Всеобщая история пиратства в кино. Часть 2. 1950–1979: золотой век
Я озаглавил вторую часть как «Золотой век». Главная причина — массовый характер производства фильмов о пиратах в очерченный период. В год могло выходить по десятку картин только (!!!) в США, поэтому все их рассмотреть не получится, остановимся на более-менее примечательных или изобретательных.
1950-е: начало бешеного принтера
Начать стоит с того, на чём закончили первую часть — с мультипликации. В 1950 году выходит анимационная лента о Багзе Банни под названием «Мятеж на Банни» («Mutiny on the Bunny») (Отсылка к Мятежу на Баунти) — вторая короткометражка из трилогии, где мы сможем увидеть новое столкновение интересов кролика Банни и его «архиврага» Йоземита Сэма. Не только название, но и сюжет истории адаптировали для мультфильма. Хотя не стоит переживать, кролик по всем канонам обязательно выберется победителем и оставит бородатого пирата в дураках.
В этом же году вышла картина-диагноз всего пиратского кинематографа «Дочь пирата» («Buccaneer’s Girl»). В фильме показана хрестоматийная история о том, как девушка попадает в плен к пирату, но постепенно влюбляется в обаятельного морского разбойника. Неизвестно, почему авторы именно фильмов о пиратах посвящают свои творческие изыскания стокгольмскому синдрому, но факт остаётся фактом. Фильм, тем не менее, достоин внимания — он качественно снят, роли исполняют сильные актёры, а красивые декорации и весьма убедительные для своего времени спецэффекты подчёркивают голливудский лоск, что неудивительно, ведь фильм создавался под крылом Universal Pictures.
Ни одно десятилетие не обходится без упоминания очередной экранизации «Острова сокровищ». Не будем изменять традиции и поговорим об адаптации 1950 года. Сюжет фильма практически полностью следует истории первоисточника. За полтора часа нам показывают все самые значимые события, но концовку для интриги немного изменили. Вообще, эту экранизацию стоит похвалить, поскольку она смотрится уже бодро, так сказать «легко и непринуждённо». Техническое развитие кинематографа этому во многом способствовало, при этом фильм не пестрит новшествами. Он всё ещё отдаёт дань классическому Голливуду 30-х в хорошем смысле.
В 1951 году вышел увлекательный фильм под названием «Капитан Горацио Хорнблауэр» («Captain Horatio Hornblower») — одна из первых экранизаций одноимённой серии романов Сесила Скотта Форестера. Удивительным образом его цикл похож на «Хозяина морей» (точнее «Master and commander») Патрика О'Брайана, который, в отличие от «старшего брата», не стал таким же популярным для экранизаций. Ещё более удивительно, что авторы выбрали для романов одно и тоже время действия — рубеж XVIII–XIX веков с наполеоновскими войнами и триумфом британского флота.
Но самое главное сходство — сюжеты экранизаций 1951 и 2003 годов, в которых описываются военные операции двух британских капитанов в Атлантике у берегов Америки. Суть этих миссий разная, но совпадение всё равно любопытное. Очевидно, что при переработке книг О’Брайана для создания сценария к ленте 2003 года авторы вдохновлялись в том числе и старым фильмом о капитане Горацио Хорнблауэре.
Сам фильм — пример хорошего военного кино о доблестных офицерах британского флота. Рекомендуется к просмотру.
Заслуживает внимания фильм 1952 года «Эбботт и Костелло встречают капитана Кидда» («Abbott and Costello Meet Captain Kidd»). Наверное, я был слишком неаккуратен, когда заявил о доминации мелодрам в пиратском сеттинге, раз за 3 изученных года мы перешли от мультфильмов к военной драме, а теперь рассматриваем комедию! Но нужно понимать, что множество смазливых сентиментальных фильмов я просто опускаю в ходе своего повествования, поскольку мы ещё успеем ими насладиться.
Возвращаясь к фильму, важно сказать, что Эбботт и Костелло — это не просто персонажи фильма, а знаменитый комедийный «дуэт Эбботта и Костелло», которые вели собственное теле- и радио-шоу в 1940-е–1950-е годы. Дуэт распался только в 1957 году, когда у Лу Костелло начались проблемы со здоровьем. Мы можем лишь порадоваться, что они оставили свой след и в большом кинематографе, сняв во многом на свои деньги этот интересный комедийный фильм.
