«Не хочу быть идеей, хочу создавать их» - «Барби» как история становления личности

Ни одна традиционная ценность при просмотре не пострадала

«Не хочу быть идеей, хочу создавать их» - «Барби» как история становления личности

Может ли кукла стать человеком? Карло Коллоди скажет, однозначно, да. Эдуард Успенский ответит вопросом на вопрос: «А зачем? Можно же состояться и работая игрушкой». («Ну, это спорно», - усомнятся Франсис Вебер и Пьер Ришар, ставящие противоположный вопрос). «У Вуди больше шансов, чем у Базза, ведь ковбой постоянно нарушает правила, выходя за границы, а космический рейнджер хоть и живет в иллюзии реальности, но лишь выполняет миссию и выглядит марионеткой. И да, несмотря на мантру о счастье быть игрушкой, скорее Вуди следует слогану «в бесконечность и далее», чем его автор», - системно подойдут к ответу ребята из Pixar.

Но что, если кукла изначально создавалась по образу и подобию человека... как Барби.

Примерно с таким вопросом к одной из самых популярных игрушек подходят Грета Гервиг («Леди Берд», «Маленькие женщины») и ее муж, соавтор сценария «Барби» Ноа Баумбах («Брачная история», «Милая Фрэнсис»).

«Не хочу быть идеей, хочу создавать их» - «Барби» как история становления личности

Фильм объединяет противоположное: признание в любви детской игрушке и критику общества потребления, одним из символов которой давно стала Барби. Это помогает реализовать создание двух миров:

  • Барбилэнд – идеализированный мир условностей, яркий мир грез, мир кукол, мир игры, мир фантазии, а еще мир женщин;
  • Реальный мир – территория несовершенных отношений, мир людей, холодных законов физики, место познания, а еще мир мужчин.

Такая структура пространства позволяет отразить трансформации главных героев – Барби (Марго Робби) и Кена (Райан Гослинг). Они проходят простую арку: из Барбилэнда в Реальность и обратно. На сопоставлении и сплетении этих миров возникают сюжетные коллизии:

  • отправное событие и начало пути Барби провоцирует настроение человека, который играет ей в реальном мире;
  • первый «выбор», который ставится перед Барби: совершенство Барбилэдна или истина, ради которой нужно покинуть Барбилэнд;
  • несовпадение взглядов по гендерному вопросу и перенос социальных паттернов из одного мира в другой;
  • жанровое противоречие: мюзикл о бесконечной вечеринке в Барбилэнде и драма о поиске себя, в которой даже у кукол текут слезы, где «иногда грустно, но хорошо»
«Не хочу быть идеей, хочу создавать их» - «Барби» как история становления личности

При этом именно Барбилэнд в своем первоначальном виде становится метафорой консюмеризма, который размывает личность. Здесь, хоть все и заняты разными делами и выглядят по-разному (даже пугающе похожую на Марго Робби актрису Эмму Маки гримируют так, чтобы сходство с главной героиней не бросалось в глаза), но у всех одно имя (Барби или Кен) и модели поведения, т.е. отличия всех жителей Барбилэнда лишь внешние. Это подчеркивается в нарочитых диалогах, в которых герои постоянно обращаются друг к другу по имени и упоминают других персонажей (с такими же именами), из-за чего возникает гротескная неразбериха.

Другая сатирическая цель – гендерное неравенство (оправдания главы Mattel (Уилл Феррелл) гендерного состава правления компании) и патриархальные стереотипы (манящий мужчин образ «дамы в беде» с тонкой иронией над флиртом, который выглядят не как проявление интереса, а как самопрезентация и бахвальство, а рассказы про кино, спорт, музыку, финансы и компьютерную грамотность как павлиний хвост).

Вслед за перемещением героев из одного мира в другой, в фильме несколько раз меняется интонация: от инфантильного мюзикла с романтическим уклоном до насмешки над культом потребления; от поиска вдохновения в игрушках до феминистического манифеста; от абсурдистского маскулинного боевика до гуманистического комментария об уважении к себе вне зависимости от гендера.

«Не хочу быть идеей, хочу создавать их» - «Барби» как история становления личности

Второй главный герой «Барби» - Кен – тоже проходит путь к себе (и да, кажется, Райан Гослинг – идеальный актер для кукол, реликантов и прочих персонажей, которым вроде бы норм в своем статусе, но если кто-то предложит стать человеком, то можно попробовать). По диапазону эмоций его путь даже увлекательнее, чем у главной героини: сочувствие, переходящее в жалость; отвращение, переходящее в сопереживание.

Персонаж Гослинга, возможно, даже объемнее героини Робби. Если Барби – это игрушка для детей, то Кен – это игрушка для Барби, он даже не самостоятельный персонаж, а атрибут к другому. Кен для Барби как еще одно платье, дополняющее образ и расширяющий ее характер, но он не ценен сам по себе. И в фильме герой Гослинга стартует именно с этих позиций, которые его устраивают. Но они не устраивают Грету Гервиг и ее Барби – и поэтому «Барби» переосмысляет еще и образ Кена.

«Не хочу быть идеей, хочу создавать их» - «Барби» как история становления личности

«Идеи живут вечно», - звучит в фильме. Но идеи еще и меняются.

Барби возникла как оппозиция пупсам… Барби стала образом идеальной девушки и ролевой моделью… Барби превратилась в стереотип… Барби спровоцировала объективацию женщин… Барби стала символом сексизма… Барби перестала быть барби, получила профессию и обрела род деятельности… Барби изменила внешность и характер… Барби стала символом феминизма… Барби испытала критику как слева, так и справа… Барби хотела нравится всем…. И, в итоге, Барби запуталась… и пошла разбираться в себе

Все эти трактовки – это взгляды взрослых, как и интерпретации Барби в фильме. В нем нет целевой аудитории игрушек. Да, есть девочка Саша, но она подросток и давно не играет в куклы; есть ее мама Глория, которая черпает вдохновение в Барби, но это лишь номинально, ведь в кульминационный момент она говорит и ведет себя как взрослая на вручении какой-нибудь блестящей премии. Те, для кого изначально создавались игрушки Барби, кто вряд ли задумывается о прописанных на этикетках и даже отраженных в одежде профессиях, вряд ли осмысляет цвет кожи или пропорции тела, кто выбирает игрушки интуитивно и играют в куклы так, как позволяет фантазия, а не принятые в данное время и в данном месте нормы. Ведь «кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры»

2121
11 комментариев

Я пока смотрел блять запутался шо капец.
Вроде потреблядство, но живи для себя. Вроде отстаивай свои права, но мужикам надо завалить ебальники. Вроде уважай каждое мнение, но иди ты нахуй кен со своими чувствами. Вроде создай себе мир в котором ты хочешь жить, но «я пришла к гинекологу».

6
Ответить

Я тоже вообще не понял, что хотели сказать создатели этого говна. Как говорится: Хорошая режиссура - это четко сформулированная мысль

3
Ответить

ну в жизни всё так и есть, надо делать %вот_так%, но %вот_эдак%.
А вообще я смотрел это кино чисто как весьма веселую и бодрую комедию, нахуй глубокий смысл? Мне его и в жизни хватает ))

1
Ответить

вчера посмотрел второй раз, после первого раза ничего не поменялось, все такое же гавно, концовка вообще слита имхо

4
Ответить

Попробуй еще несколько раз посмотреть, говорят что фильм раскрывается только на десятом просмотре

3
Ответить

Хто та бессердечная скотина, кто заставил плакать саму Марго Робби?

Ответить
5
Ответить