"Нужный товарищ для текущего момента". Пересказ-обзор фильма "Бакенбарды" 1990

Посмотрел фильм “Бакенбарды” про наше всё и его последователей, собирающихся вернуть России её первозданную духовность. Пушкин поначалу улыбался в своей могиле, а потом начал медленно и постепенно раскручиваться.

Кинопоиск 7.6 / Imdb 7.4
Кинопоиск 7.6 / Imdb 7.4

Содержание

Дисклеймер для зрителей

В силу того, что это будет в большей мере пересказ и меньшей мере обзор, будут спойлеры.

Экспозиция

"Нужный товарищ для текущего момента". Пересказ-обзор фильма "Бакенбарды" 1990

Поздний СССР, провинциальный город. В городе орудуют две молодёжных банды: Капелла и Бивни.

Капелла терроризирует население своими парадами, перфомансом, художественными провокациями и всем прочим, что символизирует или должно символизировать загнивающий запад. Например:

  • Имитация суицида.
  • Имитация похорон.
  • Массовые расстрелы (ненастоящие).
  • Показ обнажённых бюстов (как мужских, так и женских).
  • Рок музыка.
  • Боди-арт.
  • Обсценная лексика и вульгарные шутки.
  • Использование композиции девичьих поп в качестве барабанной установки.
  • Использование фаллоимитаторов в качестве микрофонов, кадила и прочего.
  • Использование огурцов и багетов в качестве демонстрации мужских причиндалов с последующим их нарезанием.

И многое многое другое.

В лидерах у них чел по имени Херц, выглядящий как триединый в одном лице Горшок, Князь и Петр Первый.

В общем, типичные наркоманы и проститутки, с точки зрения подъездных бабок. Работяги и скуфы недовольны: подонки, говорят, стрелять их надо, или на лесоповал. Милиция разводит руками: быть скотом - не преступление. Вот другое дело - Бивни. Это то реально разбивают лица, но по-человечески их понять можно, потому что руки чешутся не только у них.

Бивни сидят у себя в импровизированных качалках, а ночью выходят на улицы и избивают капелловских, делая то, о чём прочие консерваторы только мечтают. А то чё они?

И вот в город прибывают новые лица: пара, одетая по моде начала 19 века. Капелла радостно их высмеивает, называя их пуделями, “Шманегин с Членским”. Примечательно, что и те и другие - фрики по их внешнему виду, но коллективное бессознательное Капеллы сразу определило в них чужеродный элемент. Уж слишком они “правильные”, наверное.

Акт первый. Завязка: основание и ранняя идеология

"Нужный товарищ для текущего момента". Пересказ-обзор фильма "Бакенбарды" 1990

Мы узнаём что Шманегина зовут Виктор, а Членского - Саша. Они заселяются у Сашиного дяди-художника. Саша бросил университет, а вот Виктор - человек более взрослый и прошаренный. Итак, пока Виктор вводит зрителя в мир идей, Саша уходит по квестам

Квест первый: вытащить Ленку из Капеллы. Саша узнаёт что его двоюродная сестра (Ленка) в Капелле и внедряется туда чтобы её оттуда вытащить.

  • Проверка на харизму - поговорить с лидером Капеллы.
  • Спасбросок на волю - отвергнуть флирт капелланки.
  • Проверка на силу - утащить Ленку.
  • Проверка на ловкость - накостылять защитникам Ленки

Квест второй: продемонстрировать моральное превосходство перед Бивнями.

  • Получить люлей от Бивней ввиду их превосходящего количества (сцена заскриптована).
  • Отказаться писать на них заяву в милицию (важный стратежный сюжетный выбор).

Квест третий: завербовать Штыря. Это член Капеллы, бывший одноклассник Саши. Нужно пройти несколько проверок красноречия в разговоре со Штырём:

  • Пообещать ему подкинуть парочку новых идеалов для жизни.
  • Использовать лесть.
  • Использовать апелляцию к эмоциям, дискредитируя Капеллу в попытке вызвать у Штыря чувство стыда.

Штырь запомнит это. Но будет ли он завербован, мы узнаем позже.