В том же 1952 году вышел классический приключенческий-мелодраматический фильм под названием «Против всех флагов» («Against All Flags»), главные роли в котором исполнили уже знакомые нам актёры — Эррол Флинн и Морин О’Хара. Дуэт оказался проверен временем и всегда приносил кассу. Например, этот фильм собрал 1,6 миллионов долларов в прокате в США, что по тем временам было весьма недурно. Многие упомянутые нами фильмы собирали подобную кассу.
Это доказывает популярность пиратских историй в XX веке, а особенно наводит на мысль о сходстве пиратских фильмов с блокбастерами нашего времени. Вестерны, кстати, тоже были популярны в то время и вместе с пиратами составляли своего рода две стороны одной монеты, ведь, например, Морин О’Хара часто снималась и в вестернах, была этаким «мостиком» между двумя направлениями. Вообще, она сопоставима по своей значимости для Голливуда с условной Зендеей как девушка-маркер успешного кино (хоть это сравнение и может прозвучать неуважительно по отношению к таланту Морин). К сожалению, данный фильм стал последним совместным проектом Морин и Эролла в пиратском кино.
Ещё один фильм 1952 года, который достоин упоминания — «Чёрная Борода: Пират» («Blackbeard: The Pirate»). Интерес он, конечно, вызывает из-за того, что посвящён самому знаменитому пирату в истории. Забавно получается — такой популярный разбойник получил место в нормальной экранизации только в 50-х годах. А сыграл его в фильме Роберт Ньютон, который ранее входил в образ Джона Сильвера в «Острове сокровищ» 1950 года. Как говорил классик — «всё переплетено». В этот раз перед нами авторы разворачивают не просто мелодраму, а довольно остросюжетный фильм с интригами, любовными проблемами (куда уж без них) и поиском правосудия, поэтому фильм вполне можно посмотреть.
И уже четвёртый интересный фильм 1952 года под названием «Красный корсар» («The Crimson Pirate»), где забавные ассоциации вызывает образ, воплощённый Бёртом Ланкастером. Комедийная направленность стиля картины позволила создать героя весельчака, акробата и дамского угодника в ярком рокерском костюме (ещё до того, как рок стал известен). Такое описание никого не напоминает? Действительно, в образе пирата Валло мы можем разглядеть некоторые черты капитана Джека Воробья. Не стоит искать здесь связей, ведь вряд ли Джонни Депп вдохновлялся таким старым фильмом, но мы уже видим, что появляется идея пирата с харизмой особого типа. Сам фильм при этом — довольно типичная романтическая комедия, поэтому не лишним будет посмотреть, если вы любите наивный юмор XX века ещё без всех этих постмодернистских злорадных нигилистических ироний.
В 1953 году вышел интересный советский проект «Адмирал Ушаков». Это не первый советский фильм про пиратов (В комментариях к первому тексту мне напомнили об экранизации «Острова сокровищ» 1939 года, снятого в духе антикапиталистической пропаганды), да и не про пиратов он вовсе, но всё же определённо заслуживает внимания, ведь это классическая биографическая лента об одном из самых выдающихся русских адмиралов, в которой мы можем увидеть многих знакомых нам прекрасных советских актёров.
В том же году под крылом студии Columbia Pictures вышел исторический сериал про капитана Кидда — «Великие приключения капитана Кидда» («The Great Adventures of Captain Kidd»). Всего картина включает 15 эпизодов, каждый из которых длится примерно по 20–25 минут. Сериал по духу ближе к упомянутому «Адмиралу Ушакову», примечательно и то, что авторы решили вернуться к чёрно-белой картинке. Сюжет представляет собой помесь криминального кино и приключенческого боевика, что добавляет особого стиля и атмосферы повествованию. Действительно интересное кинополотно, которое любителям классики может понравиться.
Ещё одна работа 1953 года, которую нельзя не упомянуть — очередная экранизация истории Питера Пэна («Peter Pan») — та самая известная всем анимационная классика Диснея. Только благодаря этому картина достойна ознакомления.
