «Нет! Пусть останется».
ЭЛ: В некоторых местах тебе будут аплодировать тысячи людей, если ты придёшь в своей Икс-куртке.
КД: Я начала озвучивать мультфильмы вскоре после того, как оказалась в Торонто, это был примерно 1985 год. Я об этом не распространялась. Сейчас, конечно, я даю советы, когда актёры обращаются ко мне с вопросами: «Как начать работать над мультфильмами, как это делается?». Но тогда, честно говоря, мне было немного стыдно, что я занимаюсь озвучиванием мультфильмов. Всё изменилось, когда мой сын подрос, начал ходить в детский сад, ему было 4 года, и он говорил: «Моя мама – Джин Грей», и все с ума от этого сходили. Он любил ходить со мной по магазинам комиксов, когда ему было 10, я тогда ещё снималась в сериале в Галифаксе, в Новой Шотландии. Помню, он увидел парней, которые смотрели на комиксы о Людях Икс, и сказал им: «Да, кстати, моя мама - Джин Грей, а мой папа - Профессор Икс». Видел бы ты лица этих парней. Я думала, они сейчас языки свои проглотят! Тогда я и поняла: «Я, можно сказать, герой». Благодаря Джин Грей я начала гордиться тем, что озвучиваю мультфильмы. Раньше я держала это в секрете, но мой сын помог мне понять, что это круто.
ЭЛ: Когда я был молод и оказался в Голливуде, я не планировал заниматься анимацией. Просто так вышло, что первое сценарное задание я получил именно в этой среде. Мир анимации стал чудесным местом для работы. Многие из тех, кого я знаю в Голливуде, постоянно пишут сценарии для телесериалов, но дальше пилота дело не продвигается или им дают всего 3-4 серии. В мультсериалах же мы работаем над 13, 26 или даже 50 сериями, а в случае с «Людьми Икс» – над 76. Твои труды не уходят «в стол».
КД: Помогает развить свои навыки, верно? Я уже 30 лет ничем другим, кроме актёрских работ, не занимаюсь. Я зарабатываю на жизнь только как актриса, и большую часть моей работы составляет озвучивание.
ЭЛ: Я не думал писать сценарии для анимации, но в творческом плане она оказалась ещё приятнее, чем теле- и кинопроекты, которыми мы занимались.
КД: Когда я задумываюсь: «Боже, что же я могу вспомнить из тех времён», то понимаю, что не очень много, потому что я работала почти без сна. У меня был маленький ребёнок, съёмки сериала проходили по ночам. Но, размышляя над этим, я поняла, что было очень мало мультпроектов, где мне надо было использовать свой естественный голос и по-настоящему отыгрывать роль, и «Люди Икс» как раз были одним из таких проектов. В большинстве мультфильмов мне надо было говорить детским мультяшным голоском или изображать какой-нибудь странный акцент. В «Людях Икс» была нужна хорошая актёрская игра, и это было очень приятно.
Мой сын был уверен, что я буду играть Джин в фильмах о Людях Икс, он тогда был ещё маленьким: «Мам, мам, ты будешь Джин Грей в кино?». Я сказала: «О, нет». «Но ты же Джин Грей!». Я ответила: «Ну, и да, и нет». Как он был разочарован.
ЭЛ: Скажи ему, что я понимаю его чувства. Я разговаривал со сценаристом первого фильма, который работал с режиссёрами трёх фильмов, и никто из них вообще не читал комиксы, они только наш мультсериал изучали.
КД: Серьёзно?
ЭЛ: Они изучали наш мультсериал, потому что мы перенесли мир Людей Икс в аудиовизуальный формат. Мы сделали самую сложную часть работы, адаптировали материал из комиксов, в которых всё подаётся иначе. Недавно вышел фильм об Апокалипсисе. Актёр, сыгравший Апокалипсиса (Оскар Айзек), номинант на «Оскар», сказал: «Я начал читать комиксы, но потом начал смотреть мультсериал 90-х, чтобы понять глубину и вес персонажа».
КД: Это описание и для мультсериала в целом хорошо подходит. В нём была глубина и вес.
ЭЛ: Итак, что ты скажешь о Джин? По-моему, её все любили и уважали, а половина парней в команде была в неё влюблена. У неё спрашивали совета Профессор, Зверь, другие. И при этом она казалась невозмутимой: Кэл всегда был крайне эмоционален, а ты была мягкой силой, не дававшей команде развалиться.
КД: По-моему, она была невозмутимым эмоциональным центром команды. Забавная деталь: когда я озвучивала Джин, я неосознанно приставляла пальцы к вискам. Кто-то указал мне на это, когда мы записывались – я играла телепата и, сама того не осознавая, прижимала пальцы к вискам, «улавливая сигналы». Меня из-за этого дразнили.
ЭЛ: Мы особо не углублялись в историю жизни Джин, ни в семью, ни в бывших её возлюбленных. Но в сюжетах о Фениксе тебе надо было быть другой. Неистовым, уничтожающим миры существом.
КД: Сначала голосом Феникса была другая актриса, Дженнифер Дейл (Мистик). Она записала реплики, но потом они передумали и решили, что Фениксом буду я. Получилось, что я изображала её, изображавшую меня, как бы это ни было странно.
ЭЛ: На историю о Фениксе ушло 9 серий. В комиксах Джин Грей хотели убить навсегда, и казалось, что у них получилось, но потом, как я понимаю, из-за давления фанатов или руководства её решили вернуть, и для этого придумали закрученный сюжет. Ты помнишь, что у нас были другие актрисы на роль Шторм?
КД: Да, я помню, сначала в роли Шторм была Никки Гуаданьи. Как неприятно получилось, она ведь с нами весь первый сезон записала.
ЭЛ: Да, точно.
КД: Ей никто не сказал, что её заменили. У неё были дети, и они были очень рады, она ждала премьеру вместе с ними, начала смотреть, и тут она понимает, что голос у персонажа другой.
ЭЛ: Это ужасно. Я не знал, что её не предупредили. Так вышло из-за политических соображений. В Лос-Анджелесе только закончились бунты после ареста Родни Кинга. Кто-то решил, что белой актрисе нельзя озвучивать чернокожего персонажа. Но если говорить о позитивном, помнишь что-нибудь смешное, забавное из тех времён?
КД: Помню, я до слёз смеялась, думала, что обмочусь со смеху, когда мы записывали сцену, где Люди Икс застряли на каком-то арктическом острове, и по сценарию надо было озвучить «разговоры эскимосов за кадром». Мы все стояли вокруг микрофона и кричали: «Нет, это мой тюлень!». Никогда в жизни так не смеялась. Но сейчас называть их эскимосами неполиткорректно. Сейчас их называют инуитами, но тогда их называли эскимосами.
ЭЛ: Что ещё расскажешь?
КД: Я участвовала в другом проекте Marvel, «Ультра-отряде», вместе с Ленор (Шельмой). Мы не видели никаких иллюстраций, ничего. Мы записали весь сезон, где-то 10 серий, а потом нам принесли большие ростовые фигуры размером с человека, чтобы мы записали рекламу. Не знаю, может, я ошибаюсь, но в какой-то момент мы увидели наших персонажей, и на них, по сути, не было одежды. У моего персонажа была лишь ленточка материала, закрывавшая грудь и другие места, будто стринги до плеч натянули. Мы были в шоке. Мы записывались на протяжении двух месяцев, и мы не знали, что всё это время были практически голыми.