Пока Саша делает побочки, Виктор формирует идеологическую основу будущей России. Он отвечает на вопрос “а почему, собственно, Пушкин?”

Здесь мне придётся сделать отступление от повествования и рассказать немного об Александре Пушкине, поскольку, вероятно, не все читателям DTF знакомо это имя.

Пушкин — русский человек в своем развитии, в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла
Николай Гоголь
Пушкину одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу
Иван Тургенев
Пушкин - собрат по борьбе за здоровое слово.
Николай Некрасов
Солнце нашей поэзии
Владимир Одоевский
Пушкин - наше всё
Аполлон Григорьев

Я приведу некоторые факты, чтобы вы могли почувствовать дух времени и восхитительное влияние литературного наследия Александра Пушкина.

  • На столичных улицах люди обсуждали не только погоду, но и стихи, появлявшиеся на страницах газет и журналов, которые становились объектом восхищения и литературных дискуссий.
  • Городские парки были местом, где талантливые поэты и писатели, ищущие вдохновения, могли проводить литературные дуэли, защищая честь своих муз.
  • Молодые люди на московских вечеринках показывали не только свои танцевальные умения, но и выступали со своими собственными стихами, вдохновлённые образами и словами великого поэта.
  • В залах аристократических салонов звучала классическая музыка, а молодые дамы и джентльмены обменивались не только страстными взглядами, но и великорусскими просветительскими идеями.
  • Срок написания поэмы составлял всего несколько минут. Стихи сразу на ум приходили, и рождались красивыми, глубокими и мудрыми.
  • Люди писали свои письма и стихи с помощью перьев, которые были сделаны из чистого золота. Иногда они даже ели эти перья, чтобы получить вдохновение, как Пушкин, который, по слухам, съел целую курицу, чтобы написать "Евгения Онегина".
  • Поэтическая энергия была такая, что люди могли летать, опираясь на свои лирические мысли.
  • Дети рождались с обладанием живого взгляда и врождённым чувством эстетики.
  • Люди жили в среднем 120-150 лет, потому что читали Пушкина, и он их молодил.
  • Сам государь Николай Павлович его боялся! Любил и боялся… Его все любили и боялись…
  • Дантес на своей дуэли против Пушкина использовал бронежилет, поэтому Пушкин не смог его убить. Солнце русской поэзии закатилось.

Таким образом, была создана идеология, которой необходимо было физическое воплощение во благо России...

Акт второй. Восхождение

"Нужный товарищ для текущего момента". Пересказ-обзор фильма "Бакенбарды" 1990

Саша и Виктор появляются на базе Бивней и начинают там вести просветительскую деятельность, вначале побеседовав с ними на языке силы и боли, затем - на языке Пушкина. В пустые головы Бивней пушкинская идеология зашла как влитая.

Далее, на контрасте, Виктор вербует интеллигенцию - художников. Они, кстати, остаются без работы - бюсты вождя пролетариата никому становятся не нужны. Решение Виктора приходит вовремя и спасает работу и карьеру художников. Мы можем видеть в реальном времени, как бюст Ленина превращается в бюст Пушкина. Интеллигенция не верит в идеи пушкинизма, считает, что каждый такой идейный - либо вор, либо дурак. Однако на бытовом уровне примыкает к движению.

Саша и Виктор продолжают идеологическую обработку Бивней, форматируя им мозги стихами Пушкина.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!
Пушкин, конечно же

Когда мы видим десятки людей, одетых в костюмах эпохи 19 века, марширующих под барабанную дробь и размахивающих тростями, мы понимаем, что Бивни полностью прекратили своё существование. У пушкинистов остался только один враг - Капелла. Капелле не промыть мозги стихами и красивыми речами, плевать они хотели на Пушкина, им и так неплохо.

Виктор и Саша идут в обком, в отдел по борьбе с молодёжью, чтобы подстелить соломку перед своим первым настоящим сражением - официально зарегистрировать молодёжное движение. Там они случайно узнают, что отдел по борьбе с молодёжью собирается бульдозерами снести базу Капеллы.

