Право на новую жизнь 一 что такое «Бумер. Фильм второй» (часть 2)
Русские снимают!
В девяностых наша киноиндустрия находилась в интересном положении: несмотря на полную смерть проката в России, вышла куча культовых фильмов вроде первого «Брата» и «Утомленных солнцем», получивших «Оскар» в 1994 году. В те годы люди предпочитали DVD и кассеты вместо кинотеатров: те же «Утомленные солнцем» стали популярны именно на кассетах. Согласно данным прокатчика Gemini Films, в 97-м году было произведено всего 13 российских фильмов.
Однако ситуация начала меняться к концу 90-х: стали появляться продюсеры с деньгами, начал «воскрешать» кинопрокат благодаря появлению современных кинотеатров под стать американским. Например, в 1996 году основатель сети кинотеатров Kinostar de Lux Пол Хэт вместе с компанией Kodak открыли первый в России кинотеатр по американскому образцу «Кодак КиноМир». Именно благодаря этому кинотеатру кинопрокат в нашей стране начал потихоньку «подниматься с колен».
Первым фильмом, который я взял у Warner Bros, стала «Скала» с Шоном Коннери и Николасом Кейджем. Сделал за немалые деньги профессиональный дубляж вместо привычного закадрового перевода, и мы выпустили первый в России фильм с цифровым звуком. Утром перед кинотеатром стояла километровая очередь, а под вечер я поднял цену на билеты до восьми долларов. Десятки влиятельных людей звонили мне и просили достать лишний билетик. С рук билеты уходили по сотне баксов.
В нулевых благодаря экономическому развитию доля российского кино выросла на 26 процентов. Это стало возможным благодаря релизу «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова. Фильм стал успешен не только в России (фильм собрал 16 миллионов долларов при бюджете в 4,2 миллиона), но и в мире, собрав 32 миллиона долларов. В Штатах фильм прокатывался силами 20th Century Fox, где несмотря на провал (полтора миллиона по итогу проката), получил отличную критику. Увидев фильм о борьбе Антона Городецкого с вампирами и прочей нечистью под Uma2rmaH, Голливуд сказал: «Вау, а русские и так умеют!»
Именно с этого момента в российское кино начали вкладывать безумные деньги (не только государственные, но и частные), а на нашем рынке начали появляться крупные голливудские студии. В 2006 году Disney открыл свое подразделение в России, а Patton Media и Sony Pictures открыли совместную студию Monumental Pictures.
Также большие деньги начали тратить на рекламу и продвижение. В те годы рекламный бюджет одного крупного российского фильма составлял от 500 тысяч до 4 миллионов долларов, при том иногда рекламный бюджет мог быть больше производственного. Вот парочка примеров:
- Рекламный бюджет щитпост-версии Ведьмака «Волкодав из рода Серых Псов» составил 5 миллионов долларов, сам фильм стоил внушительные 10 миллионов;
- «Питер FM» от СТС обошелся в 1 миллион долларов, но на рекламу потратили от 1 до 3 миллионов. Фильм позиционировали как «второй фильм года», так как «первым фильмом года» был «Дневной дозор»;
- «Первый канал» потратил на продвижение «Турецкого гамбита» Джаника Файзиева 5 миллионов долларов, а на производство самого фильма потратили 4 миллиона;
- У «Хоттабыча» 2006 года от СТВ неизвестен производственный бюджет, но точно известно, что на его продвижение потратили 150 тысяч долларов 一 сэкономить удалось на бартере и рекламных интеграциях, а большая часть рекламы была расположена в Интернете, под стать истории фильма.
Подводя итог, российские киностудии начали превращает выход каждого крупного российского фильма в некое событие, которое должен посмотреть каждый человек. Таким событием был второй «Бумер», но чтобы стать этим самым фильмом-событием, ему пришлось пройти через полную перепись сценария и два переноса.
