Экспромт - рекомендация - "Битвы бесчестные и безжалостные" (1973 - 1976) - фундамент жанра Yakuza Eiga
Режиссёр - Киндзи Фукасаку.
В ролях: Бунта Сугавара, Рэйко Ике, Сонни Чиба, Хироки Мацуката, Микио Нарита, Мэйко Кадзи, Хидео Мурота...
Наконец - то "добил" эту великую во всех смыслах серию (8 фильмов основной серии, разбитых на два "тома", один отдельный - другого режиссёра и ремейк + продолжение к нему). Однако речь пойдёт об основной окталогии (восьмёрке), снятой классиком криминального жанра - Киндзи Фукасаку.
Для тех, кто не в курсе. "Битвы бесчестные и безжалостные" - серия фильмов классика японского криминального жанра - Киндзи Фукасаку, нередко нарекаемая японский "Крёстный отец" (сравнение несколько некорректно на мой взгляд). Фильм снят по серии статей, опубликованных в журнале Shūkan Sankei, в 1972 - м году и написанных по - мотивам воспоминаний главы одной из семей якудзы - Мино Кодзо, которые тот описал, отсиживая срок в тюрьме. (оказавшись там в 1963 - м).
Серия (а точнее серии) фильмов делятся на классические битвы (5 фильмов с единым сюжетом) и новые битвы (отдельная трилогия с несвязанными историями и персонажами). Так же: отдельный фильм режиссёра - Эйити Кудо, снятый в 1979 - м году и ремейк, срежиссированный Дзюндзи Сакамото в 2000 - м году (а также его продолжение).
Сюжет основной пенталогии начинается в середине 40 - х и рассказывает историю бывшего вояки - Сёдзо Хироно, волею нелепых обстоятельств, ставшего якудзой и вынужденного пробивать себе путь в мафиозных структурах. На самом деле это не столько история восхождения конкретного персонажа из "грязи в князи", сколько, я бы сказал исследование криминального мира и его порядков, очерченное конкретным периодом (50 - е - начало 70 - х). Сёдзо Хироно же - это "сквозной" персонаж, через которого Коити Иибоси (сценарист), показывает нам изменения человека определённого склада и характера, оказавшегося в определённой социальной структуре. (криминального характера соответственно), что я скажу происходит в криминальном жанре вообще не часто. Здесь я бы сравнил данный подход с "Однажды в Голливуде", Квентина Тарантино. В том плане, что сценарий Once Upon a Time in... Hollywood рассказывает нам не локальную историю персонажей, а является историей конкретного места (Голливуд), запечатлённого в конкретный период - именно поэтому главные герои там несколько условны. В Битвах - улавливается нечто похожее, хоть и Сёдзо Хироно связан с основными событиями более крепко, чем герои Питта и Ди Каприо, в фильме Тарантино.
Итак, перед нами почти псевдо - документалка о деятельности якудзы, разыгранная актёрами (такие "документалки" снимал Питер Уоткинс в период тех же 70 - х, например). Картину в этом смысле довершает и подчёркивает очень "живой" стиль постановки Киндзи Фукасаку, который нередко напоминает своими приёмами прямой эфир с места событий. (суета, тряска камеры, совершенно потрясающий "голландский угол") - это вам не прилизанный Китано + добавим диктора, который нередко описывает политические игры криминальных семей за кадром, и активное использование фото хроники и получим невероятно самобытное, а по факту великое произведение в своём жанре, которое вывело режиссёра и актёров на мировую арену и принесло им известность за пределами Японии.
Описывать свои впечатления об этом гангстерском эпосе довольно сложно, поскольку впечатление оно производит именно чего - то эпохального и рассматривать его нужно именно в контексте цельного пирога, где каждый фильм - отдельный корж, но никак не по кускам, ибо только в этом случае становится понятна задумка Коити Иибоси и Киндзи Фукасаку, которую я естественно раскрывать не буду. С задачей ребята справились более чем, более того - смотреть остальные поделки в жанре после такого захода в тему, резко становится немного некомфортно, ибо цель, которую преследовал Фукасаку - снять максимально достоверную историю на основе документального источника, как я понимаю и отразить криминальный мир таким - каков он есть. (по - крайней мере, именно такое впечатление остаётся по итогу оригинальной пенталогии). И вот тут я хотел бы затронуть тему "Новых бесчестных и безжалостных битв".
А дело в том, что тон этой отдельной трилогии заметно другой, а сами истории воспринимаются более "игровыми": в сценариях появилось значительно больше юмора (пусть и чёрного), а сама структура стала напоминать типичные криминальные сюжеты из рядовых боевиков, включая и резкие повороты сюжета для усиления драматизма\насыщения экшеном. Оригинальная же серия действовала в этом плане более плавно и аккуратно, преследуя совершенно другие цели - не столько развлечь зрителя, сколько погрузить его в атмосферу и тематику, не заботясь особо о том запомнит ли он все эти десятки персонажей, кланов и их связей, чтобы по итогу у него сложилась цельная картина (всё это - отдано на совесть зрителя). Давать оценку этому решению режиссёра я не стану - ибо на то и разница в подходах к подаче материала. В любом случае, "Новые безжалостные битвы" смотрятся заметно проще (во всех смыслах) и более неказисто, но сохраняя при этом фирменные фишки, характерные для всей серии (прежде всего сам стиль режиссёрского видения), что не может не радовать. В целом, "Бесчестные и безжалостные битвы" - именно фундаментальная работа в жанре якудза эйга, ознакомиться с которой обязан каждый фанат жанра (да и просто любители криминального кино в целом) - разочарованным вы точно не останетесь.
В общем, Ikken Hissatsu искренне рекомендует. Спасибо, что читали.
Ремейк и его продолжение есть только в оригинале или имеются английские сабы?
Как я понял, он вообще за пределы Японии не выходил до сих пор. Впрочем, фильм Кудо тоже не нашёл (хотя и не особо искал).
Не надо. Соберусь - найду сам тогда. Спасибо.