(ЛОНГРИД) Пять фильмов про смерть и один про музыку
Кино-оффтоп! Мне очень нравятся тихие и размеренные драмы. Затянутое повествование очень хорошо помогает расслабиться и погрузиться во все происходящее на экране. Во время просмотра подобных картин мозг очень хорошо работает в лайт-режиме порой умело раскладывая по полочкам все те мысли, которые тревожат его прямо здесь и сейчас. И внезапно, лучше всего такие фильмы получаются у азиатов.
Ну, на самом деле ничего внезапного здесь нет. Азиатское мировоззрение тем и отличается от западного, что тишина здесь тоже звук, а созерцание - неотъемлемая часть бытия. Таков восточный культурный код. Поэтому в азиатских фильмах, особенно в драмах, нередки длинные экспозиции, кадры без движений и тишина, а немногословные диалоги героев состоят из различных аллегорий.
Ну и, конечно же, смерть в азиатской культуре играет особую роль и отношение к ней, соответственно, особое. И кто же, если не ценитель азиатской культуры, оценит по достоинству японский кинематограф при таких специфичных вводных?
Ниже я привожу шесть фильмов, пять из которых непосредственно затрагивают тему смерти, которые посмотрел недавно и получил искреннее удовольствие. Где-то больше, где-то меньше, но каждый из них оставил лишь хорошее впечатление. Я постараюсь не расписывать сюжеты картин а уместить все в несколько строк сугубо в рамках аннотаций к фильмам. Оценки ставить не буду, я не кинокритик и все таки больше по части музыки.
1. Любовное письмо (1995)
Я же написал что будет пять фильмов про смерть. Так вот, первый из них буквально начинается со сцены на кладбище, где родственники и друзья погибшего два года назад Ицуки Фудзи собрались вместе дабы почтить его память.
Не смотря на то, что прошло уже два года с момента трагедии, Хироко, главная героиня и так и не состоявшаяся невеста погибшего, никак не может его отпустить, что накладывает свой отпечаток на ее поведении. Например, Хироко находит хорошей мысль о том, чтобы узнать старый адрес своего жениха и отправить туда письмо на которое гарантированно не получит никакого ответа. Тем самым она надеется окончательно отпустить Ицуки и закрыть эту главу своей жизни.
Письмо уходит и казалось бы все кончено и можно расслабиться, но... Внезапно, спустя какое-то время приходит ответ. А дальше писать ничего не буду, нужно смотреть самому.
Фильм рассказывает историю о жизни одного человека через глаза двух совершенно разных людей, знакомых с ним в разные периоды его жизни. А концовка и вовсе разочаровывает главную героиню и удивляет нас, как зрителей.
2. Цветок на ветру (2000)
Картина про случайное знакомство не очень успешного чиновника и хостес, которое выливается в небольшое, но очень важное для героев приключение.
Саваки (так зовут нашего героя) работает в департаменте образования. Но проблемы с алкоголем причиняют ему неприятность, в следствие которой его отстраняют от работы. Совершенно по глупому, между прочим, случаю который попадает в объектив журналистов. А в Японии, как вы могли знать, очень хорошо развит институт репутации, поэтому легкое казалось бы недоразумение приводит к столь серьезным последствиям. Именно это подводит нас к сцене в начале фильма, где Саваки вместе с Юрико (так зовут нашу героиню) просыпается утром с жестким похмельем прямо под цветущей сакурой.
Как оказалось, ночью Саваки обещал Юрико поехать вместе с ней в Хоккайдо. Разумеется, будучи сильно пьяным. И разумеется, он этого не помнит и попрощавшись с обиженной, но все же ожидавшей такой исход Юрико, Саваки направляется домой.
Проведя целый день в раздумьях о своей жизни он все таки едет с Юрико в Хоккайдо. Но не потому что он хозяин своего слова, а потому что... он снова пьяный и ему уже плевать что делать дальше.
Лишь по пути Саваки вспоминает истинную причину поездки (о которой я вам, конечно, не расскажу, но этот фильм не просто так значится в этой подборке).
Фильм отлично показывает жизнь двух людей, свернувших в какой-то момент не туда и слишком поздно обнаруживших себя там, где они не хотели бы быть изначально.
3. Ушедшие (2008)
История повествует нам о Дайго, молодом виолончелисте, который осуществил свою детскую мечту - собственно, стал виолончелистом. Дайго упорно шел к этой цели но в один момент оркестр в котором он играет распускают и у главного героя буквально опускаются руки. Дайго в целом, не смотря на то что у него есть любящая жена, поддерживающая его во всех начинаниях и все в жизни складывается вроде бы неплохо, чувствует себя глубоким неудачником, неспособным жить так как он хотел бы на самом деле.
В конце концов главный герой чувствует пик своей усталости текущим бытом и окружением и предлагает супруге уехать из Токио в родной город в провинции где есть иллюзорный шанс попробовать жить как-то по-другому. И если бы герой хоть задумался о том, как это "по-другому" может оказаться на самом деле то фильма бы не случилось.
Приехав в родной дом, Дайго начинает искать работу и натыкается на вакансию в некое агентство, помогающее людям в путешествиях. "Скорее всего речь идет о туристическом агентстве", - думает Дайго и направляется прямиком туда. На удивление все собеседование о приеме на работу умещается буквально в 15 секунд, поскольку желающих устроиться в это агентство больше нет и вряд ли будет. Все дело в том, что в типографии, где напечатали листовки с вакансией произошла ошибка и в предложении "помогаем людям в путешествии" упустили слово "последнем". Так Дайго оказывается в агентстве по подготовке покойников к погребению.