Все с начала
После выхода первого фильма Буслов не хотел снимать сиквел, даже несмотря на просьбы фанатов. Но в какой-то момент он задумался: «А что, если снимут сиквел без меня? Что если снимут ремейк? Я этого не хочу.» Так режиссер начал размышлять над идеей фильма о двух близких людях, мечтающих о лучшей жизни. Идею Буслов превратил в фильм «Рай на земле».
«Рай на земле» должен был рассказывать историю Коли и Даше Шубиных, двух представителей молодежи начала нулевых, мечтающих уехать из маленького провинциального города в теплые края. Узнав о криминальных схемах в городе Коля и Даша решили устроить аферу, чтобы «поднять бабла»: найти компромат на крупного коммерсанта и шантажом выманить у него денег.
Сценарий давался тяжело, так как задумка была в том, чтобы написать оригинальную историю, которая должна была быть связана с первой частью, но в то же время это не должен был быть приквел в привычном понимании. Благодаря усилиям Дениса Родимина и кота Буслова Стэнли Петр смог написать законченную историю.
После этого Буслов начал искать актрису на роль Даши и спустя время ей стала молодая студентка Московского финансового института из Северодвинска Света Устинова.
Актрису на главную роль я нашел… в кафе, куда пришел с друзьями. Света тогда училась на экономиста.
Съемки начались в сентябре 2004 году в Серпухове, что в Московской области. В них даже приняли участие молодой Юрий Колокольников и Вадим Степанцов, лидер группы «Бахыт компот». Оба актера сыграли немного сумасшедших персонажей, один из которых (герой Степанцова) прожил 20 лет в деревне.
Закончив съемки, Буслов представил черновой вариант продюсерам из СТВ. Студия объявила первую дату выхода фильма 一 15 января 2005 год. Но после просмотра того, что наснимал режиссер, Сергей Члианц сказал: «Ты конечно режиссер, тебе решать, но я считаю что это не подходит для фильма.»
После этих слов ребята встали в тупик: у них уже отснята большая часть фильма, а тут студия говорит, что это не похоже на первую часть. Но заново посмотрев все то, что они наснимали, Петр и Денис полностью переписали сценарий, а чтобы им было проще, к ним подключили еще двух людей — Кима Белова и Ивана Вырыпаева. Весь отснятый материал был отправлен на полку, а в сам фильм попала лишь одна сцена, где Дашка и Коля, сидя в кафе, обсуждают дальнейшие планы.
Мы начинали с Денисом, но в какой-то момент стало понятно, что нам эта история не по зубам. И я остался один. Позвонил своему другу старому – Киму Белову, мы во ВГИКе учились вместе. И Ким стал мне помогать – но он в журнале работает, у него свои дела, усидчивость хромает… От него главная польза была, что он со мной вступал в диалог, возражал, а так я в основном сам прорубался.Мы познакомились у Члиянца в офисе, он (Вырыпаев) приехал – интересный очень человек, взгляд такой проницательный. В глазах я что-то у него увидел – настоящее. Мы разговорились, он стал какие-то умные вещи говорить. А тогда уже было снято полфильма по предыдущему сценарию. И была сцена в вагончике – помнишь? — на которой я зашел в тупик. Реально понял, что не могу снимать этот вагончик. <...> И я позвонил Члиянцу и говорю: «Сергей Эдгарович, я не могу больше снимать». И Иван подключился, мы с ним все перелопатили – выбросили кучу сцен, вставили новые.
В результате переписи истории «Бумер 2: Рай на земле», который задумывался как по сути спин-офф, превратился в полноценный сиквел. Смену названия авторы оправдывают тем, что это не столько сиквел, сколько полноценная оригинальная история, связанная с первой частью лишь именами. Из-за всего этого студия передвинула дату выхода фильма с января 2005 года на сентябрь того же года (на форумах писали о дате выхода в ноябре).
