Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Как сериал, спродюсированый Спилбергом, проложил дорогу взрослому юмору в детских шоу, и каким получился современный перезапуск.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Легенда гласит, что в 1930 году молодая анимационная студия Warner Bros. корпела над созданием мультфильмов и культовых в будущем персонажей, когда среди прочих придумала троицу неуправляемых героев. Братья Уорнеры и их сестра Дот (полное имя: принцесса Анджелина Контесса Луиза Франческа Банана Фанна Бо Беска Третья) бессовестно громили студию, а мультфильмы с их участием были лишены всякого смысла. Было принято решение спрятать весь материал с Уорнерами в архиве, а их самих запереть в водонапорной башне на студии.

В девяностых они вырвались из заточения на радость зрителям, которым надоело, что Disney держит их за идиотов. Уорнеры же вели себя бескомпромиссно и шутили грязно, чем и покорили аудиторию.

Спустя 99 серий и один полнометражный мультфильм они вновь пропали с радаров. Однако троица не ушла бесследно — их сумасшествие вдохновило целое поколение мультипликаторов, точно так же готовых рисковать.

И казалось, что больше мы их не увидим. Это была достойная жизнь, а дело Уорнеров процветает и поныне. Но когда никто не ожидал, наступило второе пришествие. О том, что ему предшествовало и какими вернулись братья Уорнеры и сестра Дот, и пойдёт речь.

Здесь готовится сенсация

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

На самом деле, конечно, никакие Уорнеры не персонажи из тридцатых годов. Animaniacs (в России переведены как «Озорные анимашки») берут начало из успеха другого мультсериала от Warner Bros. — Tiny Toon Adventures («Приключения мультяшек»).

Tiny Toon Adventures стал успешным не просто так. Это был первый мультсериал, спродюсированый Стивеном Спилбергом. Warner Bros. хотела вернуть золотые дни Looney Tunes и посоперничать с Disney, которая запускала один успешный сериал за другим: «Приключения мишек Гамми», «Утиные истории» и «Чип и Дейл спешат на помощь».

Единственным кандидатом, который мог бы снова сделать Warner Bros. великой, как раз и был Спилберг — он уже сотрудничал с «Уорнерами» при создании «Кто подставил кролика Роджера». Потому компания перехватила постановщика для постоянной работы прежде, чем это сделал Disney.

«Кто подставил кролика Роджера» (1988)
«Кто подставил кролика Роджера» (1988)

Спилберг очень ответственно подходил к своим обязанностям даже будучи продюсером. Он активно участвовал в творческом процессе и настоял, например, на том, что Tiny Toon Adventures должен быть мультсериалом, а не полнометражным мультфильмом. Имя Стивена Спилберга так же позволяло запросить больше бюджета для реализации амбиций, поэтому «Мультяшки» могли полноценно соперничать с актуальными работами Disney.

«Приключения мультяшек» (1990)

Большая заслуга Спилберга заключалась в умении собрать талантливую креативную команду. Главным идейным вдохновителем «Мультяшек» был Том Рюггер. Стивен заметил его по работе в Hanna-Barbera над A Pup Named Scooby-Doo («Щенок по кличке Скуби-Ду»), главными героями которого были молодые версии всех основных персонажей «Скуби-Ду». Мультсериал стал популярным и принёс Скуби первую в истории персонажа номинацию на «Эмми», хоть получить награду шоу и не удалось.

Том Рюггер
Том Рюггер

Именно Рюггер предложил сместить фокус с классических персонажей Warner Bros. и посвятить «Приключения мультяшек» их молодым преемникам. После успеха сериала студия поручила Спилбергу начать работу над следующим проектом, а тот снова обратился к Тому за свежими идеями.

Первым после окончания «Мультяшек» команда запустила в производство спин-офф об одном из персонажей мультсериала, Плаки Даке. Сериал вышел на экраны, но не оправдал ожиданий и продержался всего 13 серий.

Тогда Рюггер вспомнил о своей студенческой работе — короткометражном мультфильме The Premiere of Platypus Duck об эволюции утконоса.

The Premiere of Platypus Duck (1976)

Вдохновившись своей дебютной работой, Том подготовил концепт для нового мультсериала. На основе персонажа из короткометражки он нарисовал трёх персонажей-уток, наделил их характерами своих детей и представил Стивену Спилбергу.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Спилберг оценил идею, но высказал мысль, что утки не нуждаются в дополнительной репрезентации: уже есть и Даффи Дак, и Дональд Дак, и «Утиные истории» с «Чёрным плащом». Концепцию решили изменить. За вдохновением команда обратилась к классической чёрно-белой мультипликации: в частности, прообразами послужили Микки Маус и кот Феликс.

