«О'Десса»: постапокалиптический фолк-рок-опера об избранном, пронизанная вайбами 80-ых
«Такого сейчас не делают» — как раз про этот фильм.
У меня совершенно спокойное отношение к мюзиклам, но все же фанатом этого жанра не назвать. Иногда кое-что посматриваю, не погружаясь глубоко в эту кроличью нору. В свое время глянул такие ленты, как «Школа рока», «Классный мюзикл», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Ла-Ла Ленд», «Отверженные», «Величайший шоумен», «Чарли и шоколадная фабрика», а также «Вонку», и сериал «Галавант». Так сказать, прошелся по верхам и то не до конца.
«О'Десса» немного заинтересовала трейлером со странными вайбами 80-ых. Правда делать закладку или добавлять в бэклог не стал. Вспомню — хорошо, не вспомню — тоже хорошо. И тут на днях было скучно, лежал, бесцельно листал каталог онлайн-кинотеатра и случайно наткнулся на фильм. Судьба, так сказать. Что уж не глянуть, раз попалось. Не так ли?
Сюжетец тут простой. Главная героиня, которую исполняет Сэди Синк, после смерти матери сжигает свою ферму, берет в руки отцовскую гитару из необычного древа и отправляется в путешествие в качестве бродячего музыканта, чтобы исполнить пророчество и спасти увядающий мир. Вот только пока она сама не знает, как это сделать.
Во время своего путешествия девушка встретит коллегу-певца. Между ними сразу возникают чувства. Да, забыл сказать, у нас тут еще подростковая антиутопия. К сожалению, любовная линия самая слабая часть фильма. Актеры всячески пытаются вытащить ее, но тащить нечего. Если бы не их старания, это был бы полный провал, а так закрыть глаза можно.
И, конечно же, именно любовь толкнет нашу бравую героиню бросить вызов местному диктатору и телезвезде. Все по законам жанра.
Да, режиссер-сценарист Джереми Джаспер вооружился всевозможными штампами и клише, с которыми вдоволь поигрался, пытаясь в деконструкцию. Знаете как зовут избранного? Седьмой Сын, а у нас тут девочка, косящая под Элвиса. Поигрался немного с гендерными ролям, не только мальчикам мир спасать. Также это, похоже, отсылка на фэнтези-цикл про приключение седьмого сына седьмого сына. Книжку еще пытались экранизировать, но вышло так себе.
Джаспер не стал останавливаться и продолжил переизобретать велосипед. Он взял идею со вступительными титрами из «Звездных войн» и сделал все по своему. Вместе буковок «В далекой-далекой галактике» на фоне космоса здесь неплохая стилизация, начинающая со слов «В другом времени, в другом месте». Оно идеально задает тон и настроение легкого психодела, напоминая тебе о фильмах 80-ых...
И ведь еще есть параллели между этим фильмом и «Звездными войнами». Главная героиня, как и Люк Скайуокер, получает важную отцовскую реликвию — вместе светового меча ей достается гитара из какого-то необычного древа. Еще она проходит тот самый классический путь героя. Дополнительно героев объединяет то, что они живут в доме посреди пустыни и оба лишаются родителей/близких.
В основном за приключениями Сэди классно наблюдать по трем причинам. Первая — музыкальные номера шикарно поставлены, благодаря чему одновременно воспринимаются как часть фильма и как крутые клипы, способные жить отдельно от картины.
Вторая — композиции, каждый из них мне запомнилась, а некоторые так вообще вызвали отклик в душе. Они, как и положено, являются частью нарратива: по ним можно отследить изменения в характере девушки, ее взросление. Даже уместный попсовый автотюн завезли для партий «злодея». А так здесь в основном рок, электроника и кантри.
Третья — Сэди Синк. Она хороша и как актриса и как певица. Ее реально приятно слушать, несмотря на то, что внешне косплеет Элвиса.
У фильма хороший посыл про важность творчества (моя тема, да) и то, как полезно выходить за рамки своего мировоззрения. Также меня покорили вайбы 80-ых, обилие неона и восточноевропейский сеттинг. Съемки проходили в Хорватии, можно даже встретить вывеску на русском. Вообще сложно не узнать близкую нам по духу архитектуру.
Отдельно посмеялся с отсылки на тот перфоманс The Weeknd, который поверг всех в шок, а СМИ долго обсуждали неудачную пластическую операцию артиста, оказавшуюся фейком. Вообще Джаспер заложил несколько едких высказываний на тему взаимодействия между бизнесом, звездами и обществом. Или между звездами и обществом. В целом, неплохо.
Для меня главная проблема «О'Дессы» — ее сложно советовать кому-то. Это специфичный, слегка психоделичный мюзикл, который вот вообще не пытается быть массмедиа. Джаспер на это клал болт. И даже студия Searchlight прекрасно все понимала. Она просто выпустила ленту на стриминге Hulu, зная, что хотя бы там сможет найти какую-никакую аудиторию.
Итог — ТОЛЬКО на свой страх и риск.
Напомню про существование телеги — залетайте, дорогие, там чаще пощу новости, но и на мой блог тут подписывайтесь.