Все съемки проходили в Серпухове, Шахтах, городе Зверево и в Ивантеевке. Съемки иногда сопровождались скандалами: в Тутаеве члены съемочной группы сбили столб, а однажды съемочную группу обвинили в готовящимся теракте. Но в целом все прошло спокойно, если бы что и случилось, то все расходы покрыла бы СК «Согласие»: страховая готова была заплатить целых два миллиона за случаи с актерами или группой.
С машиной особо больших проблем не было. После невероятного успеха первого фильма автоконцерн BMW через своего официального дилера «БорисХоф» предоставил для съемок фильма новенький BMW X5, хотя по слухам герои могли бы ездить на «Мерседесе» — концерн предлагал машину для съемок, но студия отказалась.
На первый взгляд все выглядело хорошо: съемки прошли без особых эксцессов, все отправились отдыхать, студия запустила рекламную кампанию, прошли первые закрытые показы. Но внезапно СТВ во второй раз переносит фильм 一 с сентября 2005 на март 2006 года. Многие недоумевали, почему так произошло, но некоторые называют причиной переноса конфликт Шнурова со студией.
Шнуров начал писать музыку для второй части, когда она называлась «Рай на земле». Тогда в сети всплыл якобы саундтрек, но ни одной композиции не оказалось в фильме. Шнуров потребовал слишком большой гонорар (я обыскал весь Интернет, но не нашел информацию об этом), на который студия не согласилась. После этого музыкант выдвинул ультиматум: «Хорошо, не хотите платить мне гонорар, тогда отдайте X5, который был в фильме». На это студия тоже не пошла.
В результате саундтрек вышел, но на диске красовалась надпись «В силу определенных обстоятельств в данный саундтрек вошла не вся музыка, использованная в фильме». Окончательно музыкант разругался с СТВ в мае того же 2006 года, когда студия потребовала по 1500 долларов от интернет-провайдеров за использование слова «бумер». Сам «шнуровский» саундтрек можно найти на одном очень интересном сайте.
Говоря про рекламу, то СТВ очень верила в фильм и считала его потенциальным хитом. Поэтому Сельянов и команда не поскупились и вложили в маркетинг 2 миллиона долларов. Если сравнивать рекламные бюджеты других крупных российских фильмов, выходивших в тот момент, то это были неплохие деньги (например, у «Питер FM» рекламный бюджет составил три миллиона долларов).
Студия активно сотрудничала с мобильными операторами вроде «Мегафон» и МТС, предоставляя людям эксклюзивный контент через WAP-страницы, забытые технологии протолюдей из нулевых. До выхода фильма люди могли купить тетради от Hatber и поиграть в игру от Qplaze-RME, а после 一 пережить все события снова благодаря игре от 1С.
Вся рекламная кампания проходила под названием «Бумерамания», и в рамках нее студия разыгрывала не абы что, а настоящий X5 со съемок. Чтобы принять участие, необходимо было купить скретч-карту с уникальным номером, после чего надо было позвонить по номеру 0708 и поучаствовать в викторине. После этого люди должны были участвовать в гонках на радиоуправляемых машинках. В мае студия разыграла автомобиль, и обладателем X5 стал некто Алексей Иншаков, который ездил на «бэхе» вплоть до 2017 года.
Проходит десять лет. В 2017 году я выхожу из театра. И стоит Х5, на котором я снимался. И сидит этот парень. Он на нем ездит до сих пор. Он сказал, что после такого кино не может продать эту машину.
И вот, спустя масштабных пересъемок и трех переносов люди наконец-то увидели продолжение фильма. Премьера прошла в Петербурге и в Москве, и по словам Вдовиченкова, Сельянов перекрыл целый Невский проспект для этих целей.
По итогу проката фильм собрал 13 миллионов при бюджете в 5, но мой глаз зацепился на низкую оценку на КиноПоиске 一 7 ровно у первой части и 6.1 у второй. Давайте рассмотрим сам фильм и подумаем, почему второй фильм оценили ниже первого.
