О кинопроизводстве в Индии

Всем привет! Обычно я занимаюсь организацией производства, но в Индии пришлось углубиться в смежные сферы. Здесь расскажу о работе Болливуда, технических и экономических вопросах.

О кинопроизводстве в Индии

Болливуд, Колливуд и все, все, все

Не секрет, что название Болливуд появилось от смешения слов Бомбей и Голливуд. Бомбей (нынче Мумбай) стал аналогом Лос-Анджелеса. Справедливости ради, между ними мало общего, но не в укор Индии.

Вообще, здесь у кинопроизводства занятная инфраструктура. Она сегментирована и непропорционально разбросана по штатам. В стране десятки языков и регионы не занимаются дублированием, а снимают на том, который популярен у них.

Например, в Мумбаи выходят около 200 фильмов в год со звездами класса-А и миллионными бюджетами. Большинство из них на самом популярном язык хинди. Еще часть на маратхи.

Колливуд/ Ченнаи (бывший Мадрас) - локомотив фильмов на тамильском, хотя хинди тоже популярен. Здесь много молодых режиссеров и сценаристов, которые выпускают смелые проекты без звезд первой величины. Активно сотрудничают с прочими странами Азии, Африки и Европы.

Толливуд представляет кинематограф на языке телугу. Прежде всего, это город Хидерабад, где находится крупнейшая в мире компания по производству фильмов Ramoji Film City. Регион выпускает качественные боевики и приключения, соревнуясь с Мумбаи.

Самая прибыльная франшиза Толливуда - картина «Бахубали».

Молливуд - индустрия в штате Керала на малаяламском языке. Аудитория скромнее, зато регион гордится первым в Индии 3D фильмом, который вышел в 20 веке. Это детское фэнтези: «Мой дорогой Кутичаттан».

Бенгалуру (Бангалор) - производство на языке каннада, некогда индийская силиконовая долина. Расцвет пришелся на 60-70 года прошлого века, но сейчас регион не может конкурировать с мощными производствами основных киноцентров.

И это только часть.

Кинотеатры и плексы.

В Индии более 9000 кинозалов, из которых около 3200 мультиплексы. Больше всего их в следующих штатах:

  • Тамил Наду (> 740)
  • Андра Прадеш (>570)
  • Карнатака (>365)
  • Теленгана (>350).

Меньше всего на Гоа, в Нагалэнде, Сиккиме, Трипуре и некоторых других (по 1).

Крупнейшие игроки: Gold Cinema, Cinepolis, Carnival Cinemas, Inox, PVR, MovieMax.

Тот же Carnival Cinemas владеет четырьмя сотнями залов по всей стране. Компания делает ставку на качество и технологичность, а их IMAX Wadala в Мумбаи считается одним из самых популярных мультиплексов страны. Выглядит действительно современно внутри и снаружи.

О кинопроизводстве в Индии

За несколько лет до пандемии число фильмов приближалось к 2000 в год. Активно используются новейшие цифровые технологии, расширяются кинотеатры 3D формата, растут связи с региональными партнерами.

Количество мультиплексов к 2015 удвоилось до 2100 единиц (за шесть лет), но параллельно развивается пиратство.

Зато все меньше аскетичных, деревенских кинотеатров. Их стараются трансформировать в современные, а зданий с одним залом в Мумбаи осталось меньше 20, в Дели всего 3.

О кинопроизводстве в Индии

Малые и средние кинотеатры достаточно уютные, но без изысков и громких, зарубежных премьер. Владельцы часто улучшает начинку, а фасады лишь отчищают и слегка декорируют.

О кинопроизводстве в Индии

Большие залы и мультиплексы разрастаются как грибы. Здесь кинотеатры проходят глобальную реконструкцию: проекторы с 4К, звук Dolby Atmos, 3D, IMAX. Разные кафе для перекуса.

О кинопроизводстве в Индии

Еще есть люксовые версии с изюминкой.

