Типы привязанностей на примере из поп-культуры.
Приветствую мой самый психически стабильный читатель сегодня мы поговорим о том, как детская привязанность формирует ваш характер и личность. Возможно, вы не раз слышали фразу: "Все идет из детства" — и это не просто слова. Семья, первый и самый важный социальный институт, является тем местом, где мы учимся базовым навыкам общения, переживания эмоций и восприятия мира.
Отношения, которые складываются между ребенком и родителями, создают основу для его будущих взаимодействий с окружающими. Те модели поведения и привязанности, которые вы усвоили в детстве, могут напрямую проявляться в ваших личных и романтических отношениях во взрослом возрасте. Конечно же в рамках этого мною любимого сайта на каждый из стилей я приведу примеры из поп-культуры. Что же поехали!
Надежный стиль привязанности.
Люди, воспитанные в условиях любви и стабильности, чаще достигают внутренней гармонии и формируют здоровую модель привязанности. Они открыто проявляют свои чувства, не боятся доверять окружающим и строят отношения на основе взаимного уважения и доверия.
Живой пример добрых и здоровых взаимоотношений внутри собственной семьи становится для них своеобразным жизненным ориентиром. Это облегчает их общение с другими и помогает быстрее находить контакт с окружающими. Такие личности обычно выделяются душевным теплом, искренностью и умением подойти к людям с открытым сердцем. Спокойствие и уверенность делают их надежными спутниками, близкими друзьями и интереснейшими собеседниками. Ярким олицетворением подобных отношений можно считать братьев Винчестеров из "Супернатуролов".
Дин и Сэм Винчестеры — яркий пример того, как даже в условиях тяжелого детства, полного трагедий и опасностей, можно сохранить нерушимую связь. Несмотря на то, что они росли не так, как обычные дети — всегда в дороге, со знанием темной стороны мира, — их детство не было лишено любви. До произошедшей трагедии их семья была воплощением заботы, а материнская любовь оставила глубокий отпечаток в их сердцах.
Дин всегда был не просто старшим братом, но и своеобразным защитником, опорой и наставником для Сэма. Он тот, кого каждый мог бы представить идеальным старшим братом — всегда готовый подставить плечо и защитить ценой собственной жизни. С другой стороны, Сэм, несмотря на внутренние конфликты, также не раз жертвовал собой ради спасения Дина. Их отношения не всегда были безупречными — ссоры, несогласия и переживания накладывали свой отпечаток. Но, даже проходя через это, они никогда не оставляли друг друга.
Пожалуй, ярчайшим свидетельством их любви является бесконечная готовность идти на любые жертвы ради брата. В самом начале истории, Дин буквально отдает свою душу ради того, чтобы спасти Сэма. В свою очередь, Сэм также жертвует собой и своими интересами, чтобы поддержать и спасти старшего брата. Они искренне любят друг друга, и эта связь — больше, чем просто семейные узы. Их отношения — это эталон братской привязанности, основанной на бессмертной верности, искренности и безусловной поддержке (no homo).
Избегающий стиль привязанности.
Дети, чьи эмоциональные потребности остались без внимания, часто вырастают с определенным типом защитного поведения. Они избегают эмоциональной близости, испытывают сложности с формированием здорового ощущения своей ценности и рано начинают полагаться исключительно на собственные силы.
Став взрослыми, такие люди предпочитают сохранять дистанцию и стремятся к излишней независимости в отношениях. Фраза "Я справлюсь сам" становится частью их жизненной философии. Корни подобного отношения к жизни чаще всего уходят в детство, когда их эмоции и потребности не находили отклика, а поддержки, к сожалению, ждать было неоткуда. Привыкнув доверять только себе, они приходят к убеждению, что просьба о помощи — это проявление слабости. Кроме того, им сложно заводить новые знакомства, поскольку желание оставаться на расстоянии мешает сближению. Прекрасный пример подобной личности — Эльза из "Холодного сердца".
Эльза, отмеченная проклятием с самого детства, стала невольной пленницей своих страхов. Происшествие, во время которого она случайно ранила свою сестру, навсегда изменило ее . С этого момента, опасаясь причинить вред вновь, она стала скрывать свои способности, отдаляясь даже от самых близких людей.
Страх Эльзы перед своей природой усиливался и из-за реакции окружающего общества: люди смотрели на нее с опаской, порой даже с угрозой, подтверждая ее страхи о собственной опасности. Эти взгляды, наполненные непониманием, лишь укрепили ее уверенность, что она не сможет быть иной — не сможет быть собой, не причиняя вреда другим. Когда ее тайна была раскрыта, она решает не бороться и не оправдываться. Вместо попыток доказать, что она не монстр, Эльза уходит. Закрывая свое сердце — так же, как стенами своего ледяного замка — она выбирает одиночество, предпочитая добровольное изгнание перед страхом быть воспринятой как угроза или причиной бедствий. Живя вдали от людей, Эльза сознательно дистанцируется, находя иллюзорное облегчение в отрезанности от мира, который не готов принять ее такой, какая она есть. В конечном итоге все конечно нормализуется , но для меня остается ярким примером дистанцирования
Тревожный стиль привязанности
Этот стиль привязанности занимает промежуточное положение. Если для одного типа привязанности характерны тепло и постоянное удовлетворение потребностей, а для другого — игнорирование и эмоциональная отстраненность, то здесь речь идет о непоследовательности и нестабильности.