1954 год порадовал нас третьей частью серии короткометражек про приключения Багза Банни в мире пиратов. Название «Captain Hareblower» совершенно очевидно отсылает нас к «капитану Хорнблауэру», а сам сюжет строится на очередном столкновении беспечного кролика с бородатым сумасшедшим пиратом. Камео капитана Хорнблауэра прилагается.
В том же году произошла крайне интересная ситуация. На экраны вышли две картины, одна из которых называлась «Возвращение долговязого Джона Сильвера на остров сокровищ» («Long John Silver's Return to Treasure Island»), а вторая «Возвращение на Остров сокровищ» («Return to Treasure Island»). На самом деле это никакая не ошибка в духе того, что один и тот же фильм имеет два разных названия. Мы имеем дело с двумя совершенно разными лентами. Первая из них является сиквелом ленты 1950 года, о которой мы уже говорили, а вторая представляет собой своего рода фанатское продолжение оригинальной истории, где главные герои попадают на Остров сокровищ уже в XX веке — довольно известный ход, когда одно и тоже место действия используется в разных временных промежутках.
Несмотря на забавный казус схожести названий, первый фильм хоть и получил прохладный отзыв — всё же был вполне бодрым продолжением с харизматичным Робертом Ньютоном. А вот второй фильм оказался таким провалом, что даже его режиссёр Эвальд Дюпон навсегда отказался снимать новые фильмы и он действительно сдержал обещание — «Возвращение на Остров сокровищ» стал последним в его фильмографии, правда, он ещё поработал в качестве сценариста в паре других проектов.
В 1955 году вышел интересный фильм «Мунфлит» («Moonfleet»), действие которого разворачивается в декорациях Англии XVIII века. Жанр фильма трудно определить — в ряде источников пишут, что это историко-приключенческий фильм, а в других вариантах, что это — готическая мелодрама. Такая неопределённость говорит о стыке жанров и стилей, что почти всегда обещает уникальное авторское видение. Сюжет картины частично пересекается с сюжетом триллера Хичкока 1939 года — в некое поселение прибывает сирота на воспитание к опекунам, один из которых оказывается контрабандистом. Дальше история разворачивается в духе стандартных сюжетов про поиск сокровищ и искупление грехов злодея с сильным драматическим оттенком.
Фильм оказался кассовым провалом, но при этом получил высокую оценку критиков, а известный французский журнал «Cahiers du Cinéma» поместил его в список 100 самых значимых фильмов в истории, причём аж на 32 место!
Вторая половин 50-х оказалась более бедной на фильмы про пиратов, по-настоящему сильных проектов с точки зрения продакшна почти не выходило. Однако некоторые проекты появились за пределами США.
Такой, например, французский комедийный фильм «La Bigorne, caporal de France» 1958 года, который повествует о стычке на почве любви между пиратом и французским морским офицером.
В том же году вышел занимательный чехословацкий фильм «Тайна острова Бэк-Кап» («Vynález zkázy»), который сняли по сюжету романа Жюля Верна «Флаг родины». По духу и по стилю фильм отсылает к стимпанку, а многие элементы монтажа и спецэффектов были вдохновлены фильмами Жоржа Мельеса. Главная визуальная идея совмещает анимацию и классическое кино — на нарисованные фоны посредством монтажной склейки накладывались актёры. Фоны стилизовали под книжные гравюры конца XIX — начала XX века, использованные в оригинальных изданиях Верна, что дополнительно погружает в атмосферу «истинного» стимпанка.
Завершить обзор этого десятилетия стоит целой чередой итальянских фильмов. Так, в 1957 году вышел фильм «Pirate of the Half Moon» («Il corsaro della mezzaluna»), в 1958 в прокате появилась франко-итальянская лента «Pirate of the Black Hawk» («Il pirata dello sparviero nero»), а 1959 год порадовал зрителей аж тремя итальянскими картинами — «Marie of the Isles» («I flibustieri della Martinica»), «The Pirate and the Slave Girl» («La scimitarra del Saraceno») и «Son of the Red Corsair» («Il figlio del corsaro rosso»). Все эти произведения продолжают местную традицию пиратского кино, которая зародилась в 1920-е годы — опирается она на мелодраматические сюжеты, фехтовальные сцены и особое отношение к декорациям и костюмам, которые пестрят пафосом и изыском (порой даже превращая пиратский сеттинг в китч или эротическую косплейную вечеринку).
