"Мистерия-буфф" (1969): как в СССР заново открывали авангард

Сегодня расскажу про явление советского авангарда 60-х — мультфильм "Мистерия-буфф".

Это одна из более ранних работ режиссёра и аниматора Давида Черкасского, которого знают по "Острову сокровищ" и "Приключениям капитана Врунгеля". Мультфильм малоизвестный. Но не спешите смотреть: сначала прочитайте про него, потому что понравится не всем.

"Мистерия-буфф" (1969): как в СССР заново открывали авангард

Итак, в середине 50-х советское искусство отошло от обязательного соцреализма, закреплённого ещё в 1934 г. на Первом съезде писателей и безраздельно властвовавшего до смерти Сталина. Сначала вернулись рефлексия и психологизм. Затем, к 1960-м, вместе с мировым трендом на культурную революцию и разрушение табу, в искусство пришли эксперименты и робкие попытки бунтовать.

Одним из следствий стало появление в СССР интереса к собственному авангардному наследию, которого в избытке создали в 20-е, потом обвинили в формализме, а потом просто оставили на несколько десятков лет. Теперь оно стало источником вдохновения для уже современных авторов. Волна проникла и в более официальные виды искусства — театр, кино, мультипликацию.

Важно отметить, что в театре-кино интерес был не к современному андерграундному искусству, вроде Юрия Злотникова или Владимира Слепяна. Они существовали незаметно, а во время "оттепели" робко пробовали о себе заявлять, но не приобрели благосклонности системы. Подобное творчество если и не было прямо оппозиционным, то всё ещё с трудом соотносилось с линией партии.

Поэтому искатели нового обращались к раннему советскому авангарду, одновременно и богатому на стилевое разнообразие, и знакомому идеологически. Его утопические поиски хорошо осваивались более поздней советской культурой. Такие работы 60-х, как фильм "Интервенция" и вахтанговская "Турандот", например, стремились возродить наследие авангардного театра.

В числе прочих вспомнили и футуриста Маяковского. Он отметился при жизни не только поэзией, но и сценариями для пьес и кино. Ну, кино его гротескному стилю не очень подходило, зато его пьесы "Баня" и "Мистерия-буфф" стали основами для сценариев анимационных фильмов, вышедших в 1962 и 1969 годах соответственно. "Баню", посвящённую обличению бюрократии, разбирать здесь не будем. Остановимся на "Мистерии-буфф".

Оригинальная пьеса написана в 1918-1921 гг. Это, естественно, религиозная и политическая сатира, причём весьма фантасмагоричная. А вы ждали от Маяковского чего-то иного?

"Мистерия-буфф" (1969): как в СССР заново открывали авангард

Сюжет вкратце таков:

  • Миру настаёт апокалипсис в лице всемирного потопа. Рабочие и всяческие эксплуататоры спасаются в ковчеге.
  • Социальное устройство ковчега высмеивает последовательно самодержавие и республику, после чего рабочему народу надоедает отдавать свой хлеб то монарху, то министрам. Они убивают кровососов в едином революционном порыве и остаются сами по себе.
  • Всё складывается довольно плохо, ибо послереволюционную разруху никто не отменял. Однако людям является вестник загадочного светлого будущего, вдохновляющий их продолжать путь в неизвестность:

Не о рае Христовом ору я вам.

где постнички лижут чаи без сахару.

Я о настоящих земных небесах ору.

Судите сами: Христово небо ль,

евангелистов голодное небо ли?

В раю моем залы ломит мебель,

услуг электрических покой фешенебелен.

Там сладкий труд не мозолит руки,

работа розой цветет по ладони.

Там солнце такие строит трюки,

что каждый шаг в цветомории тонет.

  • В поисках обетованной земли рабочие забредают в ад. Но ничего нового они здесь не встречают, ибо повидали в своей жизни и не такое, а потому просто проходят его насквозь, сметая на своём пути чертей.
  • Посещают и рай, но в раю нет ничего, что могло бы по-настоящему подкрепить человеческие силы, — лишь обманы и бутафория. Разносят в куски это обманчивое счастье.
  • В конце концов рабочие находят страну пустующих фабрик и инструментов, устраиваются в ней и счастливо заживают трудовой коммуной:

Идем по градам и весям,

флагами наши души развесим.

