Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

«Носферату» — торжество визуального искусства, которое на протяжении всего сеанса заставляет мозг вибрировать и напоминает, ради чего мы вообще ходим в кино. Два часа двенадцать минут чистого извращенного наслаждения, после которого захочется повторить этот опыт еще и еще раз.

И пусть эффект завышенных ожиданий не сыграет злую шутку

Образцовый ремейк интерпретация классики, а не постхоррор от Эггерса.

Почему начинаем повествование с эффекта завышенных ожиданий? С такого масштаба проектами он часто способен сыграть злую шутку в умах преданных зрителей и фанатов жанра. После нескольких экстравагантных, но весьма эффектных работ, сами того не подозревая, мы можем ждать от Эггерса экспириенс, полный катарсиса. Деконструкцию жанра. Символизм. В общем всё то, что за что мы можем любить Чарли Кауфманна и жанр постхоррор, которому свойственна глубина и актуальность человеческих страхов, даже бытовых.

Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

Но Эггерс, пускай и не стесняется заигрывать с символизмом в кадре, всё равно отходит от модели этого невнятного социального мессенджа через авторское кино. Ведь, если задуматься, основная задача кино - вызывать эмоции. И если твоё кино никто не понял - поздравляем, значит ты снял фильм сам для себя, а не для зрителя (привет Френсис Форд Коппола и замечательный "Мегалополис").

Эггерс не погружается в трансцендентность и артхаус, относясь с огромным уважением ко всем первоисточникам, от Брэма Стокера до всех архетипов вампиров. Ходят слухи, что Эггерс тесно общался с историками, чтобы как можно более детально показать быт людей в немецком Визбурге образца 1838 года. На просмотре этого фильма вы точно поймёте разницу с конвейером. Эггерс провёл огромную работу.

Зарождение классики и кто же такой Носферату

Немая экспрессионистская классика режиссёра Фридриха Мурнау переживала разные времена в попытке воссоздать культурное явление. И только в 2024м году гений жанра постхоррор Роберт Эггерс повторяет успех и снимает что-то настолько же величественное и... Безукоризненно идеальное. О таких фильмах мне обычно скучно писать, ведь мне не за что ругать, а конечный результат выглядит до невозможности прилизанным.

История «Носферату» началась в 1922 году, когда немецкий режиссер Фридрих Мурнау снял свою версию «Дракулы» Брэма Стокера. Права на роман принадлежали вдове писателя, поэтому кинематографистам пришлось немного изменить сюжет — например, переименовать Дракулу в Орлока и перенести место действия в Германию.

Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

При просмотре "Носферату" вы буквально смотрите немецкую версию "Дракулы" Брэма Стокера. И это не плохо. Хотя лично я во время просмотра фильма ловил себя на мысли - чёрт, этот фильм почти идеально снят, но но я уже видел похожие вещи, и не раз. В "Дракуле" (2020) от Netfix. Первая и вторая серия потрясающие. В образе Дракулы в моём любимом фильме "Ван Хелсинг" (2004). И уже чуть меньше, но всё же видел похожее в Bram Stoker's Dracula (1992) Френсиса Форда Копполы. Как долго я пытаюсь донести очевидную мысль, да? Ведь эффект завышенных ожиданий может сыграть злую шутку, когда вы поймёте, что уже видели в среднем около пяти замечательных произведений по образу графа Дракулы, а здесь будто бы ничего нового. Плохо ли это? Нет. Безукоризненная работа с кадром, прекрасный актёрский состав и символизм в сценах - этого достаточно.

Образ Носферату (закрою спойлером)

Во-первых, можете не спойлерить себе, что Носферату здесь играет потрясающий Билл Скарсгард (который, напомню, играл Пеннивайза в "Оно"). Сам персонаж сыгран очень круто, проделана огромная работа. Как и в случае с успехом Пеннивайза на экране, Скарсгард бесподобен. И да, в какой-то момент ловлю себя на мысли, что персонаж похож на условного Тараса Бульбу со своим чубом и усами. Временами от этой навязчивой мысли удаётся абстрагироваться, а временами нет.

Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

Но лично я ожидал другого Носферату, гораздо более пугающий образ и архетип. Этот же вампир более очеловеченный, как минимум в аспекте визуала и внешнего вида. Покрытый порами, язвами, кривой, высокий, задыхающийся со скрипом и свистом. Да, технически, он вообще не дышит, а воздуха в лёгкие набирает, чтобы произносить слова. Отталкивающий, чубатый и опасный. Да. Создается ощущение, что образ Носферату специально не пытались сделать максимально пугающим. Эггерс будто бы намеренно отходит от карикатурности, даже клишированности образа Макса Шрека, который, впрочем, круто реализовали в тех же "Реальных упырях" What We Do in the Shadows (2014). Но сам антагонист (или антигерой?), его история и работа с гримом, символизм последней сцены с сексуальным подтекстом в кровати - блестяще. Это определенно замечательный персонаж, которому заслуженно в кой-то веки уделили чуть больше внимания.

Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

Кто такой Носферату и как это связано с Брэмом Стокером и бессмертным фольклором Дракула?

Если дорогой читатель с DTF обратится к википедии, он нарвётся на такие строчки: Носферату (нем. Nosferatu) — синоним слова «вампир», впервые использованный Брэмом Стокером в романе «Дракула». Согласно одной из гипотез, это слово произошло от греч. νοσοφóρος («переносящий болезнь»).

В культовой классике Мурнау использовал в основном натурные съемки, что для немецкого экспрессионизма было нехарактерно. Таким образом, чувство страха вызывало вторжение жуткого в повседневную жизнь. Большая часть эффектов строится на резком контрасте света и тени, что выглядело безумно эффектно и дополняло недостаток средств выразительности для чёрно-белого немого кино.

Любопытно, но и Эггерс весьма технично заигрывает со светом и тенью, отдавая дань уважения оригиналу. Визуал у фильма настолько вылизанный, что мне даже нечего добавить. Это филигранная работа с кадром. Возьмите атмосферу и сеттинг Трансильвании из фильма "Ван Хелсинг" и игры "Resident Evil: Village" и умножьте всё это на 5.

Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

Вязкая обволакивающая атмосфера безысходности с приходом чумы по темпоритму словно старается ввести зрителя в состояние транса. В гнетущем ожидании прихода Носферату зритель потирает вспотевшие ладошки. Всё стремится к кульминации.

Мрак и хтонь здесь, конечно, не идут ни в какое сравнение с "Сонной лощиной" Бёртона - но в умеренных пропорциях сильные специи играют на руку блюду. И даже раздражающая автора этих строк Лили-Роуз Депп в плане эмоционального диапазона выкладывается здесь на максимум. Папина дочка!

Я рад, что Носферату Эггерса - не постхоррор, а аккуратное переосмысление классики

Я могу посмотреть трансцендентное авторское кино, на подобие "Род мужской" (2022) или очень уважаемой мною картины " Думаю, как всё закончить (2020) Кауфманна. Иногда душа такого требует.

Но как же я доволен, что переосмысление образа Носферату и всего фольклора в данном случае не несёт в себе несвязный поток происходящего на экране. Вы только вспомните "Маяк" (2019). Там и Лавкрафтовский Дагон, и коллективное бессознательное, и Карл Густав Юнг и мифология. "Маяк", в котором основными визитными карточками стали натурные съёмки, и референсы на визуал.

Носферату (2024) — образцовый ремейк интерпретация классики

И говоря о смысле "Маяка" Эггерса. Если максимально упростить, то «Маяк» – это сюжет о том, как герой, видящий мир тесным и чёрно-белым, пытается добраться до света. Много кому из зрителей придёт в голову именно такая интерпретация, а не очередная тугая попытка понять смысл действий и диалога двух шизофреников в кадре? :)

Эггерс блестящий режиссёр. Он не только синефил и способен со своей командой создавать блестящий визуал. Он не только фанат натурных съёмок. Он ещё и горячий поклонник "Носферату" Мурнау. Это объясняет, почему фильм получился таким хорошим.

Ведь главное - любовь и уважение к первоисточнику.

8/10

Всех обнял.

1
12
1
3
21 комментарий

Судя по всем постам, всё-таки ближе к Херцогу, чем к Мурнау.

3

задыхающийся со скрипом и свистомОн не задыхающийся, он наоборот, вообще не дышит, и воздуха набирает в лёгкие только для того, чтобы говорить.

2

Спасибо за уточнение

Вязкая обволакивающая атмосфера безысходности с приходом чумы по темпоритму словно старается ввести зрителя в состояние транса.Чево бля

1

Есть в театре (и не только в театре) такое понятие - темпоритм. Темпо-ритм в сценарном мастерстве определяет скорость, с которой разворачивается сюжет, и ритм, устанавливающий чередование динамичных и спокойных сцен. Этот инструмент используется для удержания внимания зрителей и создания необходимой атмосферы в повествовании. Умелое использование темпо-ритма может существенно повлиять на восприятие истории.

1

Или атмосфера и темпоритм в данном случае друг на друга здесь не работают, считаешь?)

И как там дочка Деппа себя показала?