1960-е: золотой век итальянских пиратов
В 1960-е годы в итальянское кино стало активнее завоёвывать рынок кинопроката, большой интерес к нему появился и в США. Особенно стоит отметить пик развития вестернов, венчает который «Долларовая трилогия» режиссёра Серджо Леоне.
Пираты не остались в стороне, их образы в итальянском кино стали воплощаться очень часто, порой, по несколько штук в год. При этом заметно вырос и уровень продакшна, благодаря чему фильмы 60-х годов можно смотреть не только искушённым киноманам, которые видели «некоторое дерьмо», но и обычным зрителям.
«Пират Морган» («Morgan, the Pirate» или «Morgan il pirata») 1960 года — одна из первых заметных картин, что демонстрирует развитие итальянского кинематографа. В противовес фехтовальным костюмированным эро-вечеринкам 50-х здесь нам предлагают посмотреть... в общем-то, то же самое, но всё же более качественно снятое. Мода на фехтовальные поединки никуда не исчезла, но хотя бы появляются морские сцены — сразу заметен рост бюджетов.
Американское кино также никуда не исчезло, в 1961 году вышел интересный американский фильм «Швейцарская семья Робинзонов» («Swiss Family Robinson»). Интерпретация классического сюжета Даниэля Дефо, однако состав потерпевших крушение увеличили до целой большой семьи, которая попала на странный остров, где умудряются соседствовать львы, тигры, слоны, зебры, гиены. Конечно, пираты также заглядывают в эти места и именно с ними будут бороться дети и их родители. Получился приятный семейный приключенческий фильм без притязаний на высокие художественные ценности.
В том году вышло ещё много фильмов, но остановимся на трёх наиболее примечательных.
Первый из них — одноимённая экранизация романа Жюля Верна «Таинственный остров» («Mysterious Island»). Хоть пиратам уделено там мало времени, однако достаточно интересно воплощение образов различных морских (и не только) гадов — гигантские крабы, пчёлы, птицы. Здесь мы видим первые попытки внедрить в морскую тематику фэнтези-элементы. Как у мира Средиземья должны быть свои драконы, точно также у мира пиратов должен быть свой кракен. И мы с вами знаем, когда всё это доведут до логического конца.
Второй фильм называется «Пираты Тортуги» («Pirates of Tortuga»). Основан он на истории жизни знаменитого пирата Генри Моргана. По сюжету британский капитан получает задание уничтожить флот Генри Моргана. Между двумя морскими ковбоями разворачивается противостояние, победить в котором должен кто-то один. Несмотря на многообещающую фабулу, между двумя суровыми моряками обязательно пролезет дама, которая всё превратит в показ мод. Костюмы и этикет эпохи барокко прилагаются. Таковы уж законы жанра!
И третий фильм снова приплыл из Италии — «Гордон, Чёрный пират» («Gordon, il pirata nero»), который по фабуле напоминает «Капитана Блада» — между бывшим рабом, злым пиратом и местным губернатором, покрывающим работорговлю, начинается вражда. В лучших традициях — фехтовальные сцены, «робингудский» героизм и вездесущая любовь.
Несмотря на итальянское производство, главные роли заняли голливудские актёры — Винсент Прайс, который может быть вам известен по ролям в «Коломбо» и «Эдварде Руки-ножницы», и Рикардо Монтальбан, известный по таким фильмам, как «Голый пистолет», всё тот же «Коломбо», а также по сериалу «Звёздный путь» 1966–1969 годов.
В 1962 году вышла очередная россыпь интересных фильмов. Начать стоит с картины «Палач морей» («Avenger of the Seven Seas» или «Il giustiziere dei mari») совместного итало-французского производства, которая повествует о столкновении некогда благородного человека, ставшего пиратом, и сумасшедшего британского капитана. Фильм наполнен достаточно высокобюджетным экшеном, присутствуют даже некоторые интересные операторские находки. Фильм достоен внимания как хороший, качественно сделанный приключенческий фильм.