Вылазьте из грязи

все, кому

надоели койки ночлежных нар.

Городов граниты,

зелени сел -

наше все.

Мир - коммунар.

Все

Трудом любовным

приникнем к земле

все,

дорога кому она.

Хлебьтесь, поля!

Дымьтесь, фабрики!

Славься!

Сияй,

солнечная наша

Коммуна!

Пьеса Маяковского — одновременно и авангардная, и идейно верная — хорошо подходила в качестве основы для мультипликации, ибо той хотелось экспериментов, но зависимость от госаппарата не позволила бы экспериментировать слишком сильно. В отличие от одиночек-живописцев вроде Злотникова, массовое и дорогостоящее искусство анимации не могло рисковать.

Создавая экранизацию, авторы обратились к раннесоветскому визуальному искусству, включая живопись, плакаты, афиши, журнально-газетное оформление. Сочетание техник включило перекладку, рисованную мультипликацию и "живые" вставки. Кроме того, в фильме задействовали, подобно "Интервенции", сатирическую буффонаду с реальными актёрами.

Нет ничего удивительного, что для истории Маяковского, с её яростно-революционным сюжетом, была выбрана эстетика кулака и восклицательного знака. Больше всего стиль "Мистерии-буфф" напоминает работы Общества художников-станковистов (1925-1931), в частности Александра Дейнеки:

Мультфильм длится 47 минут. За это время он успевает рассказать и о потопе, и о злоключениях в ковчеге, и о рае с адом, и, конечно, о светлом будущем.

Мимы-актёры издеваются над ужасом и абсурдом старого мира. Визуал местами мрачен и скуп, местами сатиричен, выводя на сцену буржуев, аристократов, офицеров в облике спесивых уродцев — все они скорее смешат, чем страшат. Режиссёром выступил Давид Черкасский, ещё не сформировавший собственного стиля. Но уже здесь есть его фирменный стёб и рисовка персонажей, которые позже перейдут в "Остров сокровищ" и "Врунгеля":

Страшное здесь не столько на стороне угнетателей, сколько на стороне их жертв. Рабочий народ схематичен, будто сошёл с карандашного наброска. Это люди, полные сил, у которых выпили кровь. Люди, стремящиеся жить, но лишённые права на жизнь.

Почерневшие. С огромными руками, с большими запавшими глазами. Великаны по сравнению с суетящимися фигурками буржуев. Чёрно-белые в пёстром мире зла.

Рабочие представлены массой и почти неотличимы друг от друга. Индивидуальность стёрта. Разговаривают они нередко хором. Отобрана жизнь, отобрана личность, потеряла значение нация.

По свету всему гоняться

привык наш бродячий народина.

Мы никаких не наций.

Труд наш — наша родина.

В отличие от абстрактно-стёбной завязки Маяковского, мультфильм действительно начинается со смертей. С кровавого потопа, явно намекающего на мировую войну.

Политическая и религиозная сатира перенесены на экран со всем пылом шестидесятых. Самодержавие — отвратительного вида железный монумент, республика построена из пустых речей и приукрашена цветочками.

Ад в экранизации — явный референс войне, уже показанной в начале и неспособной напугать видавших виды рабочих. Рай представляет собою что-то вроде сочетания мещанского быта и салонной культуры.

Символ Утопии же, человек-из-будущего, — силуэт реального, реалистичного человека, среди гротескных уродцев-буржуев и схематичного угнетённого класса. Внутри силуэта видно кадры строек, демонстраций, заводов, где кипит работа.

И только буффонада, вездесущая буффонада смеётся над всем без разбору. Она возвращается даже в финале, напоминая, что на дворе не двадцатые и что утопия — уже не вполне всерьёз.

Соседствуя с ужасами войны, игра мимов создаёт контраст и усиливает впечатление. Соседствуя со счастливым финалом, снижает его пафос и несколько обесценивает.

"Мистерия-буфф" — интересная работа, сугубо шестидесятническая. Её буффонирующая утопичность понравится не всем, но если любите советский авангард и веру в светлое будущее, разбавленную назревающим скептицизмом, — рекомендую.

50
4 комментария

Стройный и познавательный текст на не самую заурядную тему искусств. Благодарю.

8
Ответить

Спасибо за лонг. Хороший, с эмпатией.

3
Ответить
Ответить