В ходе работ утки сменились привычным нам дизайном персонажей, а чтобы наделить их как бы богатой историей, получившихся героев назвали Уорнерами и поселили их в знаковой водонапорной башне Warner Bros.

С дизайном Уорнеров, к слову, связана забавная история. В качестве анонса Animaniacs команда придумала разместить на водонапорной башне воздушный шар в виде Якко Уорнера.

Всё бы хорошо, но тогдашний руководитель студии Боб Дейли не знал о планах команды. Когда одним прекрасным утром он увидел эту инсталляцию, он решил, что какой-то шутник посадил в студию некое подобие Микки Мауса, и потребовал всё убрать. Единственным свидетельством произошедшего является фотография Тома Рюггера, которой он затем поделился в своём блоге.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Но одними лишь братьями Уорнерами дело не ограничилось. Шоу сменило формат в сравнении с Tiny Toon Adventures и стало полагаться на абсурдные скетчи и зарисовки с разными, зачастую не пересекающимися между собой героями.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Как и Уорнеры, многие персонажи были вдохновлены реальными людьми. Например, лабораторные мыши Пинки и Брейн срисованы со сценаристов «Приключений мультяшек» Эдди Фицджеральда и Тома Минтона. Рюггер вспоминал, что было потешно наблюдать за этими двумя: жизнерадостный и излучающий позитив Фицджеральд резко контрастировал со своим понурым коллегой.

Со стороны казалось, будто Фицджеральд и Минтон вечно что-то замышляют, и Рюггер решил сделать это основой серий с Пинки и Брейном, которые из раза в раз пытались захватить мир. В результате эти персонажи стали любимчиками Спилберга ещё с момента первого питчинга, где постановщику даже напели музыкальную тему Пинки и Брейна — интересно, что первоначально её сочинили на мотив песни Singing in the Rain.

Оригинальный дизайн Пинки и Брейна — это буквально карикатуры на сценаристов, нарисованные Брюсом Тиммом, одним из создателей Batman: The Animated Series
Оригинальный дизайн Пинки и Брейна — это буквально карикатуры на сценаристов, нарисованные Брюсом Тиммом, одним из создателей Batman: The Animated Series

Первый питчинг вообще прошёл успешно для большинства персонажей, даже для тех, которых Спилберг уже успел забраковать. Такая история произошла с Минди и Баттонсом — маленькой девочкой, в силу возраста излишне любопытной и чересчур беспечной, и псом, которому приходится следить за безопасностью ребёнка.

Стивен Спилберг сначала не хотел добавлять этих героев в сериал, поскольку дуэтов в «Озорных анимашках» и так было уже достаточно: те же Пинки и Брейн, белки Слэппи и Скиппи, бездомная кошка Рита и пёс Рант. Однако после завершения питчинга — который, к слову, проходил у Спилберга у дома — режиссёр пригласил семью посмотреть на имеющиеся рисунки будущих героев сериала. Его дочке так понравились Минди и Баттонс, что тот вернул их.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Творческий коллектив Animaniacs черпал вдохновение из нескольких зарекомендовавших себя юмористических шоу: скетчей Монти Пайтона, комедийных водевилей братьев Маркс и импровизационных выступлений The Groundlings. Сценаристы не скрывают свои источники вдохновения и вполне спокойно ссылаются на них в мультсериале. Например, песня Yakko's Universe — очевидный оммаж на «пайтоновскую» Galaxy Song.

Yakko's Universe

Юмор бесспорно стал сильной стороной Animaniacs. Комедия варьировалась от классического слэпстика, пришедшего из анимационных работ прошлого, до высмеивания актуальных событий в мире. Шутки «Озорных анимашек» писались по принципу «добавляем то, что смешно нам самим», а уже из этого выходило, что мультсериал был интересен и детям, и взрослым.

Кроме этого, сценаристы пользовались положением и вводили в сериал образовательный элемент. Так, например, одни из популярнейших песен отсюда появились из желания помочь своим детям с домашним заданием. Это и Wakko's America, и The Presidents Song, и Yakko's World — самая известная песня мультсериала.

Для взрослых же в Animaniacs добавили как шутки на темы известных исторических и медийных личностей, так и шутки ниже пояса. В том числе за счёт пошлого юмора сериал обрёл культовый статус, ведь на фоне строго детских диснеевских конкурентов «Озорные анимашки» выглядели так же бунтарски как, скажем, «Дэдпул» на фоне фильмов Marvel. Тем более, что и четвёртую стену Уорнеры ломали не хуже болтливого наёмника.

Может показаться, что сценаристам приходилось бороться за взрослый юмор в детском мультике, но Том Рюггер рассказал, как проходило их одобрение на самом деле, а именно никак. Часть шуток смотрелась безобидно на бумаге, но гораздо более провокационно в самом мультсериале. Так было со знаменитой шуткой «dust for prints — I found Prince — no, fingerprints» (что созвучно с «finger Prince»; в переводе она теряет всякий юмор), всю комичность которой, кажется, даже авторы осознали только на монтаже.