В том же году неожиданно нас решили перенести в эпоху Древнего Рима. Фильм под названием «Юлий Цезарь против пиратов» («Giulio Cesare contro i pirati») достаточно чётко обозначает фабулу. И да, это снова итальянский продашкн. Фильм представляет собой помесь пеплума, приключенческого боевика и мелодрамы. Если вы любитель исторических полотен типа «Бен-Гур» или «Спартак», то можете посмотреть и этот фильм, хотя, конечно, он уступает обозначенным шедеврам почти во всём.
Всё в том же 1962 году на экраны вышел занимательный фильм «Пираты кровавой реки» («The Pirates of Blood River»), в котором перед нами чуть-ли не впервые с бог знает каких годов разворачивается классический пиратский сюжет — поиск сокровищ. Кровавая местная река неспроста — в ней водятся пираньи, так что ещё один знакомый нам элемент хоррора дополняет историю, превращая её в приключение с высокими ставками. Чувствуется нехватка бюджета, но всё равно фильм смотрится бодро — актёры фактурные, харизматичные, девушки, как обычно, прекрасны и «фатальны», а местная флора и фауна становится третьим действующим лицом, всячески мешая героям в достижении целей.
Из 1962 года мы никуда не уходим и знакомимся с очередной итальянской картиной под названием «Семь морей до Кале» («Seven Seas To Calais» или «Il dominatore dei 7 mari»). Повествует она о Френсисе Дрейке, удалом английском капере, который будет защищать королеву Англию от заговоров испанцев. Классический приключенческий фильм? Да, снова! Но с интересным сюжетом, множеством локаций, декораций и интригующих поворотов судьбы.
Последний фильм 1962 года, который нельзя обойти вниманием, это «Сын Капитана Блада» («The Son of Captain Blood») — сиквел фильма 1935 года. Ещё более интересно, что главную роль в нём исполнил реальный сын Эррола Флинна — Шон Флинн. То есть получилась своеобразная династия актёров и персонажей одновременно — крайне редкое явление. По качеству же фильм представляет собой весьма сомнительный продукт с посредственной актёрской игрой, унылыми декорациями и чересчур слащавым мелодраматичным сюжетом.
В 1964 году вышел британский фильм «Дьявольский пиратский корабль» («The Devil-Ship Pirates»), главную роль в котором сыграл знаменитый актёр Кристофер Ли. Сюжет повествует об испанском капере, который остановился у поселения и решил его терроризировать. Сняла этот фильм, кстати, та же студия, что двумя годами ранее выпустила «Пираты кровавой реки» — Hammer Films. В своё время она специализировалась на фильмах ужасов, однако попробовала себя в пиратском кино, и надо сказать, вполне успешно.
В 1965 году вышел достаточно интригующий своим сюжетом фильм «Ураган над Ямайкой» («A High Wind in Jamaica»), снятый по одноимённому роману Ричарда Хьюза. История разворачивается вокруг пятерых детей, которые во время плавания из Ямайки в Великобританию попадают в плен к пиратам. Причём капитан и его помощник совершенно не собирались их похищать, вышло всё случайно. Чтобы не попасть под суд по обвинению в похищении, они решают отдать детей на попечение хозяйке борделя. Дальше спойлерить не хочу, однако могу уверить, что концовка окажется очень драматичной, я бы даже сказал, что она больно уколет сердце, переполнит его злостью и обидой.
Думаю, вы уже подустали от бесконечного потока достаточно однотипных фильмов. Во второй половине 60-х годов, к худу или счастью, таких фильмов выходить стало заметно меньше, интерес к «спагетти-пиратам» угасал. В то же время готовилась почва для новых экспериментов.
Так, в 1968 году вышел комедийный фильм «Призрак Чёрной бороды» («Blackbeard's Ghost») от студии «Disney». В этот раз нас переносят в современность, где по сюжету мужчина по имени Стив Уокер пребывает в вымышленный городок, чтобы занять должность тренера по легкой атлетике в местной школе. Он останавливается в заведении Blackbeard's Inn, которым заправляют потомки Чёрной Бороды. Всё закручивается так, что на экране оживает реальный призрак великого пирата. На этом и строится вся комедия. Интересно, что роль Бороды в фильме исполнил потомок русских эмигрантов — сэр Пётр (Питер) Устинов — знаменитый британский актёр, писатель и режиссёр.
