Какие мифы мог использовать Томм Мур в «Wolfwalkers»?

11 декабря на Apple TV+ состоится премьера полнометражного мультфильма «Wolfwalkers» от Томма Мура и студии Cartoon Saloon. В основе сюжета снова лежат мифология и фольклор Ирландии, всегда вдохновляющие режиссера.

Постер фильма
Постер фильма

Сюжет «Wolfwalkers» (Волки-перевёртыши) разворачивается в XVII веке вокруг девочки Робин, приехавшей в Ирландию вместе с отцом-охотником. Он должен истребить последнюю стаю волков, которых люди издревле считают злыми животными и боятся. Героиня встречает в лесу девочку-оборотня Меб, и после этого знакомства Робин начинает по ночам превращаться в волка.

Главные героини мультфильма — кадр из трейлера
Главные героини мультфильма — кадр из трейлера

Попробуем разобраться, на основе каких мифов и легенд могла быть создана эта работа Томма Мура.

В ирландской мифологии существует множество историй о волках, вервольфах, оборотнях или фаоладах, как их называли кельты. Это связано с тем, что в Средневековой Ирландии водилось множество волков, приносивших людям немало бед. Из-за этого в народном сознании образ волка мифологизировался. Охота на волков велась постоянно, и к концу XVIII века в Ирландии эти звери были окончательно истреблены.

Важный элемент мифов о волках — идея оборотничества, а именно, превращения человека в волка. Волков-оборотней можно разделить на три типа. Одни способны превращаться по своему желанию с помощью магических средств (например, зачарованный пояс или шкура, волшебная мазь). Другие превращаются периодически и неконтролируемо (обычно ночью). Третьи — это люди, превращенные в волков колдунами или высшими силами. Например, существует ряд ирландских преданий, в которых святые, желая наказать людей за какие-либо грехи, превращают их в волков. Также с волками традиционно ассоциируются берсерки — яростные, как дикие звери, воины, безумные в бою.

Главные героини «Wolfwalkers» Робин и Меб способны принимать облик волков. Судя по всему, Робин можно отнести ко второму или третьему типу оборотней: она становится волком не по своей воле и явно не может управлять этим превращением. При этом не исключено, что девочку прокляли. Меб же владеет магией, она регулярно превращается в волка, будто с рождения является оборотнем.

Меб и Робин в обличии волков
Меб и Робин в обличии волков

Мы обнаружили ирландские предания об оборотнях, содержание которых очень напоминает уже известные детали сюжета мультфильма.

В средневековой ирландской работе Cóir Anmann («Пригодность имён»), которая, вероятно, была основана на более ранних традициях, рассказывается о легендарном воине-оборотне по имени Лайнех Фаэлад. Говорят, что он был предком племени оборотней, которые обитали в восточной Ирландии в XII веке.

В летописях валлийского историка Ненния оборотни (фаолады) — это потомки волка, но при том все же люди. Первым из них был тот самый легендарный воин-вервольф Лайнех Фаэлад, родственник королей Осрайге, который оборачивался волком и ходил резать стада как настоящий волк. Его многочисленное потомство унаследовало ту же черту, но в довольно своеобразной форме: «Чтобы принять облик зверя, они выходили из собственных тел, оставляя те лежать, точно трупы, и вселялись в волчью плоть».

По словам Cóir Anmann: «Он был человеком, который привык становится волком, то есть к волчьему образу, то есть к волчьим формам, которые он использовал, и его потомки охотились, и они убивали стада по волчьей манере, так что за это его называли Лайнех Фаэлад, потому что он был первым из них, кто принял форму волка». (Да, мы знаем насколько «не по русски» звучит эта фраза, но вы же поняли смысл?)

Вервольфы на средневековых кельтских миниатюрах
Вервольфы на средневековых кельтских миниатюрах

В текстах средневековых поэм (De Mirabilibus Hibernie (О чудесах Ирландии) епископа Патрика из Дублина и De hominibus qui se vertunt in lupos (Люди, которые превращают себя в волков) тоже описываются люди, которые способны превращаться в волков, покидая свои человеческие тела. Травмы, полученные ими в волчьем обличии, отражаются и на человеческих телах, и мясо их добычи появляется у них во рту. Пока они пребывают в волчьей форме, их человеческие тела уязвимы, и их друзья и семьи не должны их трогать. Этот мотив отражает фольклорную веру в то, что души могут покидать тело и путешествовать, но не могут вернуться, если тело побеспокоили.

Возможно, эта вера связана с тем, что в конце Средневековья была возрождена античная теория метемпсихоза. Данная теория предполагала возможность переселения души из одного тела в другое — от человека к животному, от растения к камню. Церковь, естественно, считала это ересью, с которой нужно бороться, но вера в метемпсихоз отразилась в легендах и сказках.

Судя по всему, сюжет мультфильма опирается именно на эту легенду о фаоладах. Из трейлеров можно понять, что главная героиня Робин превращается в волка, пока спит. «Ты волк, когда спишь, и девочка, когда бодрствуешь» — объясняет ей Мэб. Визуально это выглядит так, будто ее дух в виде волка покидает спящее человеческое тело. Можно предположить, что, пока Робин находится в облике волка, ее человеческому телу будет грозить опасность. Это же не считается за спойлеры?

