Холодным снежно-белёсым утром на Марсовом поле караул выводит осуждённого Дрейфуса на площадь, взятую в каре армейскими частями. Генерал произносит обвинение под свист и улюлюканье толпы зевак, после чего драгун в торжественной тишине срезает погоны с плеч бывшего капитана, срывает офицерские лампасы с его брюк и налобную кокарду с кепи, и в довершение всего ломает о колено именную саблю. Единственное, что может сделать Дрейфус, дрожащий как осиновый лист на ветру, это, с трудом сдерживая чувства, раз за разом выкрикивать: «Я не виновен! Глядите, бесчестят невинного! Да здравствует Франция!». Подобные сцены в кинематографе встречаются нечасто (на ум приходит «Ватерлоо» Сергея Бондарчука), и открывающий картину эпизод Павел Эдельман зафиксировал с таким вниманием к деталям, что позабыть её невозможно даже спустя дни после просмотра. Вместе с Полански он показал зрителю чудовищную картину умерщвления человека без убийства — ведь для любого солдата подобная расправа равносильна смертной казни!
Срачи в доинтернетовскую эпоху, хотя это и слабо отражено в фильме:
Вверху: «И главное, давайте не говорить о деле Дрейфуса!» Внизу: «Они о нём поговорили…»
Кто читал "дорога уходит в даль", отзывайтесь, олды :) там это дело и реакция на него в еще более дремучем российском обществе того времени отлично показано.
Я эту трилогию читала;).
Комментарий недоступен
Каюсь, не читал — только материалы по делу Бейлиса и книгу Льва Лурье на эту тему. Самое время исправляться, так что спасибо за наводку! )
По-моему тема дрейфусарства в фильме раскрыта слабо. Я потом открывал вики и узнал, что дело хайпануло по всей Европе, даже до России докатилось, и имело колоссальное общественное значение.
А из фильма это не совсем понятно. Впрочем, может я смотрел жопой.
У Умберто Эко есть книжка "Пражское кладбище", там как раз про нагнетание антисемитизма в 19 веке, про спецслужбы и контрразведки, заказухи, ложь, подлог, дело Дрейфуса и "протоколы сионских мудрецов" в конце концов.
Нудновато, но очень познавательно, рекомендую