И тогда пушкинисты реализуют многоходовочку, следите за руками:

  1. Сформировать легенду о том, что здание базы Капеллы - исторически важное место, связанное с Пушкиным.
  2. Не позволить экскаваторщикам снести здание, встав на защиту святыни.
  3. При защите здания встать живой стеной, продемонстрировав непоколебимость, а заодно использовать и Капеллу в качестве массовки.
  4. Присумонить на место событий председателя горисполкома и других чиновников, принимающих решения.
  5. В приватной беседе с чиновником дать ему понять выгоду того, что бывшие Бивни и Капелла объединились для совершения настоящего гражданского поступка и препятствовать этому - значит совершить политическую ошибку.
  6. Чиновник убеждается в том, что молодёжь способна стать помощником власти в общественных делах.
  7. Пожинать плоды. Виктор становится героем. Пушкинисты перехватывают здание у Капеллы, воспользовавшись карт-бланшем от власть имущих и опираясь на свои трости. Капеллане отступают на свою резервную базу на дебаркадер

Акт третий. Утрата священного мандата и падение.

"Нужный товарищ для текущего момента". Пересказ-обзор фильма "Бакенбарды" 1990

Кто нарисовал жопу с бакенбардами? Всей правды мы не узнаем, и хотя в фильме показывается, как Виктор руководит художниками, рисующими жопу, разве можем мы в самом деле подумать, что он сам осквернит собственную святыню?

Одно мы знаем точно - пушкинисты не могли потерпеть такого отношения к их главному символу. Поэтому, когда жопа с бакенбардами появилась на месте портрета Пушкина на фасаде здания базы пушкинистов, Виктор незамедлительно объявил “Ночь длинных тростей”.

За одну ночь вопрос Капеллы был окончательно решён насильственным образом, не без одобрения обычных работяг и бабушек, к слову. Все члены Капеллы либо “нормализовались”, либо надели костюмы с бакенбардами.

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.
Угадайте кто

Херц бросает Капеллу и сваливает в Прибалтику, первым высказывая мысль, что пушкинисты - подментованные шакалы, так что с ними ничего уже не сделать. Они ещё дадут всем просраться. Ночь заканчивается парадом пушкинистов.

Оставшись единственной молодёжной бандой в городе, пушкинисты заполняют идейный вакуум, образовавшийся после разгрома всех прочих группировок. Все советские лозунги заменяются на пушкинские. Пушкинисты становятся частью Системы, начиная выполнять полицейские функции при чиновниках во время различных собраний и встреч с жителями - то бишь обеспечивать порядок и сдерживать любые проявления экстремизма. Виктор надевает бронежилет, уподобляясь Дантесу, но объясняет это тем, что его жизнь принадлежит России.

Далее, эти и другие неочевидные символические события (их не меньше десятка), замеченные внимательным зрителем, показывают, как пушкинцы последовательно нарушают свои принципы один за другим и теряют свою связь с “божественными истоками”. Или они всегда были такими? Кто знает…

Пушкинисты организуют агитвагон и ездят по окрестностям, зажигательно выступают на пушкинских фестивалях и устраняют конкурентов, таких как Мцыри (вторичные последователи Лермонтова).

Тем временем, чиновники в горисполкоме особо и не парятся. Для них пушкинисты стали превосходным инструментом, защищающим их от настоящей оппозиции - обычных недовольных работяг.

Следующий важный ивент - в город приезжают центральные СМИ, так что пушкинистам нужно будет всё подготовить и организовать в лучшем виде. Приехавшему журналисту всё показывает и рассказывает сам Виктор. Их приветствуют пушкинисты, мимо маршируют молодые пушкинцы. У журналиста вырывается слово “пушкинюгенд”, но, конечно же, такое сравнение неуместно: Виктор возмущён. Всё то время, в течение которого они проезжали мимо огромного портрета зигующего Пушкина, великого поэта и гражданина, Виктор припоминает ему эту неосторожную ремарку.