В поисках того, чего нет на Земле
Прошло пять лет после событий первого фильма. Страна разительно изменилась. Кот при помощи ставшего солидным бизнесменом Димоном выходит из тюрьмы раньше положенного и хочет начать новую жизнь. Но буквально в первые минуты фильма Димон умирает от рук киллера, который хотел убить Костю. После смерти последнего друга Кот берет «Икс Пятый» и отправляется на поиски Даши, которая ждет своего брата Колю из тюрьмы.
Сразу бросается в глаза улучшенная картинка по сравнению с первой частью. В первом фильме картинка была очень мыльной, в то время как во второй у нас целых 1080p. Заметно, что Буслов учел ошибки, допущенные во время съемок первой части 一 все же первый «Бумер» был дипломной работой.
Сюжет тоже отличается от первой части: вместо нескольких историй, связанных с основной веткой сюжета у нас имеется четкая прямолинейная структура без отступлений на других героев. Вместо гнетущей атмосферы конца 90-х у нас максимально спокойная и умиротворяющая атмосфера нулевых.
Это подчеркивается не только яркой картинкой, но и общим антуражем: герои снова едут в Подмосковье, и вместо мрачного ЗаМКАДья а-ля Дикий Запад у нас небольшие милые городки, где течет своя жизнь. Говоря про символизм, то тут его стало меньше. Фильм не ощущается как притча с большим количеством метафор 一 теперь это традиционный роуд-муви с четким обозначением места действия, где героям надо доехать из пункта А в пункт Б.
Главный элемент 一 непосредственно «бумер» 一 тоже претерпел изменения. Машина из первой части «пробудилась» из спячки и снова отправилась в путешествие, но на этот раз её образ отличается от образа из первой части. В первом фильме «бумер» E38 был всадником апокалипсиса, который приносил в мир боль и ненависть. Он спасал ребят, чтобы потом в конце они умерли за свои злодеяния.
«Бумер» X5, наоборот, пытается всячески спасти наших героев от зла и довести их до счастливого конца. Например, «бумер» помог Коту в драке с бандитами, дав «прикурить» одному из них. Свою роль играет визуальный образ X5. В первой части E38 вызывал чувство тревоги и некого страха за счет острых углов и операторской работы. У «Икс Пятого» углы, наоборот, круглые и мягкие, и в контексте фильма «бумер» отыгрывает роль защитника, а не всадника зла из первой части.
Говоря про персонажей, то Кот и Дашка, по моему мнению, самые проработанные персонажи за всю историю российского кино. Они разные по характеру, но одинаковы по месту в жизни, и о них мне бы хотелось поговорить поподробнее.
Кот выходит из тюрьмы раньше положенного и решает начать новую жизнь. Кот остепенился, набрался мудрости, поменял кожаную куртку на пиджак с белой кофтой и отправился на поиски той самой новой жизни. По фильму заметно, что герой Вдовиченкова успокоился и смирился с тем, что его жизнь поделена на «до» и «после».
Это хорошо заметно в сцене, где милицейские дают Косте паспорт Коли, покойного брата Даши, тем самым давая ему новую жизнь. Коту это не нравится от слова совсем: он был готов отсидеть весь срок (Коля должен был выйти по УДО), а ради его свободы, по сути, убили другого человека.
По освобождению Костя пытается забыть свое криминальное прошлое, что хорошо заметно в сцене с Вовкой: в Вовке Кот видит свое отражение и отговаривает его от покупки «бумера», так как понимает, что он пойдет по той же дороге, по которой шел Кот – дороге, что ведет в преисподнюю.
Но вот самое прошлое не хочет отпускать Кота, несмотря на все его старания. После стычки с бандитами, потери памяти и жизни в небольшой деревне Коту сниться сон, где он вместе с погибшими друзьями отдыхает на небольшом проду. Вроде бы обычный сон, где Кот вспоминает своих пацанов, но в конце сон превращается в кошмар, где Димон, Килла и Рама зовут его к себе.
