«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Не «Стальной гигант», но тоже хорошо.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

К просмотру этого чудесного во всех смыслах произведения приступил с одной мыслью — я не люблю мультфильмы. За моими плечами большинство классических анимационных лент, начиная от «Бэмби» и заканчивая «Шреком», которые были просмотрены в детстком и подростком возрасте. В более зрелом притронулся к меньшему количеству работ, обитая в основном в мире аниме. И все же «Дикий робот» сумел покорить меня, несмотря на небольшое внутреннее сопротивление.

Завязка такая. Во время бури грузовое судно «Universal Dynamics» теряет шесть контейнеров с универсальными роботами ROZZUM. Единственного уцелевшего случайно активируют выдры. Дальше Роз, так зовут робота, в поисках подходящей для себя задачи запускает цепочку событий, которая в конечном счете приводит к тому, что ей приходится воспитывать гусенка, а также учить его плаванью и полетам, чтобы он смог отправиться в зимнюю миграцию.

Здешнюю историю сложно назвать глубокой или драматичной, как в том же «Стальном гиганте» или «Короле льве», но и «для галочки» — тоже. Она в меру веселая, местами захватывающая, иногда трогательная, порой волшебная, а самое главное — проникновенная. Я совсем не знаком с темой материнства, но создатели сумели достучались до моей полумертвой эмпатии. Так что, даже немного расчувствовался во время просмотра.

Универсальными же арками являются отношения мать-сын между Роз и гусенком. Что ребенок, что подросток, что взрослый — каждый найдет в этом что-то свое. Несмотря на кажущуюся простоту и банальность, создателям удалось рассказать ладно скроенную историю, в которой есть все, чтобы зацепить зрителя. И немного драмы, и немного печальки, и немного гэгов, и немного теплоты, и... это можно продолжать вечно. Потому я даже не был удивлен, когда в комментариях под мультфильмом в одном онлайн-кинотеатре увидел отзывы такого типа: «мне 33, я плакал», «никогда бы не подумал, что будучи здоровым лбом буду реветь» и тому подобное. И я нисколько не утрирую.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Также универсальной аркой я считаю дружбу Роз с лисом Финком. Их взаимоотношения сначала строятся на том, что Финк пользуется добротой и наивностью робота в своих корыстных целях, а позже... Ну и так понятно, к чему все придет. Вообще при просмотре появилась мысль, что Финк и Ник из «Зверополиса» частично похожи, их даже объединяет общая проблема — они одинокие и страдают от нехватки «любви», но все же истории обеих этих персонажей рассказаны совершенно по разному и с несколько другими акцентами. Вообще как-то не везет лисам в плане репрезентаций, попахивает расизмом, что ли (шутка).

Малость не дожали тему инаковости в личной арке гусенка. Создатели коснулись ее, сделали на ней жирный акцент, но не довели конфликт до нужного пика — нет ни катарсиса, ни чувства завершенности. Процесс принятия инаковости гусенка окружающими прошел как-то незаметно, словно эту часть оставили за кадром, чтобы срезать хронометраж. Не было преодоления недоверия. Нам даже адекватно не показали рост самого гусенка в психологическом плане, для которого его инаковость была неприятным грузом. При том не требую чего-то сверхвыдающегося. Там уже есть прекрасное начало для такого, но почему-то не стали развивать тему дальше. Даже немного обидно.

Из этого можно сказать, что создатели хорошо проработали почти все, что связано с Роз, включая ее саму, но малость схалтурили с другими персонажами и второстепенными арками.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Возможно просто придираюсь. С другой стороны те части истории, в которых задействовано «волшебство» — я принял, хоть и внутреннее сопротивление было. В этом плане «Дикий робот» устроил мне та еще эмоциональные качели. Оказалось взрослым тяжелее мириться с тем, как из неплохой фантастики неожиданно лепят детскую сказку. Ребенком бы меня такое не смутило и я легко бы принял правила игры. К чести создателей они не просто так ломают собственный лор об колено, показывая «волшебство», а ради конкретных художественных целей и посылов, поэтому, в принципе, можно понять и простить.

Удивила демонстрация смерти в кадре. Сами сцены не были какими-то драматичными или циничными. Они поданы максимально обыденно, как бы давая понять — это нормально, что одни животные едят других животных. Или то, что некоторые из них могут просто не выжить. Подобное непривычно видеть в произведениях, направленных на детскую аудиторию.

Концепт кадра
Концепт кадра

Визуально «Дикий робот» если не ошеломляет, то впечатляет тем, какую работу проделали спецы из DreamWorks. Стилизация под ручную рисовку и 2D-живопись восхищает, некоторые кадры вообще выглядят, как анимированные акварельные картины, а водичка и лес — уф-ф-ф-ф, мое почтение. Видно, что ребята вдохновлялись работами таких мастеров своего дела, как Хаяо Миядзаки и Тайрус Вонг. На протяжении всего просмотра глаз радовался, а в определенных сценах яркие цвета добавляли дополнительной эмоциональности.

Также похвалю композитора. Не скажу, что музыкальное сопровождение вышло ярким — я не смог вспомнить ни одного «оста», кроме песенки в титрах. Но оно прекрасно справилось с тем, чтобы в моменте усилить и придать нужную глубину определенным сценам, не перетягивая внимание на себя. Я бы не расчувствовался, если бы на мою эмпатию давили только с помощью визуала (тишина тоже мощной инструмент, просто куда более сложный в освоении, чтобы почувствовать ее уместность), но музыка идеально попала по настроению в тон происходящему. Считаю, что это крайне немаловажный фактор, чтобы все сработало как надо.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Пару раз посещала мысль, что стоило бы подрезать хронометраж (и вернуть арку гусенка с инаковостью!). Иногда произведению не хватает динамики и оно немножко буксует, прежде чем снова разогнаться. Для меня это было не столь критичность и даже не испортило впечатление, потому что мультик хороший и приятный. И я готов ему простить некоторые минусы. И даже те моменты, где приходилось переступать через свою взрослость.

В целом, понимаю все эти вздохи и ахи как со стороны зрителей, так и критиков. Крис Сандерс, режиссер «Дикого робота», «Лило и Стич», а также «Как приручить дракона», вместо со своей командой создал красивый и яркий мультфильм с крепкой, цепляющей историей, которая точно знает, когда вас рассмешить, а когда — поиграть на ваших тонких душевных струнках. Именно эта выверенность подкупает, чувствуется искренность в подаче. Даже «слезовыжимательные» моменты не ощущаются искусственными, они находятся ровно там, где и нужно — на своем месте. И такой подход действительно западает в душу.

Что я могу сказать? «Дикий робот» — это искреннее и душевнее произведение с приятным визуалом и крепко написанной историей. Впечатлительных она способна растрогать до глубины души (и до слез, если верить комментаторам). Что уж говорить — я сам не устоял перед ней и дрогнул. Не все вышло идеально, как хотелось бы, но даже так получилось хорошо. Рекомендую ознакомиться с мультфильмом, но главное помните — иногда нужно перестать быть душным взрослым, чтобы насладиться волшебной сказкой. Не мешайте себе получать удовольствие. «Дикий робот» того стоил.

2525
33
11
23 комментария