Например, PVR Cinema выбрал вариант близкий к бизнес-классу авиалайнера: широкие кожаные кресла по два для пар и одиночные сбоку, разделенные изящные торшерами; большое пространство между рядами, он-лайн услуги, рестораны высочайшего класса, обслуживающий персонал как в дорогих отелях.

Сюда ходят на последние голливудские блокбастеры испытать весь спектр технологий присутствия и чинно отдохнуть.

кинотеатр PVR Lux<br />
кинотеатр PVR Lux

Билеты и прибыль

Стоимость билетов один из самых динамичных в отрасли моментов.

Можно выделить три основные группы.

Тип премьеры: международный блокбастер, национальный хит, популярный и все остальные

Сопутствующие факторы: участие звезд, бюджет, раскрученность, ожидание публики

Условия: регион, район города, формат кинотеатра, день недели, время показа.

Средняя цена в мультиплексах начинается с 4$.

В малые и однозальные можно попасть гораздо дешевле. К тому же, в некоторых штатах верхняя планка цен регулируется властями.

Эпидемия 2020 года подкосила кинобизнес, достаточно взглянуть на графики.

О кинопроизводстве в Индии
О кинопроизводстве в Индии

Несмотря на улучшающиеся показатели 22 и 23 годов, владельцы кинотеатров жалуются, что их залы на 500-1000 человек все реже заполняются до отказа и приносят меньше прибыли.

Раньше люди приходили на фильм повторно, иногда только для того, чтобы послушать любимую мелодию. Сейчас, во времена стриминговых сервисов - это становится не актуально.

Еще реже снимают фильмы без подражания западному стилю. Местные хотят смотреть неспешные картины, в которых сюжет строится вокруг интересов и проблем регионов, но скепсис продюсеров сильно ограничивает направление.

Поэтому некоторые владельцы кинотеатров сами работают с режиссерами, а также держат стоимость билетов в пределах 1-2$, ориентируясь на преданную публику. Для них это больше хобби, чем бизнес, который пока можно содержать.

Для мультиплексов ситуация иная. Иногда они устраивают сеансы по доллару, но даже полный зал не окупает всех затрат.

Производства и бюджеты

Сегодня Индия решила стать удобной площадкой для зарубежных проектов и в этом помогли инициативы Национальной Корпорации по развитию кино.

У зарубежных компаний есть отличные возможности коллаборации на территории страны, так как сотрудничество поддерживается региональными властями и правительством.

Прежде всего, они решают вопросы лицензирования, допуска на локации и помогают с арендой.

Еще разрабатывается дорожная карта кинотуризма по местам съемки блокбастеров, происходит массовое обучение специалистов в области логистики и поддержки проектов самого широкого профиля.

Бюджеты и премьеры.

Бюджеты фильмов измеряются в крорах.

1 крор = 10 миллионов рупий или около 120 тыс.$

Лидером 23го года стал патриотический блокбастер «Pathaan». С рекламой он обошелся в 40млн $, а принес более 125млн $ и это не предел.

Сказалась эффективная поддержка за рубежом, участие суперзвезд как Шах Рукх Кхан, Дипика Падуконе и показ в 100 стран мира. Даже, несмотря на уровень графики, который хорош для Индии, но уступает Голливуду, картину оценили на западе.

Более впечатляющим выглядит только успех франшизы «Бахубали» - самой прибыльной дилогии на языке телугу (более 250млн$ за второй фильм и около 30млн$ за первый) и «Дангал» на хинди - более 300млн$.

О кинопроизводстве в Индии

Местным "аватаром" в плане затрат считается научно-фантастический 3D фильм 2018 года "2.0".

Это продолжение франшизы «Робот» о супергерое Читти. Съемки растянулись на три с лишним года, привлекли ведущих специалистов страны и потребовали невероятных средств более 70 млн $ с учетом продвижения и рекламы.

