Мононоке: история без принцесс

Или собрать новелл, оформленный причудливым способом.

Данный обзор сделан с целью привлечь внимание к столь замечательному произведению: рассмотреть персонажей, некоторые сюжеты и акцентировать внимание на сокрытых деталях.

Мононоке первостепенно отмечают очаровательную визуальную составляющую, сочетающую психоделическую абстракцию, японские гравюры и классику театра Кабуки.

За пестрыми деталями многим становится трудно следить за картинкой меняющегося калейдоскопа; Мононоке – это проект, открывающийся неспешно, дополняя историю по крупицам, путем синтеза пения, музыки, танцев и драмы – традиционные элементы, заложенные в театре Кабуки.

Выстраивание сюжетов напоминает пьесу в закрытой комнате, разделенную на два (иногда и на три) акта.

Кто же такой Мононоке?

Мононоке – одержимый, Цель которого – убийство людей, являющаяся причиной негативных эмоций, пробуждающих злого духа.

Существует несколько экранизаций: «Аякаси: классика японских ужасов» 2006 г. (9, 10, 11 серии), «Мононоке» 2007 г. и полнотражный фильм «Мононоке: призрак под дождем» 2024 г. Так же в ближайшее время будет показан второй фильм трилогии.

Возьмем новые новеллы с каждой тарелкой: хочу начать с истории Безликом.

Ноппера Боу

(осторожно, присутствуют спойлеры)

Она повествует о девушке, которая в погоне за материнским одобрением потеряла себя. Цель матери (ее характер отображается в масках, в том числе популярная «Ханья») – с помощью результатов, достигнутых то, что не смогла сама, видя в ней не любимое дитя, восприятие имеет исключительное значение.

Каждый день ощущая себя не услышанной, униженной и непонятой, девушка стала задумываться о том, чтобы убить мужа, что она должна умереть.

Мононоке: история без принцесс

Повествование первостепенно раскрывает нам мою сторону истории, любимая девушка, считая себя убийцей.

И то, что случилось на самом деле – убила она только себя, и, опустошив свое сердце, Мононоке смогла подойти к ней. Отсылка на картину Г. Климта в заставках здесь не спроста – «Поцелуй» рассказывает о двух возлюбленных, и героиня в конце благодарна, что Безликий привязался к ней и полюбил ее такую, какая она есть.

Мононоке: история без принцесс

В этой же серии мы встречаем один экспонат: круглое бронзовое зеркало на яшмовом колье.

Зеркала использовалась в качестве сакральных оберегов, указывая на достопримечательности и являясь проводником между мирами.

Мононоке: история без принцесс

Бронзовые зеркала являются солярным символом силы, способной запечатывать отражения и часть тех, кто на него смотрел. Кроме того, считалось, что зеркало дарит владельцу способность видеть длинные облики вещей и людей; Поэтому представьте перед зеркалом, без особого вреда от маски. То же самое касается и девушки, отразившейся Мононоке. Яркая история является отсылкой к классической «Повести о Гэндзи»: в ней рассказывается о духе живой женщины, который действовал без ее ведома – «Икирё».

Зеркало так же может намекать нам на природу «Золотая» — в Японии зеркало считается темой содержания, в котором все рождается божество, если его пригласить туда с помощью соответствующих ритуальных действий.

Бакенеко

Одна излюбленная тема игры (исходя из первых двух экранизаций) – Бакэнэко (демонический двухвостый кот, гуляющий на двух лапах), отчего могу сделать предположение (и понадеяться, что это действительно будет так), что в заключительном фильме трилогии авторы вновь возвращаются к теме кошек.

В некоторые моменты мы наблюдаем рост силы, описанный в бестиариях: кот может вселиться в мертвых людей, искажая лицо, производящая шерсть, связь с огнем отражается во внешнем виде. К слову, в эпоху Хэйан также упоминались Мононоке, вселяющиеся в своих жертвах. Один из известных примеров – «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу.

Мононоке: история без принцесс

Ввиду проявлений нашего успеха, последствий, как проявление мононапряжения, он проявляется для людей.

Истории неспешно закручиваются и раскрываются: персонажи рассказывают нам свои версии, и ближе к концу они сливаются в единое полотно; «Актеры» в этом театре – основной инструмент, позволяющий обращаться к повествованию ведино. Аптекарь ведет себя безразлично к судьбам людей, он находится лишь в изгнании Мононоке. Это показывает его безразличие к смерти других или в том, что он не проявляет беспокойства или угрозы касательно своей жизни (например, когда его связывают и подозревают в убийстве) и разговаривает в основном о вещах, связанных с Мононоке.