В один момент к ним подходит представитель горисполкома и просит их подежурить в местах скопления неформальных толп, недовольных властью. Саша возмущается наглости чиновников, журналист начинает записывать разговор, Виктор вежливо отказывается, но чиновник объясняет ему за политическую конъюнктуру, после чего тот вынужден согласиться, но делает это так, будто делает им одолжение, пытаясь сохранить лицо перед журналистом и перед своим основным соратником, Сашей. Намечается ли раскол? Нет. Вся власть над пушкинистами у Виктора. Саша - никто, его мнение мало что значит.

Если кто волновался за бывших членов банды Капеллы - да вот же они! Деятели культуры организовали блюзовое выступление, посвящённое Пушкину. Кооператив “Пушкинские промыслы” создают сувениры пушкинской тематики. Все без исключения стали частью Системы.

Акт четвёртый. Агония и перерождение

"Нужный товарищ для текущего момента". Пересказ-обзор фильма "Бакенбарды" 1990

“Дорогие руководители, в коммуналку не хотите ли?” - этот и другие плакаты на митинге против власти, на котором пушкинисты обязались обеспечивать порядок. С балкона выступает чиновник, но его освистывают, и он сваливает. На балкон поднимается Виктор. Атмосфера всё больше накаляется. Демонстранты жгут глаголом. Достаётся и пушкинцам, дескать, эти цепные псы бюрократии со своим гнилозубым фюрером (а зубы у Виктора и правда не очень) превратили город в карикатуру. Саша кричит Виктору снизу не поддаваться на провокации, но Виктор не слышит или не хочет слышать (это не важно), у других пушкинцев уже чешутся кулаки - беднягам тяжело сдерживать толпу.

В какой-то момент Саша испытывает “Ганс, мы что злодеи?” момент и решает встать на сторону людей. Пушкинцы начинают читать “Утопленника” и разгоняют митинг, оставляя после себя десятки раненых, и вероятно, убитых. Где-то среди них лежит и Саша, его больше не покажут.

Говорят, что режиссер Мамин снял эту сцену под впечатлением от разгона митинга в Тбилиси 9 апреля 1989 года, в результате чего погиб по меньшей мере 21 человек и сотни получили различные увечья. Этот день в Грузии считается национальным днём памяти.

Распоясавшиеся необузданные газетчики выпускают статью “Фюрер в бакенбардах”. Виктор погрустнел, политик ему сочувствует, но говорит ему, что его клуб придётся распустить. То есть саму организацию, конечно, оставить, но вот эти все котелки, костюмы - это всё плохая репутация. Виктор, конечно, не согласен с такой дантесовщиной.

“отечества отцы, которых мы должны принять за образцы (в этой части он срывается на грибоедовский монолог Чацкого), не мы для вас, а вы - для нас!”. Бунд! Виктор не советует им лезть - растопчут! И уходит. Чиновники стоят с покерфейсами. А главный лысый чиновник, понимая конъюнктуру, успокаивает прочих, говоря что “Виктор - нужный товарищ для текущего момента”.

У пушкинистов начинается своя движуха. Они снимают все деньги со своего счёта, ловят журналиста и ставят ему пушкинское клеймо. Затем все собираются на пушкинском фестивале, на котором они полностью отрываются. От реальности. На выходе из вагона их всех вяжет милиция. Виктору сбривают бакенбарды - происходит обряд экзорцизма. Базу пушкинистов сносят, но для Виктора и его сподвижников всё только начинается.

"Нужный товарищ для текущего момента". Пересказ-обзор фильма "Бакенбарды" 1990

Левой!

Левой!

Левой!

КОНЕЦ

1717
10 комментариев

Фильм весьма. У Сухорукова талант играть всяких бесноватых лидеров. Схоже с его ролью в Комедии строгого режима.

5
Ответить

"Ну и кто из вас главный Мцырь?". Великолепный фильм Мамина с отличным срезом подобных движух.

2
Ответить

Но Фонтан лучше.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

классическое " перестроечное" кино. тогда такого " злободневно- разоблачительного" наснимали вагон и маленькую тележку. из такого же гротескного вспоминается "Сделано в СССР", "Имитатор", "до первой крови"

1
Ответить

приквел брата что ли?

Ответить

Кроссовер, о котором никто не просил, если так.

1
Ответить