Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

С творчеством столь значимой для российской культуры группы «Король и Шут» я всегда был знаком достаточно опосредованно. Что-то там было, фанатов и членов группы говнарями называли, «Горшок жив» и прочие отрывочные факты витали в моей голове. Однако хайп и вой вокруг недавнего многосерийного фильма от Кинопоиска приковал моё внимание. Поэтому сегодня мы поговорим о «Короле и Шуте» не через призму того, показали ли там ПРАВДУ или всех оскорбили и обосрали. Я человек простой и мне всегда было глубоко похер на фактологию. Так что сегодня мы рассмотрим произведение как таковое: его качество, фишки и то, как оно изменило устои российских байопиков.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Так как многие сходу тянут народ в трясину срачей о правдоподобности истории, давайте начнём с другого бока – как, собственно, снят наш многосерийный фильм. Важно понимать, что перед нами не биография, не попытка воздвигнуть монумент величия артистам, как это было с «Легендой №17», а на Западе с «Богемской рапсодией». Нет, авторы ставили перед собой задачу снять яркое, динамичное и развлекательное кино, погружающее зрителя в атмосферу и энергетику творчества группы «Король и шут». Даже режиссёра на проект взяли не фанатеющего от их песен, дабы он был в достаточной степени дистанциирован, непредвзят и сосредоточен на режиссуре интересной истории. С этой перспективы и принимались все визуальные и сценарные решения, о которых позже.

Поговорим о визуале проекта, ибо он заслуживает отдельного внимания в очень многих аспектах. Авторам стоит отдать должное за задротское отношение к деталям в каждом эпизоде. Каждый временной отрезок отличается от другого благодаря грамотному выбору фильтров, работе костюмеров и художников по декорациям. Все концерты и выступления группы, без скидок, сняты на уровне большого и крутого кино, даже «Элвис» местами может позавидовать. Каждая локация и движ на них выглядят ярко и обладают уникальной энергетикой, которую сценам придают живая массовка, состоящая из простых людей и фанатов, грамотный выбор и исполнение композиций, за что большое спасибо Алексею Горшеневу, брату Горшка, и крутой работе световиков. Мне в целом нравится, как много в этом фильме самых разных цветов. Причём как на концертах, так и в более нереальных и наполненных фантазией авторов сценах.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Тут мы плавно подходим к «миру сказок», который основан на сюжетах песен группы «Король и шут». В целом это очень уютное, атмосферное и мрачное средневековое фентези с большим набором культовых для мифологии этой вселенной персонажей, вроде Дурака с молнией, Лесника, охотника Себастьяна, Колдуна, Хозяйки старинных часов и так далее. И тут, помимо офигенного цветокора и аутентичных декораций, я хочу мощно похвалить дизайнеров костюмов и ответственных за практические эффекты. Благодаря этим элементам монстры и уродцы выглядят крайне натурально, жутко и очень стильно. Тот же Себастьян или Фея с мухами смотрятся просто офигенно, дядя Сэм Рейми пожал бы авторам руку. Местами, правда, говёная компьютерная графика проскакивает, но её по минимуму.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Не отходя далеко от темы, отвечу на вопрос, который наверняка у многих возник: а на кой ляд вообще в фильме о группе этот сказочный мир из их песен и как это вплетено в сюжет? Тут нужно сделать пару шагов в сторону и поговорить о жанре мюзиклов. Его основной особенностью являются танцевальные и песенные номера, которые органично или не очень вплетены в общее повествование. Они там зачем?

Правильный ответ – чтобы говорить со зрителем напрямую. Человек, понимаете ли, существо крайне сложное. То, что он говорит, – это часто продукт большого количества размышлений с корректировками или вплетением вранья для личной выгоды. То бишь мы далеко не всегда говорим то, что думаем и чувствуем. Тут в дело и вступает, собственно, песня. Когда герои фильма пускаются в пляс или затягивают грустную балладу, они в первую очередь распахивают душу перед зрителем, выплёскивая на нас без фальши и прикрас всё, что на сердце грузом лежит. Такие моменты искренности помогают зрителю глубже проникнуться историей и эмоционально сродниться с персонажами.

Режиссёр «Короля и Шута» пошёл примерно тем же путём. Все сказочные эпизоды не стоит воспринимать исключительно как рофельные экранизации песен в перерывах между сюжетом. В них, пускай образно и иносказательно, но раскрываются отношения между персонажами, их суть и внутренние противоречия. На мой взгляд, это очень крутая находка, и она бы идеально попала в зрителя…

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

…Если бы сценарий был лучше структурирован. Дело в том, что сюжетные биты и сказочные элементы, в которых происходит рефлексия событий реального мира, расположены слишком далеко друг от друга. У зрителя вполне может не сложиться общая картинка, хотя по-хорошему эти эпизоды должны отзеркаливать друг друга, чтобы посмотревший понял ситуацию с разных сторон.