Кусуриури

Аптекарь, так же известный как Кусуриури (дословно переводиться «Продавец лекарств») – по идее, лишь дополняющее звено в ролике слушателя. Но его роскошный и красивый вид не позволяет зрителю отвести от него внимание. Несмотря на то, что сам Кусуриури про себя говорит, что он «скучный», зрителю интересно покопаться в нем по сути:

Мы немного знаем, Аптекарь – странствующий продавец лекарств, изгоняющий демонов. Мы не знаем его историю: он и как пришел к этому. Людям хочется больше узнать о той, личности кажется притягательной: но автор намеренно обезличивает его, указывая, что обворожительная обложка – это лишь звено, связывающее в единую цепь мистические истории.

Помимо яркой одежды, очевидных, вдохновленных театром Кабуки, Аптекарь пользуется огромной популярностью у Кицунэ: от резкой ушей до грима повторяющихся масок лисы. В Кабуки грим «Кумадори» (отсылающий к театральным маскам театра Но) олицетворяет характер персонажа: и форму, и цвет. Красный – справедливость, синий – изображение сверхъестественного.

В период Эдо появился термин «бакэмоно» (концепция предшествовала слову «ёкай»), чаще всего бакэмото проявлялись как оборотни. Например, Кицунэ (относящиеся к «хэнгэ») принимали разные формы, обманывая людей. Некоторые преобразуются, напротив, стремясь помочь человеку.

Узоры персонажей в сериале – действительно интересная тема. В тот момент, когда Кусуриури меняется местами на «Золотым» – нам видно, как узоры одного преобразуются в узоры другого. Возможно, это какая-то печать, действующая между ними связью (подобный элемент можно наблюдать и в «Магической битве», когда Сукуна берет контроль над телом Итадори). К сожалению, из прочитанного мне не удалось найти материал, чтобы это имело значение: переселением, одержимостью, простонным художественным элементом. Могу лишь предположить, что, вращаясь, через зеркало Аптекарь может менять местами с духом меча: несмотря на внешний вид деталей и костюмов, анатомия и черты лица остаются прежними.

Меч - ключевая принадлежность всей игры.

Мононоке: история без принцесс

Из «Аякаси» 2006 г. известно, что Кусуриури владеет своим мечом «Тиама»; я не нашел упоминаний о чем-то подобном, за исключением того, что в Японии действительно «Демонические мечи» - возможно, являются отсылкой и/или прототипом. Предполагаю, что «Золотой» — дух меча «Тиама», т.к. их дизайны выглядят визуально.

При креплении соединений может быть еще и то, что меч разговаривает и «щелкает» в соответствии с правильным ответом, коробка, в которой он закрывается, усеяна поднятыми глазами.

Стоит так же отметить, что только «Голден» может использовать запечатанную силу катаны; напоминает клинок бессмертных из «Секиро», который из ножен мог достать лишь тот, кто создал способность к воскрешению – очевидные, все мистические мечи имеют условные настройки.

Так же, в Мононоке не упоминается, что владелец клинкома может только Аптекарь (открывая меч, он говорит «высвобождаю»). Меч можно достать лишь соблюдаемую три условия: катачи, макото, котовари (форма, причина и желание). Поэтому, возможно, каждый, кто знает данные об элементах, может владеть этим мечом. Но данное предположение невозможно проверить.

Здесь стоит упомянуть информацию из фильма, когда Аптекарь говорит о цифрах 8 и 64. (к сожалению, я потерял скриншот и забыл, в какой серии это было, добавляю при просмотре)

Многие предполагают, что речь идет о том, что существует 8 мечей, соответственно, 8 Аптекарей. Опять же, попытайтесь узнать историю его «до», придумывая организацию или что-то подобное. Я считаю, что никаких других Аптекарей нет. При удерживании связи Кабуки, представление должно развернуться здесь и сейчас, а Кусуриури – элемент включен, а не ключевая история.

Дело в том, что сериал обычно ссылается на триаграммы. Триаграмма – символ великого предела (Инь и Янь), соотносится с гексограммами (китайская книга перемен) для развития событий («Гексо» – шестерка, «Гамма» – греней). Три линии – форма, причина и желание. Три линии в форме эшафота демонического меча. Согласно философии, в данных событиях участвуют 64 стороны в зависимости от аспектов.

Мононоке: история без принцесс

К началу триаграммам ссылается история о Безликом: - «Мне попался очень невоспитанный клиент. Он заявил, что таблетки, которые я ему продал, не помогли. Обвинил меня в мошенничестве. Я не верю, что одно лекарство без веры в нем может вылечить болезнь. Если лекарство не помогло – значит ты не верил в него»

Тк триаграмма имеет прямую связь с «Инь» и «Янь», могу высказать предположение, что Кусуриури и Тиама являются отражениями этих двух граней.