Картину продали по всему миру, используя весь спектр маркетинговых уловок. Она пришлась по душе в Штатах и получила высокую оценку зрителей Китая. Тем не менее, сборы не сильно превзошли затраты и варьируются в пределах 100 млн.$

В этом году с ним может соревноваться эпос «Адипуруш», на производство которого ушло более 80 млн$ и драма «RRR».

Крепкие середнячки с несколькими звездами имеют бюджет 10 - 20млн$ и часто выходят на окупаемость, но не всегда приносят значительные дивиденды.

Если Болливуд делает ставку на звездность, зрелищность и большие бюджеты, то кино южной Индии старается минимизировать затраты, выбирая оригинальные истории и сценарии. Здесь говорят, что неважно большой у вас бюджет или малый, главное, с умом распределить средства на все этапы.

Есть примеры и "выстреливших" малообюджеток.

Черная комедия «Помада под моей паранджой» («Lipstick under my burkha», 2016) изначально не имела бюджета, звезд или мощного продвижения. Более того, попала под запрет в Индии, благодаря острым темам и пикантным эпизодам. Перемонтированная, ограниченная версия все-таки вышла и собрала кассу почти в 3 млн.$ + множество европейских наград. Бюджет составил менее 800тыс.$

Триллер «Никто не убивал Джессику» (No one killed Jessica», 2011) основан на реальной истории смерти девушки в ресторане Дели. Убийца, будучи сыном политического деятеля, мог уйти от наказания, но дело вызвало колоссальный резонанс.

При бюджете в 1.1млн$ фильм собрал порядка 5млн.$ по всему миру.

Есть два-три десятка картин, которые при небольших затратах давали 300-500% прибыли. Значительная часть из них преуспела за счет эффективного продвижения в стране и работе с региональными компаниями или подошла зарубежным прокатчикам. Те раскрутили проект.

Хочу отметить, что на 2019 год, картины принесли порядка 180 миллиардов рупий, из которых около 70% - это сборы внутри страны.

Проблемы дистрибуции

Несмотря на то, что эпидемия 2020 серьезно ударила по бизнесу кинотеатров, они все еще доминируют в Индии как основной источник дохода компаний. Потенциально крупный проект сначала выходит на большом экране.

Далее права получают спутниковые каналы, вроде Kalaignar и стриминговые сервисы. С появлением Netflix India гораздо больше картин имеют вторую жизнь и достигают зарубежной аудитории.

Впрочем, проблем с дистрибуцией все равно много. Индийское кино популярно в Азии (особенно выделяется Китай), но его сложнее портировать на Запад.

Если не брать раскрученные проекты или осовремененную масалу, то большинство фильмов делают ставку на домашний прокат и с трудом отбивают затраты.

Среди главных сложностей - культурные особенности, традиции и обычаи непонятные другим народам.

Огромная длительность картин: от 2,5 до 3.5 часов это норма, но подобная норма плохо вписывается в представление европейских компаний.

Индийцы привыкли смотреть кино неспешно. В середине фильма обязательно есть перерыв, во время которого они могут перекусить и обсудить перипетии. Для пожилых и семей, особенно в далеких от центра штатах, поход в кино напоминает традицию, когда собираются родственники. Они обсуждают сценарные ходы, действия героев, сравнивают со своей жизнью.

Обилие музыкальных вставок в фильме норма, но многих иностранцев они раздражают.

В практике моих коллег были два проекта, которые почти удалось продать. Все, что они просили сделать версию без танцев, а это почти 20 минут времени без влияния на сюжет. Продюсеры отказались и даже возмутились.

Хотя здесь нет единого подхода. Примеров международной коллаборации достаточно. Там привычный метраж, отсутствуют песни и сам стиль адаптирован под восприятие европейцев.

О жанрах

Если раньше Индии ассоциировалась с потешными комедиями, мелодрамами и масалой, то последние десять лет доступны любые жанры: современные боевики, фантастика, ужасы, приключения.