Ребенок, выросший в такой среде, сталкивается с ситуациями, когда его потребности могли быть удовлетворены, но это происходило не всегда и непредсказуемо. Родители, которые часто были заняты работой или отсутствовали, проявляли любовь скорее от случая к случаю. Такое временами заметное внимание формировало у ребенка чувство тревожности, связанное с отношениями.
Во взрослом возрасте такие люди боятся потери близости и ощущают зависимость от постоянного подтверждения любви и внимания. Их страх быть отвергнутыми или покинутыми заставляет искать доказательства привязанности от партнера снова и снова. Интересным примером этого типа поведения может быть Росс из сериала "Друзья".
С сериалом "Друзья" я, признаться, не особо тесно знаком — видел лишь несколько серий и отдельных сезонов. Но даже этого мне хватило, чтобы уловить характер Росса и его поведение в отношениях с Рейчел. Его постоянная ревность, стремление снова и снова подтверждать их чувства, а также неспособность в определённые моменты открыто их проявить — всё это, как мне кажется, вполне подтверждает мои ассоциации.
Чтобы точнее сформулировать свои мысли, я специально "покопался в архивах" и нашёл момент, который, на мой взгляд, идеально иллюстрирует подобный стиль поведения. В эпизоде "The One Where Ross and Rachel Take a Break" Росс проявляет себя особенно ярко: его ревность, усиленная страхом потерять Рейчел, перерастает в недопонимание, которое в итоге приводит к кризису. Особенно это видно в его реакции на общение Рейчел с её коллегой Марком — паника и необоснованное недоверие только усугубляют ситуацию. Данный эпизод, по сути, становится классическим примером того, как Росс позволяет своим страхам и неуверенности разрушать близкие отношения.
Дезорганизованный стиль привязанности
хаотичной среды, где отсутствуют безопасность и предсказуемость. Взрослый с таким стилем демонстрирует сочетание тревожности, избегания и амбивалентности в отношениях. По сути, это как предыдущий стиль, но усиленный до максимума. В семье, где присутствовали вспышки агрессии, насилие или психические проблемы родителей, формируется именно такой тип. Эти взрослые пережили резкие смены: от любви до агрессии, что оставило глубокий отпечаток на их эмоциональном восприятии мира.
Люди с этим стилем привязанности сталкиваются с парадоксом: они жаждут близости, но их страх быть раненными или отвергнутыми мешает им открыться. Это приводит к постоянным внутренним конфликтам и сложности в построении доверительных отношений. На ум сразу приходит Артур Флек (Джокер), сидящий привязанный к батарее.
Думаю, тут не нужно быть особо проницательным, чтобы понять: детство Артура было далёким от счастливого. Его история настолько трагична и многослойна, что ей вполне можно посвятить целый большой разбор. Но сегодня сосредоточимся лишь на одной детали — типе его привязанности.
Начнем с детства Артура и, собираем бинго, отметим травматический набор: насилие в семье — есть, психическое расстройство матери — есть, отсутствие фигуры отца — есть (появляется и исчезает, оставляя за собой пустоту). Уже только это достаточно, чтобы человек вырос с искажённым восприятием близости и боялся выстраивать отношения.
Эта непрожитая травма прослеживается в его поведении. Артур предпочитает уйти в мир фантазий: представляет себя на популярном шоу, выдумывает подругу, потому что страшится настоящих ситуаций. Боится, что его высмеют, отвергнут, попросту не примут таким, какой он есть. Но в реальности, когда он всё-таки оказывается (Ну не прям там конечно, но вырезку из его стендапа там показывают) на том самом шоу, его худшие опасения сбываются. Его высмеивает не просто кто-то, а кумир, человек, которому он невольно подражал. Этот момент становится для Артура первым серьёзным надломом, но явно не последним.
Эта история достойна подробного анализа, и если это кому-то будет интересно, дайте знать в комментариях. Выходные — отличное время, чтобы пересмотреть всё и написать полноценный разбор. А пока оставим здесь эту маленькую, но глубокую зарисовку.
Ну вот и все, надеюсь привел понятных и интересных персонажей из поп-культуры. Пишите замечали ли вы подобное поведение у выдуманных и не очень персонажей, хорошего тебе вечера читатель, а я пошел , удачи!