Дашка, в свою очередь, абсолютный противовес Коту. Она – наглая хабалка, которая вредит другим ради денег: она подставляет кандидата в депутаты, обманывает бизнесмена и отца своей подружки. Делает она только ради того, чтобы вместе с братом уехать и начать новую жизнь. Даша – обычный подросток, который считает, что все вокруг не правы.
Когда Даша встречает Кота, то она видит в нем простачка, которого можно обмануть на деньги, даже после того, как тот ей спас жизнь. Когда Кот привез её в заброшенный дом, дабы «залечь на дно» на некоторое время, она испытывает к нему ненависть, ибо считает, что ее послал бизнесмен, которого она кинула. Но постепенно, когда Кот рассказывает все о Коле и о себе, она начинает испытывать чувства к Косте. Для неё Кот заменил умершего брата, который до жизни в тюрьме был главной опорой и чуть ли не смыслом всей её жизни.
Кот и Дашка схожим в том плане, что оба ищут некое место, где можно начать новую жизнь и забыть о тех страданиях, что они пережили. В фильме тонкой линией проходит тема поиска рая, в который стремятся наши герои. Но для начала стоит задаться вопросом: а что такое рай?
В разных культурах и религиях люди по-разному представляли себе рай. Например, в Античной культуре раем были острова Блаженных и Елисейские поля, где был прекрасный климат с плодородной почвой. В культуре викингов раем была Вальгалла, куда попадали павшие войны на вечный пир после славной битвы. Самой распространенным образом рая является Эдем ー сад, где жили Адам и Ева до их грехопадения.
Говоря про представления рая в кинематографе, то я заметил интересную деталь: рай представляют именно как место, то есть что-то материальное и видимое. Но религия разделяет рай для тела и для души. Для тела это именно что место, куда мы попадаем после смерти, а для души ー это состояние внутреннего умиротворения и спокойствия. Возможно, в кино рай изображают местом, потому что мы банально не знаем, что ждет нас после того, как мы сделаем последний вздох ー мягкие облака, залитые солнцем, красивое королевство, наполненное ангелами или кромешная тьма.
Рай — это собственно пребывание в единении с Богом. Это жизнь со Христом и во Христе. И она начинается здесь на земле через перенесение скорбей, болезней, испытаний, через совершение добрых дел, через любовь к ближнему, как к самому себе.
В фильме у Кота и у Дашки разные представления рая. Дашка считает, что рай 一 это место (условное море и пляж на островах Гоа), где не будет зла и где у них с Колей все было бы хорошо. Она долгое время копила деньги на переезд и ждала брата, а сам брат в письме пытался доказать обратное в своем письме. Но она стояла на своем и даже была готова совершить ограбление турагентства.
Костя считает, что рай ー это единение с самим собой. Кот принял свое прошлое и выучил из него уроки. Он простил Димона за то, что уехал с места ограбления, и отказался от предложенных им денег. В сцене в вагоне Димон пытался доказать Дашке, что уехав в другую страну, зло все равно останется. Свой рай Кот нашел 一 не только духовный, но и физический: Кот хотел переехать в деревню, где он восстанавливался после того, как потерял память. Даша понимает это во время сцены ограбления, где она видит, что если она уедет, зло не перестанет существовать и когда-то это самое зло до нее доберется.
Но до Кота это самое зло добралось: в финальной сцене он пытается спасти Дашку от ареста, в результате чего он погибает. По сути, Кот сделал для Даши то, что сделал Димон для Кота: своей смертью он не только спас жизнь, но и искупил все те грехи, что у него были. В результате раскаявшись за все то, что он сделал при жизни, Кот достигнул единения с Богом и отправился туда, где ему будет очень спокойно.
Подводя итог, Буслов превратил притчу о том, как заразно насилие, в глубокую и тонкую историю о том, что у каждого человека есть право на новую жизнь. Мораль фильма в том, что человек может совершать ошибки, и если он не будет от них убегать, а примет их, то он может все начать с начала.