Закончим мы это десятилетие японским анимационным фильмом, проще говоря, аниме — «Корабль-призрак» («空飛ぶゆうれい船») 1969 года. Аниме, конечно, непривычное для нашего глаза, всё же оно следует больше классическим законам мультипликации, продвигаемым западными анимационными студиями типа Looney Tunes или Disney. В то же время в этом мультфильме есть многое и от японской школы анимации. В любом случае, данное произведение достойно внимания, поскольку предлагает очень свежий взгляд на тематику пиратов, добавляя в неё уникальный фэнтезийный дух, в основе которого лежит пиратский фольклор.
1970-е: смена парадигм
В 1970-е годы достаточно явно наблюдается тенденция потери интереса к каноничному кино о пиратах — приключения и мелодрамы сменяются более экспериментальными жанрами, либо же ищут новую аудиторию.
Второй путь выбрали создатели фильма «Пеппи в стране Така-Тука» («Pippi in the South Seas») 1970 года. В этой картине нам рассказывают историю о ребенке по имени Пеппи, который вместе с друзьями отправляется в плавание, чтобы спасти отца, похищенного пиратами. Этому фильму присущ дух рассказов о Томе Сойере, направлен он на очень юную аудиторию. Хоть такие фильмы мы уже и видели, важно зафиксировать тренд — пираты становятся важной частью «детской мифологии».
В 1971 году в СССР решили продолжить давнюю традицию экранизировать «Остров сокровищ» Стивенсона. Получилась работа в обыкновенном советском стиле. Экспрессии стало меньше, зато больше академичности в передаче авторских замыслов Стивенсона. Некоторые моменты сюжета переделали для того, чтобы уложиться в хронометраж, однако в целом фильм сохранил единую сюжетную линию романа, при этом стал «более взрослым». Как пишут некоторые рецензенты, этому фильму удалось в обход поверхностного приключенческого наслоения пробраться к проблемам, которые не бросаются в глаза сразу — взросление, инициация подростка, его столкновение с суровой реальностью, с постоянным нарушением негласных законов межчеловеческих отношений. Для интереса стоит сравнить советский подход и зарубежный в экранизациях этой классики.
Также в 1971 году вышел итальянский фильм «Чёрный корсар» («Blackie the Pirate» или «Il corsaro nero»). «Спагетти-пиратов» на экране стало выходить в этом десятилетии гораздо меньше, они занимали всё менее заметную часть в общем потоке фильмов о пиратах. Красноречиво об этом фильме говорит то, что для сцен морских сражений использовались стоковые кадры. Бюджеты на подобные ленты сокращались, качество, соответственно тоже, поэтому этот фильм и последующие уже оказываются тенью золотой эпохи итальянских «corsari».
В 1972 году вышла ещё одна экранизация «Острова сокровищ», снятая международной командой, в которой участвовали испанцы, британцы, французы, итальянцы, немцы. Проект разрабатывался ещё в 1960-х годах, однако окончательная версия сценария появилась только в 1971 году. Фильм сняли в Испании, по размаху он не уходит далеко от классических лент 30-х и 50-х годов. Получилась постановка достаточно скромной, не предлагающей ничего принципиально нового. Эхо типичного пиратского кино старых эпох без попыток посмотреть на феномен пиратства свежим взглядом.
То что не получилось фильма 1972 года, получилось у мультфильма, снятого в 1973 году. Одна из первых анимационных адаптаций уже как минимум своей формой освежает избитую историю. Помимо этого мультфильм пестрит множеством интересных решений и с точки зрения сюжета — вводит новых фантастических персонажей, делает упор на юмор, переосмысляет характеры персонажей. В итоге вышла достаточно неплохая лента, которую можно посмотреть, если вы любитель старой 2D анимации.