А если цензоры из Fox не принимали некоторые шутки, которые очень нравились авторам, они просто нагло врали, что Стивен Спилберг всё одобрил, и тогда шутки пропускали в итоговую серию.

Шутки для взрослых были такой значительной составляющей сериала, что на YuoTube можно найти множество их компиляций

Но в чём-то приходилось сбавлять обороты. Это касается Минервы Минк — сексапильной норки, мгновенно покорявшей всякого мужского персонажа, который её замечал. Такая концепция исходит из известной работы Текса Эйвери Red Hot Riding Hood, в которой волк начинает выть от возбуждения при виде Красной шапочки.

Если вы незнакомы с работой Эйвери, то почти наверняка видели отсылку к ней в «Маске» с Джимом Керри

В качестве центральной героини Минерва Минк продержалась лишь две серии. Некоторые рассказывали, что её убрали из-за жалоб родителей, некоторые — что это исключительно влияние внутренних цензоров. Рюггер утверждал, что студия всего-то требовала одеть животное поприличнее и без откровенного декольте, но тогда команда вовсе решила отказаться от Минервы и использовать её лишь в качестве камео, раз достойно раскрыть её потенциал нельзя.

Зато ей плотно занялись неравнодушные фанаты, а Минерва Минк считается если не краеугольным, то как минимум не последним для формирования фурри-культуры персонажем.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Из девушек, которых никто из сериала не выгнал, пользовалась популярностью медсестра Хеллоу Нёрс. Само это словосочетание стало постоянной шуткой и местным междометием, выражающим высшую степень мужской заинтересованности в особи противоположного пола.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Сейчас Рюггер и остальные сценаристы отзываются о работе над Animaniacs как о самой вседозволенной из всего, над которыми им приходилось трудиться. Во многом это заслуга имени Спилберга, чьему мнению студия доверяла, а потому не слишком противилась его решениям — и, как следствие, решениям команды. Такой подход принёс «Озорным анимашкам» несколько наград «Эмми», «Пибоди» и признание общественности.

Стивен Спилберг и сценаристы Animaniacs после получения «Эмми»
Стивен Спилберг и сценаристы Animaniacs после получения «Эмми»

Тем не менее когда стало понятно, что сериал начал привлекать взрослую аудиторию, а не детей, Warner Bros. его закрыла.

Когда мы продаёмся, мы это понимаем, так что всё нормально

Глядя на вышеописанное, можно догадаться, что новость о будущем ребуте встретили с опаской. Гиперсексуальные образы в нынешние тенденции не вписываются, а все издёвки над реальными личностями легко могут свестись в одним лишь шуткам про Трампа и его окружение.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Радовало то, что перезапуск вновь курирует Стивен Спилберг, который не допустил рекаста и вернул оригинальных актёров озвучки. С другой же стороны, Спилберг не позвал сценаристов оригинального сериала, а затем стало известно, что и многие персонажи также не вернутся — останутся лишь Уорнеры, Пинки и Брейн. Словом, наверняка загадывать качество новых «Анимашек» до выхода было нельзя.

Первый эпизод, предпоказ которого устроили в Твиттере, оставлял двоякое впечатление. В хорошем смысле классическая серия Animaniacs целиком посвящена акклиматизации старых персонажей. Братья Уорнеры и Дот кратко резюмируют песней всё, что пропустили за 22 года; Пинки и Брейн пытаются стать популярными в соцсетях; а в конце, как и подобает самоироничным персонажам, Уорнеры поют о загнивающем Голливуде, который снимает одни лишь ремейки.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

По пилоту закрадывалось ощущение, что весь сериал будет выполнен в таком ключе. Будем высмеивать ремейки и современный Голливуд, глядишь, за этим никто не заметит, что мы сами-то безыдейные. К счастью, это не совсем так.

Новые «Озорные анимашки» старательно подражают мультсериалу девяностых, пытаясь повторить оригинальную формулу. Результат вышел спорный в первую очередь из-за небольшого каста, из-за чего некоторые эпизоды длятся мучительно долго. Оригинал был написан плотнее и сменял один эпизод небольшим скетчем, после чего переходил к следующему эпизоду уже с другими персонажами.

Проблему подчёркивает и чуть ли не полное отсутствие коротких скетчей в ребуте. Авторы про них вспоминают только к концу сезона, и, что характерно, ставят в конец серии вместо того, чтобы делать из них разбивки. Кроме того, ни один концепт не постоянный, как это было в оригинальном мультсериале, например, со скетчами Good Idea — Bad Idea.