В момент выхода кому-то фильм понравился, а кто-то откровенно разочаровался в фильме. Прочитав рецензии критиков и обычных людей, я понял, почему у него стоит оценка 6.1 на КиноПоиске. Причина этому является влияние первого фильма. Люди ожидали от второй части новую историю о пацанах с района, а тут «мужицкая» драма с малым количеством экшена с размышлениями о том, что такое рай. Эффект от первой части был очень огромным, но на дворе был 2006 год, а снимать фильм о «братках» из 90-х в середине нулевых Буслов не хотел.
Говоря про контекст, то в те годы тема «лихих девяностых» была избита вдоль и поперек. В 2005 году вышли «Жмурки» Балабанова ー фильм, высмеивающий тему бандитов на полную. Также выходили фильмы вроде «Антикиллер» и сериалы вроде «Бандитского Петербурга», которые представляли бандитов в киношной форме под стать Голливуду. Буслов понимал это, поэтому вторая часть так разительно отличается от первой.
Что же по итогу?
В прошлом году франшизе «Бумер» исполнилось 20 лет, и Буслов снял одну из главных кинодилогий в истории российского кино, которая стоит на одном уровне с «Братом» Алексей Балабанова, которая любима и обожаема в России, а в последнее время и на Западе ー в 2021 году Netflix купил права на показ дилогии.
Первый фильм является попыткой показать, что бандитизм ー это рак любого общества, который уничтожает людей изнутри. В отличии от выходивших в тот момент фильмов и сериалов вроде «Бригады», который показывал бандитов как голливудских героев, «Бумер» показывал бандитов максимально реалистично и без прикрас. Фильм вышел в момент, когда в Москве главенствовал гламур, а бандитизм еще существовал в городах вроде Петербурга или Екатеринбурга. Первый «Бумер» был не просто фильмом, а предупреждением для всех людей, которых манил криминал.
Второй фильм вышел в совершенно другое время, поэтому история должна была отразить эту эпоху. Вместо очередной истории о времени, где все носили малиновые пиджаки и где все решалось пушками, нам предоставили историю о внутренней свободе посредством принятия своего прошлого. На дворе была середина нулевых: в Петербурге вовсю планируют построить свою «Лахта-Центр», на малых экранах вышел «Тихий Дон», последняя работа Сергея Бондарчука, а о бандитах из 90-х говорили с несерьезным лицом, ибо о них было сказано многое.
Пора уже было снять такое кино, потому что уже невозможно снимать серьезно на эту тему. Уже все было снято, рассказано.
Франшиза «Бумер» повлияла на целое поколение, и ее влияние заметно во многих современных российских фильмах. Эти фильмы стали отражением двух разных эпох, и, несмотря на свой возраст, они до сих пор актуальны и поднимают универсальные темы, которые понятны каждому.
Момент который мне понравился больше всего во второй части - это где кот говорит Димону, я не знаю как бы я поступил на твоем месте, и в конце фильмы мы видим, как он поступил
Возможно он так поступил, потому что уже научен опытом. А если бы был на месте Димона, именно в ту минуту, молодым - может поступил бы так же
Вчера посмотрел Турецкий Гамбит, в пятый раз. Какой же классный фильм. Жаль дальше дело не пошло. Актеры оч хорошо сыграли. Кузьмича каждый раз жалко…
И с таким трудом верится, что он стоил 4 ляма в производстве, а Волкодав 10.
Мне очень тяжело сейчас смотреть Гамбит из за того, какой тупой они сделали Варвару. Весь фильм это просто Фандорин спасает тупую Варвару.
Во всем остальном фильм прекрасен.
Второй фильм показался более глубоким, но каким-то мутным. И все герои там мутные. Но фильм совсем другой, тем, кто вынес из первого только крутость бэх и кожанок, второй, конечно, не зашел.
Комментарий недоступен