Первым ярким звоночком о смене парадигмы в пиратском кино стал французско-бльгийский фильм 1974 года «Бесноватые» («Les démoniaques»). Название уже подсказывает, что перед нами настоящий фильм ужасов, который строится на классической истории мести. В данном случае пиратам мстят две девушки, которые были ими изнасилованы и убиты. Заключив сделку с дьяволом и воскреснув, они начинают свой праведный путь по наказанию злодеев. Стоит указать, что сцены изнасилования показаны очень натуралистично и смотреть на них неприятно, весь фильм в целом эксплуатирует эротику. Во многом этот ход помогает прочувствовать греховность убийц, их аморальную натуру. И сопереживать вы будете мертвецам, как ни парадоксально.
В 1976 году итальянцы и американцы решили отдать дань уважения классическому пиратскому кино перед тем, как оно окончательно вступит в эпоху постмодерна.
В Италии сняли фильм под названием, которое мы видели уже множество раз по ходу моего повествование — «Чёрный Корсар» («Il corsaro nero» или «The Black Corsair»). Разумеется, этот фильм также базируется уже на известных нам романах Эмилио Сальгари, упомянутых мной ещё в первой части лонгрида. Сюжет фильма следует классике, однако чувствуется дух уже более современного нам кино — технологическое развитие средств съёмки этому, конечно, способствует. Меняется и режиссура, которая также следует находкам нового поколения режиссёров. Не забываем, что в 1975 году Кубрик снял «Барри Линдона» — маэстро показал, как нужно делать исторические ленты. Поэтому «Чёрный Корсар» стал своеобразным мостом между старой и новой эпохой в истории кино о пиратах.
Американский фильм того же года — «Головорез» («Swashbuckler»), одну из ролей в котором, кстати, исполнил Джеймс Эрл Джойс — тот самый, что озвучивал Дарта Вейдера в «Звёздных войнах» (Начал делать он это буквально в то же время — в 1977 году). Сюжет картины пестрит всеми клише старого кино — пират влюбляется в дочь губернатора, а из этого следует и всё остальное. Но мы уже видим, что интерес к пиратам в 70-х практически угас — бюджет в 8 миллионов не окупился и фильм признали «дорогим провалом».
Несмотря на закат пиратского романтизма уже в 1977 году наметилась другая тенденция — боевики. Одним из первопроходцев стал южноафриканский фильм «Золотое рандеву» («Golden Rendezvous»). Сценарий ленты основан на одноимённом романе Алистера Маклина 1962 года. Особенность картины в первую очередь в том, что действие переносится примерно в наше время — теперь не парусники, а железные моторные корабли бороздят моря, вместо шпаг в лучшем случае кортики, а обычно огнестрельное оружие. Мода, антураж — всё в этом фильме отсылает к шпионским боевикам, хотя бы к тому же Джемсу Бонду.
В свою очередь в 1978–1979 японцы продолжили пополнять копилку пиратской анимации новым сериалом по мотивам романа «Остров сокровищ». Забавно, но в этом сериале есть свой «гигачад» по типу того, что мы увидим в образе доктора Ливси из советского мультфильма. Так что вперёд, смело смотрим японскую классику.
Ну и закончим мы, конечно, советским фильмом 1979 года «Пираты ХХ века», который продолжает тенденцию демонстрации современного пиратского сеттинга, освежает и расширяет наше понимание пиратства, выводит его за рамки романтических клише и грёз о «потерянном XVIII веке». Также фильм считается одним из первых советских боевиков, а ещё в него добавили фишку гонконгских фильмов — рукопашные боевые искусства.
Я не буду излишне анализировать ленту, скажу лишь, что на этой ноте закончить очень символично, ведь трансформация пиратского кино произошла не только на жанровом уровне, но и на уровне сеттинга. Это показывает, как сильно изменилось отношение авторов и зрителей к пиратам в кино — вероятно, к тому времени они от него устали и стали жаждать чего-то нового. В то же время режиссёры всё больше оказывались под влиянием постмодернистских идей, и их новые проекты наглядно демонстрируют эволюцию кино в целом.
В следующей части мы завершим рассказ об истории пиратства в кино, поговорим о работах современных авторов, о жанровом и стилистическом разнообразии, об окончательной смерти пиратов и их воскрешением в облике капитана Джека Воробья. В общем, будет интересно.
Спасибо за прекрасный лонг, ждем третью часть. Яррррр
Спасибо за прекрасный отзыв