Советская анимация стремилась быть познавательной и поучительной. Если предыдущие рассмотренные нами мультфильмы ставят своей целью донести до зрителя мораль, то «Фаэтон – сын Солнца» (1975) – в первую очередь фильм образовательный. Зрителю рассказывают об устройстве Солнечной системы, о гипотетической планете Фаэтон, которая, вероятно, существовала между Марсом и Юпитером, а потом распалась на пояс астероидов. Миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса, подается как подтверждение того, что о погибшей планете знали еще в древности. В 1970-е в советском искусстве популярна была научная фантастика, и «Фаэтон – сын Солнца» тоже обращается к теме космических путешествий. Мультфильм говорит о силе прогресса и человеческого разума, звучит мысль о том, что людям должно хватить мудрости, чтобы не уничтожить собственную планету. На фоне холодной войны и ядерной угрозы эта идея была актуальной и животрепещущей.
Автор пытается срывать покровы, врет что в советской культуре был запрет эротизма в искусстве, хотя в советском кино полно голых сисек и это легко гуглится. Якобы нельзя было показывать чувственность, хотя после просмотра классических советстких фильмов о ВОВ натурально рыдать охото, да и любовь между мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, ту самую чувственность, умели показывать.
"Советская мифология, в отличие от традиционной, к которой относится античная, – политизирована." Каждая вторая игра про современный конфликт в разы политизированнее. Сюжеты MW 1, 2, 3, Ghost Recon: Future Soldier, HAWX, Ace Combat: Assault Horizon вообще по-единому шаблону строятся.
"Выходить за жесткие рамки идеологических норм творцу было просто опасно."Да, а если бы вышел за рамочки его бы расстреляли? В "Кавказской пленнице" главный антагонист - местный чиновник, в "Операции Ы" - проворовавшийся директор торговой базы. И режиссеру с актерами за такое ничего не было.
"Геракл в мультфильме соответствует социалистическому идеалу личности: он гуманен – сострадает людям; он непримирим ко злу и несправедливости" А я всегда думал, что это общечеловеский идеал во все времена, и при феодализме, и при капитализме, и социализме с коммунизмом.
"В греческой мифологии Прометей – героический бунтарь, и при этом хитрый, изворотливый персонаж. Мультфильм лишает Прометея этой черты характера, потому что в советской системе ценностей хитрость предосудительна." Очередное вранье. Были в СССР такие многосерийные фильмы, как "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя", где ГГ действует под прикрытием и выполняет свое задание благодаря хитрости. Еще и народные русские сказки постоянно экранизировались, в которых главгерои (о ужас!) врут, хитрят и побеждают смерть, Кощея, Бабу-Ягу и т.п.
"Гермес помогает главному герою, спасает от взгляда Медузы Горгоны, но при этом навязывает ему свое мировоззрение, по которому для человека главное – собственная выгода (капиталистическая идея!)" Вау! Каждая вторая RPG тоже морализаторствует и пытается тебя в рамки загнать: убивать, красть - нехорошо, иначе штраф (TES, Fable), иногда из-за этого с тобой отказываются разговаривать неписи. Отыгрывать паладина в сияющих доспехах, помогающему каждому встречному БЕЗ-ВОЗ-МЕЗ-ДНО - самый простейший путь для игрока. Разве что в Fallout можно убивать детишек и отдавать спутников в сексуальное рабство.
"Мультфильм говорит о силе прогресса и человеческого разума, звучит мысль о том, что людям должно хватить мудрости, чтобы не уничтожить собственную планету. На фоне холодной войны и ядерной угрозы эта идея была актуальной и животрепещущей." Хоть одна правильная мысль за всю статью.
"Социалистическая идеология приходит к кризису, и это отражается в искусстве. Прежние идеалы высмеиваются или разрушаются – в обход цензуры" Серьезно? Идеологи перестройки в открытую, без всякой цензуры, выливали помои на прежние успехи и завоевания, искажали действительность. Современное российское кино продолжает это делать: Гитлера победили ВОПРЕКИ, в космос вышли ВОПРЕКИ, спортивные победы одерживали ВОПРЕКИ.
"Советская мифология в этот период трещала по швам, вера в светлое будущее иссякла." Почему-то при святом капитизме у людей тоже нет веры в светлое будущеее. Что ни произведение, то очередной постапокалипсис, либо киберпанк с напрочь загнившим обществом, где последние достижения прогресса доступны лишь небольшой кучке богачей.
"Советское искусство (тем более – анимационное) всячески избегало демонстрации чувственности, Петров в начале 1990-х рушит этот запрет, почувствовав свободу, отсутствие идеологических рамок." В США 30-ых в Голливуде был так называемый "Кодекс Хейса" в 1930-1967 г. В одном из его правил был запрет на чувственные поцелуи. В 40-50-ых свирепствовал Макартизм, когда несоответсвовавших "линии партии" актеров и режиссеров пачками из киноиндустрии выкидывали.
"Подведем итоги. В 1970–80-е гг. советские мультфильмы по мотивам греческой мифологии интерпретируют античные сюжеты в русле официальной идеологии." В Голливуде тоже интерпретируют античные сюжеты, показывая Ахиллеса негром например в угоду официальной государственной СЖВ-повестке.
"В советской культуре долгое время существовало табу на эротику. СССР рухнул, и запретная тема нашла свое воплощение." А как же "Зори здесь тихие" и дургие эротические сцены в десятках доперестроечных советских фильмах? Наверное режиссера после такого кино сослали в ГУЛаг и расстреляли 10 раз. Ан нет, дожил до 2001 г.
Помывка в бане, как предел советского эротизма? Тебе самому не смешно? Неудачный пример, чувак.
Согласен. Вот чем советское кино середины века было хорошо, так это тем что, надо показать кого-то голым - показывали голым. Без сисек-писек конечно, но для тех времен это невиданный прогресс.
Съёмочная группа такая:
А как-же Казаки?
Гыыы, титьки!..,))) — Серёжа, 30 годиков.
Если серьёзно, спасибо за материал, годный.