Но потенциал у местных зарисовок всё-таки есть. Мой личный фаворит — Math-terpiece Theater, в которой драматично «экранизировали» классическую задачку по математике, а закончили анонсом следующего математического скетча.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Продолжая традиции оригинала, новый сериал перекидывает героев из одного сеттинга в другой, не ограничиваясь изображением современности. Здесь имеется и пародия на монстра Франкенштейна, и вариация на тему «Убийства в „Восточном экспрессе“», и обращение к мифологическим сюжетам. Но гораздо интереснее, конечно, посмотреть на то, как персонажи из 90-х будут вести себя в новых условиях.

Хоть без шуток про Трампа не обошлось, он не стал единственным объектом высмеивания. Сценаристы прошлись по современной культуре как таковой. Из личностей здесь засветился Эдвард Сноуден, в сериале подшучивают над Заком Снайдером и «Бэтменом против Супермена», а в одной из серий просто великолепно осмеяли формат «тиктоков» — это особенно удачно совпало ещё и с недавним закрытием сервиса Quibi, который тоже пытался сократить контент.

Реверанс в сторону игр здесь тоже имеется
Реверанс в сторону игр здесь тоже имеется

Хотя некоторые моменты здесь выглядят откровенно дико. Представьте себе, чтобы тот же сериал, который в одном эпизоде спародировал Dragon Ball Z, «Сейлор Мун» и стиль аниме-студии Trigger, в другой серии будто использует нереализованный концепт из Black Ops Cold War и показывает современную Россию ровно такой, какой принято показывать великий и ужасный Советский Союз.

Не стану скрывать, что для меня этот эпизод стал любимым во всём ребуте, но всё же он очевидно выбивается из общего современного настроя и может оттолкнуть нашего зрителя.

Раз уж заговорили о России, стоит упомянуть, что в Animaniacs есть шутка про русский след на американских выборах
Раз уж заговорили о России, стоит упомянуть, что в Animaniacs есть шутка про русский след на американских выборах

Местный юмор уже успел стать причиной некоторых скандалов. Многие возмутились тому, что в первой серии мелькает постер несуществующего фильма Johnny 2: Telling Lies с Джонни Деппом в главной роли, посчитав, что создатели сериала выступают на стороне Эмбер Хёрд в их с Деппом судебных разбирательствах. Впрочем, актёр озвучки Роб Полсен отрицает такую подоплёку и говорит, что шутка основана на детском стишке Johny Johny Yes Papa.

Что же до пошлости, то её свели к минимуму — но не переживайте, народное творчество со временем всё с лихвой компенсирует. А вот создателям ребута разыграться никак не дают, убирая из уже вышедшего сериала прошедшую цензуру сценку.

Так, в шестой серии засветился телефонный номер, и когда фанаты позвонили по нему, оказалось, что это номер службы секса по телефону. Спустя пару дней похихикиваний зрителей сервис Hulu убрал шестую серию и, видимо, вернёт только после её изменения.

Сексуальный подтекст и познавательные детские песни: наследие Animaniacs

Единственной стопроцентно качественной составляющей Animaniacs можно было бы назвать новые музыкальные номера. Упомянутая песня про ребуты крутится на репите со дня премьеры, а рядом с ней по качеству песня Дот про всяческую милоту. Правда, даже тут затесалась странность — песня про прыщ, вскочивший на лице Дот. Не из-за тематики, ни в коем случае, а из-за того, что песня повторяет мотив I'm Mad из оригинального сериала. Чувствуется в этом небольшая халтура.

I'm Mad

Несмотря на шероховатости, первый сезон Animaniacs всё же оставляет приятное впечатление. Новая команда понимает, каким был оригинальный мультсериал, но, видимо, ещё не приноровилась. К тому же 13-серийный формат явно загнал сценаристов в рамки, из-за чего пришлось выкатить лишь тяжёлую артиллерию в виде самых известных героев, не давая толком раскрыться ни авторам, ни новым персонажам.

Так или иначе, второй сезон уже подтверждён, как и ребут Tiny Toon Adventures. А значит, анимационный Спилберг-вёрс, если позволите, явно вернётся и переманит к себе зрителей, как однажды уже сделал это в 1990-х.

155155
67 комментариев

Ну мне в детстве они не особо заходили изза чрезмерной клоунады
Сейчас бы электроразряд с горячим шоколадом

37

Да, было бы очень круто, но коль с мозгами туго — можно улететь. 

19

Да, вот это возвращение я бы посмотрел. Над ним же тоже Том Рюггер работал. 

1

Давайте уж тогда и ремейк Фриказоида - стеба над гик-культурой никогда не бывает мало.

15

И Джонни Браво.
Бицепс слева
Трицепс справа.

7

а у меня пригорело с того как показали россию. не имею ничего против сатиры, но то что показали мне показалось какой-то пропагандой. в старых рофлили с ельцина, но не показывали страну как какую-то империю зла.

12