Karakasa

Стоит упомянуть, что с выходом фильма 2024 г, персонажами кардинально изменился дизайн: Аптекарь предстает перед нами в более холодных зонах, убрали ожерелье и спрятали зеркало. «Голдену» полностью убрали золотую консервацию и сделали его анатомию несколько отличающейся от самого Аптекаря. Так же изменённый дизайн демонического меча, из-за чего теория, описанная выше, не соответствует современным современным, но может соответствовать старым экранизациям.

Мононоке: история без принцесс

Узоры по-прежнему являются связью между персонажами.

Мононоке: история без принцесс

Силу Тиама тоже заметил другое: узоры после убийства Мононоке напоминают мандалы. Мандалы, как известно, символизируют мир и вселенную.

Мононоке: история без принцесс

Содержимое ваших карманов

Изучим строгий ящик Кусуриури подробней: кроме демонического меча, он хранит в нем лекарства (упоминается, что без яда, хотя в 8 серии «Нуэ» он говорит, что перепутал Олеандр (листья- лекарство, ветвь – яд), но так же отмечается, что подобная вещь не может быть у «простого аптекаря»); журналы с порнографическими гравюрами сюнга (укиё-э, во времена Эдо тиражировались и были популярными дешевыми открытками; так же Аптекарь рассказывает о них Кайо в 9 серии «Аякаси» и предлагает ей посмотреть).

Мононоке: история без принцесс

В других ящиках: ремни-амулеты, которые вытягивают барьер, и весы, которые не взвешивают, обозначают расстояние.

Мононоке: история без принцесс

О визуале и художественных отсылках

Познакомившись с нашим героем, давайте взглянем вокруг: визуальное направление передает не только атмосферу театра, но и японскую живопись и гравюры эпохи Эдо, так же ярко выраженный сюрреализм и импрессионизм – «впечатление», передающее атмосферу созданного пространства Мононоке.

Мононоке: история без принцесс

Картины рассказывают нам историю между антрактом: например, в серии «Нуэ» изображены картины художника Маруямы Окё – художника, сочетающего в своем творчестве приемы японской, средней и восточной живописи, автора картины «Призрак О-Юки». Признан основоположником жанра «призрачных картин» юрэйдзу. Картины Окёи были настолько реалистичными, что породили ряд легенд о пришествии с холста призраков.

Мононоке: история без принцесс

В фильме «Каракаса» мы делаем гравюры с бумажным зонтом. Изначальный дизайн придумал Торияма Сэкиэн, нарисовавший множество образов разных ёкаев.

Мононоке: история без принцесс

Так же Тоса Мицунобу художник нарисовал немало «цукумогами» — оживших предметов домашнего обихода, инструментов для ремонта и кухонной утвари. Одна из его известных картин «Ночная парад демонов».

Мононоке: история без принцесс

В Безлике, как я упоминал, рассказ через «Поцелуй» Г. Климта; Стоит отметить, что в ту эпоху европейцы и японцы стали сотрудничать и воплощать идеи касательно живописи – тогда «японизм» захлестнул внешний мир, стал пытаться их копировать, повторять, дополнять свой, тогда же и начал зарождаться импрессионизм. Поэтому соединить в сериале разные картинки вполне логично.

Мононоке: история без принцесс

Само аниме наполняется гирляндами гравюр различных японских творцов укиё-э – в переводе «изменчивый мир», который как нельзя лучше подходит к произведению.

Мононоке: история без принцесс

После этого рекомендуем обратить внимание на великолепное музыкальное сопровождение аниме. Приведу пример из двух экранизаций: Ayakashi Japan Classic OP3

YM32 - Таку Ивасаки (Мононоке Фильм: Призрак под дождем)

Серийные сотки сплюшишь из деталей и разбирать их можно безумно долго. Поэтому в заключении хочу сказать, что, надеюсь, мой обзор вызовет интерес ознакомиться с произведением; тк в ру сегменте данный тайтл не особо популярен и информацию о нем можно найти, перечитав по пальцам одной руки, хотелось мне привлечь к нему немного внимания со стороны большой любви и рассказать то, что, возможно, кому-то покажется интересным. Понимаю, неспешное повествование для многих нагонит тоску, но напомню озвученное ранее: пьесе нужно время, чтобы раскрыться. И смотреть ее следует очень внимательно.

8
3
5 комментариев