Несмотря на религиозные ограничения и табу, часть режиссеров затрагивает тему запретной любви и различного вида перверсий. Многие из таких фильмов оказываются под запретом и лишены возможности получить достойные сборы. Хотя есть и послабления.

Запрет на поцелуи, который долгое время существовал, постепенно уходит, правда не все актеры готовы к этому и предупреждают перед заключением контракта.

Интересна история Санни Леоне, она же Каренджит Каур Вохра.

Родилась в Канаде, но корни индийские. Несмотря на строгие традиции ее родителей сикхов, после переезда в США, она сотрудничала с "Пэнтхаусом" и "Хастлером", затем подписала контракт с порностудией, где активно трудилась несколько лет, пока не открыла собственную.

Впрочем, благодаря стечению обстоятельств, Леоне приехала в Болливуд и пересмотрела свой подход к творчеству. Она пробует себя в фильмах на различных языках от комедии до боевика. Некоторые зрители и критики в шутку говорят, что Индия излечила Санни и поставила на верный путь.

О кинопроизводстве в Индии

Музыкальные вставки и клипы

С клипами ситуация похожая. Многие вдохновляются Голливудом и снимают в их стиле, сохраняя национальный колорит. Получается современно. Это же касается музыкальных вставок между фильмами. Есть много коллабораций между индийским производством и зарубежными музыкантами.

Отличный пример - работа француза Dj Snake, снимавшего в Хидерабаде «Magenta Riddim».

В основе клипа ироничная история элитного, французского легиона, который приезжает помочь местным пожарникам бороться с огнем.

Проект интересен смешением европейского подхода к съемкам и местного колорита, а также обыгрыванием и подшучиванием над множеством нелепиц Индии. Тут и придурковатые чиновники, и переворачивающиеся от спички машины, и супергерои, и местные обычаи.

Использовать клип из фильма как приманку для зарубежной аудитории - тоже вариант.

К выходу «Bhoothnath 2» звезда Болливуда - Амитабх Баччан и рэпер Yo Yo Honey Singh записали трек «Party with the Bhootnath». Получилось дорого, эффектно и современно. Активное продвижение клипа привлекло внимание иностранной аудитории, многие заинтересовались фильмом.

На ютуб клип посмотрели более 230млн. человек.

О ментальности

Любой промоушен в Индии должен быть аккуратным, иначе рискует погубить проект и карьеру. Это связано с хитросплетением местных традиций, религиозных взглядов, предрассудков, толкований и позиции властей.

Иногда происходят казусы даже с блокбастерами. Например «Адипуруш», который стартовал в середине июня, уже "напоролся на айсберг". Зрители негодуют вольностью интерпретаций эпоса Рамаяма, считая это неуважением к наследию. Причем из 4000 строк текста, их возмутили всего несколько.

Как результат, за три дня были организованы пикеты, заблокирован ряд кинотеатров. На улицы вышли толпы с транспарантами, появились угрозы сценаристу, некоторые требуют сжечь авторов.

Компания производитель обещала перемонтировать диалоги и выпустить фильм заново, а сценарист находится под охраной полиции.

В следующей статье про гонорары звезд, работу с актерами и властями.

9292
15 комментариев
500 ₽

Здравствуйте, многоуважаемый Ралем. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит вас за раскрытие такой важной темы, как кинопроизводство в Индии. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой миллиарды людей имеют возможность узнать об этом явлении гораздо подробнее. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 500 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество.

5
Ответить

участие суперзвезд как Шах Рукх Кхан, Дипика Падуконе

Кто с первого раза правильно прочитал имя? 😉

3
Ответить

Я.

1
Ответить

Кого шао кана или дикпика?

Ответить

Кайф, интересная тема. А еще было интересно узнать а такой актрисе Санни Леоне)

2
Ответить

Я смотрел в детстве Зиту и Гиту, до сих пор помню ту злую тётку из фильма
Будучи ребёнком, желал ей самой мучительной смерти и представлял, как лично добиваю ее

2
Ответить