Сквозь фильм нитью проходит единственная мысль о том, что человек начинает относиться к смерти по-другому лишь тогда, когда он сам взаимодействует с ней, провожая своих близких в последний путь. Особенно ярко это выражается в трансформации мнения окружающих (в том числе и жены) Дайго о его работе с "неблагодарного и грязного дела" до вполне себе, как оказывается, нужной людям профессии.
В конце фильма Дайго и сам по воле случая разбирается со своим прошлым, которое, как оказалось, мешало ему жить спокойно и в гармонии с самим собой.
4. Прах моей плоти словно огромная галактика (2021)
Фильм поначалу обманывает нас, зрителей, начиная экспозицию с парня, который мечтает стать героем. Да, буквально самым настоящим героем как в любом геройском сёнене. Все потому что он рос без отца и все что он знает о нем со слов матери - это то, что он был тем самым героем. Более того, его отец умер героической смертью спасая людей из затопленного мини-вэна и произошло это по трагической случайности именно в день рождения мальчика. Здесь, собственно и начинается сама история.
Главный герой этой истории - отец того самого мальчика, Киёдзуми Хамада. Киёдзуми - ученик третьего класса старшей школы и парень с особо обостренным чувством справедливости. В школе Киёдзуми становится свидетелем буллинга девушки из младших классов - Хари Курамото. Причем буллинга по настоящему жестокого, на который способны дети с несформировавшимся до конца чувством гуманности. В один из самых жестоких моментов для девушки Киёдзуми спасает ее и с этого момента решает стать для нее личным героем, который поможет ей сейчас и будет защищать в дальнейшем. Налицо типичный "синдром спасателя", не иначе.
Фильм ближе к своей кульминации и вовсе начинает притворятся настоящим хоррором но делает это гармонично, поскольку зритель к этому моменту уже понимает в чем истинная причина всех бед, от которых Киёдзуми пытается спасти Хари.
5. Моя сломленная Марико (2022)
В самый обычный будничный день во время самого обычного обеда, главная героиня Томоё видит по телевизору репортаж о некой девушке, покончившей свою жизнь самоубийством. Все ломается именно в тот момент, когда диктор озвучивает имя погибшей - Икагава Марико.
Томоё была для Марико единственной подругой и опорой на протяжении всей ее короткой жизни. Других друзей в школе у нее больше не было а дома ждал лишь вечно пьяный и злой отец, который превратил жизнь Марико в сущий кошмар. И лишь Томоё была тем самым лучом света, который своей яркостью освещал всю тьму, которая окружала Марико.
Придя в себя после случившегося Томоё решается на отчаянный поступок, а именно забрать прах своей подруги у ненавистного отца и исполнить одно из ее желаний, что выливается в небольшое путешествие к морю.
Фильм рассказывает историю о двух девушках, одной из которых не посчастливилось прожить хорошую жизнь. Ведь буквально все, что происходило с Марико в школьные годы стало находить свое отражение во взаимодействии с внешним миром что в конечном счете и привело к суициду. Все это хорошо раскрывается в периодических воспоминаниях Томоё.
6. Линда, Линда, Линда (2005)
Блог, если вы заметили, называется "Японская музыка" а не "Японская смерть", поэтому вот вам один фильм про музыку. Так могла бы выглядеть более серьезная экранизация великолепного "K-ON!".
Название фильма здесь не простое. В этом фильме нет ни одного персонажа с именем Линда, но зато есть песня "Linda, Linda, Linda" японской панк-группы The Blue Hearts, которую музыкальный кружок хочет спеть на ежегодном школьном фестивале.
Вообще, среди вариантов у них была еще и Сиина Ринго (главный айдол этого блога, если кто не знал), но ее репертуар девчонки посчитали слишком сложным (заслуженно). Интересно, какую бы песню Ринго они бы выбрали, будь они более опытными и как бы тогда назывался фильм?
К большому сожалению, басистка группы ломает палец и с этим не хочет мириться другая участница по причине своего довольно скверного характера. Как итог: до фестиваля 3 дня а группа на грани развала.
Но желание спеть песню на фестивале у Кей, Киоко и Нозоми настолько велико, что они решают найти другую участницу, причем сразу на вокал и выбор совершенно случайно падает на девушку по имени Сон - кореянку, приехавшую учиться по обмену.
Вот здесь позволю себе небольшое отступление. Мне было очень необычно и приятно увидеть в фильме молодую Пэ Дуна, сыгравшую роль этой самой Сон. Я смотрел много фильмов с ее участием и считаю ее одной из самых красивых и приятных лично для меня корейских актрис. Но я и подумать никогда не мог, что она была первой кореянкой, сыгравшей главную роль в японском фильме. А сыграла она в "Линда, Линда, Линда" просто невероятно. Школьница Сон в ее исполнении это какой-то микс неуверенности, милашности, целеустремленности и местами неуклюжести и все это заставляло меня смотреть фильм с не спадающей с лица улыбкой прямо до самого конца.
После первого прослушивания Сон участницы группы чуть ли не впадают в панику, ведь как оказалось, она практически не умеет петь. Тем не менее, они не бросают начатое и с помощью поддержки девочек Сон буквально за три дня добивается невероятных результатов на фестивале, оставляя Ринко (ту самую девушку со скверным характером, покинувшую группу перед фестивалем) с чувством зависти, которое легко можно прочитать на ее лице во время выступления группы.
Фильм не ставит перед собой цели рассказать какую-то масштабную и грандиозную историю. Он довольно камерный и по духу напоминает скорее какое-нибудь слайс-оф-лайф аниме, что, разумеется, вовсе не делает его плохим. Любителям подобного строго рекомендуется к просмотру.
А на этом у меня все, слушайте музыку, смотрите фильмы и играйте в игры с огромным удовольствием, иначе зачем все это?