Мастер и Маргарита (2024)

Сходил на ожидаемую мною экранизацию «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина. История в фильме содержит, конечно, все основные события, но рассказывается в совершенно другом порядке и, кажется, с другими акцентами – оно и понятно, «Мастеру и Маргарите» не нужна экранизация, это нам и экранизациям нужны «Мастер и Маргарита». Здесь изменение хронологии - выбор, конечно, автора. Это и к лучшему, рассказывать одну и ту же историю стоит все-таки всегда по-разному.

Главный акцент тут ставится на противостоянии автора и «жизни». Да, это безусловно было и в оригинальном произведении, но, снижая значимость истории Пилата, Михаил Локшин выводит на первый план именно эту тему. Злой квартирой, из которой вечно пропадают люди, тут оказывается все творческое пространство московской интеллигенции, которая проводит вечера вместе с чекистами. «Надеюсь, вы все понимаете. Это просто работа – ничего личного» - доносится из уст Латунского, загубившего пьесу Мастера. И дело, конечно, не в том, что он критик, и даже не в его политических взглядах – напротив, дело именно в их отсутствии. Подчиниться становится выбором интеллигенции, идти каждый раз на небольшие уступки, «ну напишите вы один роман про колхоз, да за неделю справитесь», сохраняя свою жизнь – в итоге лягушка, конечно, оказывается сваренной, а автору подчиненному стоит забыть свои надежды «остаться в веках», потому что хоть рукописи и не горят, но не написанным из-за страха рукописям даже не нужно сгорать.

Красота вымышленной страны советов тут помогает в создании магического мира, где ведьмы все-таки летают голыми по Москве, а коты иногда разговаривают. Многотысячные марши и советский ампир, совмещенные с ужасами репрессий, где лишний раз лучше не узнавать, куда пропал твой коллега – заболел, наверное, тут, мне кажется, предлагают путь примирения с прошлым нашей страны: не отказываясь от ее культуры, но сохраняя память о всех ужасах, случившихся тогда.

В целом из текста видно, что фильм переполнен подмигиваниями и намеками, отчего лишь удивительнее, что он вышел в прокат и все еще идет. Будучи все-таки, на мой взгляд, чересчур прямолинейным (даже с учетом оригинала), фильму удается построить завораживающий мир, где выбор Мастера в пользу своих рукописей и Маргариты оказывается не только возможным, но и спасительным, а история становится воистину эпической и величественной, не только заслуживающей большого экрана, но нуждающейся в нем. Трудно оценить заслуги автора, они всегда в конечном счете обречены меркнуть на фоне творца оригинала, но такова уж судьба экранизаций классики, и все-таки смелость автора в попытке «осовременить» классику и привнести в нее себя заслуживает уважения. И всем настоятельно советую сходить на фильм, это действительно занимательное и живое кино, не великое, но просто хорошее, чего на мой взгляд более чем достаточно.

Мастер и Маргарита (2024)
Мастер и Маргарита (2024)
55
3 комментария

Роскошное кино получилось. Возможно здесь нет глубины романа, но по большей части все в один фильм не положить, а трактовка экранизации как минимуму интересна.

1
Ответить

не, ну Юлька огонь баба

1
Ответить

Smells Like Залупа Spirit

1
Ответить