<p>Робин превращается в волка во сне</p>

Робин превращается в волка во сне

Еще одна героиня «Wolfwalkers» — девочка-оборотень Меб. Пока что довольно загадочный персонаж. Мы знаем, что она живет в лесу с волками и может перевоплощаться в одного из них. Мир волков-перевертышей — явно потусторонний, связанный с волшебством и духами. Он противопоставляется миру людей, на это указывает даже цветовая гамма: человеческий мир тусклый и серый, а мир духов яркий, волшебный. Не исключено, что Меб — человеческий ребенок, похищенный духами и выросший среди них (такой сюжет часто встречается в ирландском фольклоре, подробнее об этом расскажем ниже). Но под сомнение эту теорию ставит образ матери девочки, показанный в раннем трейлере.

На одном из кадров мы видим, как Меб забирается на руки к женщине — очевидно, ее матери. Камера отдаляется и становится ясно, что женщину и ребенка как бы обнимает огромная фигура антропоморфного волка — это либо отец, либо символический образ волка-прародителя (у древних кельтов были представления о богах-животных). Если это действительно родители Меб, значит, она «ходящая с волками» по своему происхождению, а может быть — полукровка, дочь человеческой женщины и волка. Между прочим, существует ирландский сказочный сюжет о волке-колдуне, похищающем принцесс. Правда, в этой сказке волк пожирал своих пленниц по частям, а вовсе не думал заводить с ними семью.

Кадр из трейлера мультфильма
Кадр из трейлера мультфильма

Интересно происхождение имени героини. В ирландской мифологии существует королева Мэдб (или Мэб) — воинственная божественная правительница. В кельтской поэме о могиле королевы Мэдб она зовется «белокурой волчьей царицей». Как думаете, случайно ли имена мифической королевы и девочки-оборотня совпадают?

Волки также были символом древних ирландцев, живших ближе к природе. В частности, вой волчьей стаи не считался, как сейчас, чем-то зловещим. Вместо этого его полагали волнующим и мелодичным. Возможно, через противопоставление дикой девочки Меб и городских жителей Томм Мур хочет показать, как важна связь с природой и что потеряли люди цивилизации, отдалившись от природного мира.

Мы увидим ирландскую природу в уникальном визуальном стиле Томма Мура
Мы увидим ирландскую природу в уникальном визуальном стиле Томма Мура

В других мультфильмах Томма Мура тоже воплощаются самые разные кельтские мифологические и фольклорные мотивы, использует режиссер и сюжеты ирландских легенд. «Тайна аббатства Келлс» основана на легенде о Келлской книге, а «Песнь моря» повествует о мифических шелки. Подробнее об этом — в нашей предыдущей статье.

Но какие мифологические сюжеты и мотивы может воссоздать ирландский режиссер в своих предстоящих работах, помимо «Wolfwalkers»?

В кельтском фольклоре часто фигурируют фейри — разнообразные сверхъестественные существа. К фейри относятся эльфы, феи, сиды, а также банши, лепреконы, лианан ши и многие другие. В мультфильме Тома Мурра «Песнь моря» мы видели сидов. Эшлинг из «Тайны Келлс», скорее всего, фея или лесной дух, хотя об этом не говорится напрямую. Не исключено, что в будущем режиссер покажет нам свое видение других волшебных существ из кельтского фольклора — например, эльфов или лепреконов (сложно представить более ирландского персонажа!)

Кельтские фейри в представлении художника Брайана Фрауда
Кельтские фейри в представлении художника Брайана Фрауда

В кельтском фольклоре распространен сюжет о детях-подменышах. Если у фейри рождался уродливый или больной ребенок, они похищали человеческое дитя, оставляя взамен своё. Ребенок, попавший в мир духов, воспитывается фейри как один из них. И в мир людей ему возврата нет. Том Мурр делает героями своих картин именно детей, так что есть вероятность, что он использует этот сюжет.

Томм Мур обращается и к раннехристианским легендам Ирландии. Один из самых известных персонажей этих легенд — Святой Патрик. Возможно, однажды режиссер представит свое видение многочисленных легенд о нем.

А как вы думаете, к каким источникам обратится Томм Мур? Останется ли он верен ирландской тематике или попробует воплотить сюжеты из мифологии и фольклора других стран? Пишите в комментарии свои предположения и теории!

Написала Мария Гринкевич специально для AnimationSchool.ru.

Редактор: Дмитрий Шрамко

3838
11 комментариев

человеческий мир тусклый и серый, а мир духов яркий, волшебный

Интересно, было где-нибудь наоборот?
Фэнтези, в котором герой засыпает в весёлой и яркой реальности, чтобы оказаться в унылом кошмаре, который можно исправить, решив какую-то метафорическую проблему. Постепенно открывая для себя всё больше достоинств реальности и перетаскивая их на ту сторону, герой обнаруживает первопричину уныния и побеждает её.

3
Ответить

Ну «Лабиринт Фавна» где сказка была, мягко говоря, не яркой. Но какое время (война) такие у детей и сказки.

3
Ответить

В "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" примерно так.

2
Ответить

Это почти что сюжет "Бесконечного Поезда".
Там героиня попадет в, собственно, бесконечный поезд, где каждый вагон — это отдельный сумасшедший мирок, который на самом деле является метафорой ее жизненных трудностей.

Ответить

Коралина в стране кошмаров (ну да, из плохой реальности в плохую, справедливо)

Ответить

Вряд ли тут будет экранизация какой-либо легенды. Скорее, как и в прежних работах Мура, будет использоваться всего понемногу, в основном отсылками, и соединяться в общий оригинальный мир.

К слову, имена Робин и Мэб (а точнее Robyn Goodfellowe и Mebh Óg MacTíre) тоже весьма говорящие для всех, кто интересуется фольклором британских островов. Им сразу понятно, что Робин понаехавшая, а Мэб — местная.

1
Ответить