Хорошим примером может послужить выстраивание отношений между Михаилом Горшенёвым и его будущей женой Ольгой. Начинается их знакомство с милых посиделок, потом ей приходится натерпеться всякого из-за пристрастия Горшка к наркотикам… И тут хуяк, любовь до гроба. Достаточно резкий переход, не находите? А всё дополняется теми самыми сказочными эпизодами, где персонажи знакомятся и проникаются бедами и несчастьями друг друга. Если бы подобные сюжетные биты находились в более плотной связки, произведение не ощущалось бы таким разношёрстным.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

При этом к хронологической непостоянности сюжета у меня претензий нет. Как я уже говорил, режиссёр и сценаристы снимали не «КАК ОНО БЫЛО», а попытались вычленить из истории группы наиболее интересные моменты, добавить в них конфликтности и развивать сюжет, опираясь на эти самые выбранные ими основы для общего фундамента. Этими краеугольными акцентами стали, что логично, история отношений главных героев, Михаила Горшенева и Андрея Князева, плюс важное место занимает борьба Горшка с его внутренними демонами, которые в фильме ещё и обрели лицо в виде Шута. И структура сценария как раз опирается на то, чтобы показать динамику развития этих самых линий. Потому и был забит болт на других членов группы и некоторых других второстепенных персонажей – акценты расставлены и достаточно жёстко. И здесь я скорее согласен с авторами. Ибо мы много раз уже видели в действии поговорку «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». А когда в твоём сценарии этих «зайцев» может оказаться больше двух – быть беде.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Справляется ли сценарий с поставленными перед собой задачами? Сам по себе, как мне кажется, вполне. Горшок и Князь показаны многогранными и равнозначными личностями со своими особенностями. Там, где один пышет эмоциями и горит творчеством, другой более надёжный, прагматичный, но в тоже время такой же эгоистичный, как творцу и положено. Я не увидел в раскрытии их попытки очернить кого-либо, каждый показан и с позитивной, и с негативной стороны. Горшок, конечно, более отрицательный, но у него и материала жизненного на эту тему больше, и персонаж он, опять же, намного более яркий, поэтому внимание зрителя автоматически к нему приковывается.

Ещё лучше вышла линия Михаила Горшенёва и Шута. Важно понимать, что перед нами не мистическая сущность «в виде гномика», а самый натуральный «бес на плече», который напевает самые разные и зачастую нехорошие идеи нашему герою. При этом авторы ударились в лютую чернуху, доходя по части демонстрации особенностей жизни наркоманов почти до уровня «На игле» Дэнни Бойла. Нет и капли романтизации в демонстрации того, как Горшка адово ломает на больничной койке, а Шут рофлит и издевается над ним. Это смотрится зрелищно и бодро, но в тоже время жестоко, мрачно и давяще. После такого «зелёного змия» в жизнь впускать никто не захочет, и это замечательно.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Важно отметить, что основные сюжетные линии работают не только благодаря сценаристам, но и отличному кастингу на главные роли. Константин Плотников не только очень похож на Михаила Горшенева, но вложил довольно много сил в изучение прототипа своего образа, что заметно в том, как много ужимок и коронных фразочек актёр позаимствовал. Влад Коноплёв тоже большой молодец, которого можно похвалить по тем же причинам.

Но кто больше всех запотел и запомнился — так это Евгений Ткачук в образе Шута, действительно уникальная находка. Тут, конечно, и гримеры постарались, создав жуткий образ искорёженного и извращённого символа группы, ожившего в разуме Горшка. Но каков же актёр, как же он херачит энергией во все стороны. Шут каждым появлением в кадре перетягивает зрительское внимание на себя. Вышел действительно дерзкий, пугающий и панковый вариант Змея из Райского сада, иначе и не скажешь.

Второстепенных персонажей тоже мог спасти кастинг, ибо актёрская харизма и попадание в образ могут исправить то, что сценаристам было пофиг на персонажей. Но «Король и Шут» далеко не тот случай. Повезло, пожалуй, только родителям Горшенева и преподавателю из начала фильма, ибо их играли опытные Александр Клювин, Евгения Дмитриева и Александр Адабашьян, которых учить ничему не надо, из них и так харизма прёт.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Молодые же актёры и актрисы совсем не вытянули поставленные перед ними задачи, как мне кажется. Члены группы, особенно Балу в исполнении Даниила Вахрушева, получились безликими статистами. Женские же персонажи вышли очень полярными. Анфиса/Валери Зоидова переигрывает как не в себя. Она исполняет свою сюжетную функцию трагической любви Горшка, которая поддерживает его тёмные порывы, но её попытки в секс вызывают только кринж. Вере Вольт/Агате определённо не хватает актёрского опыта, ибо в кино сниматься и делать ролики в ТикТоке – очень разные вещи.

Ради КиШ или всё таки за КэШ?⁠⁠

Действительно приятное впечатление осталось только от Дарьи Мельниковой в роли Ольги. И не потому что на меня давит ностальгия по «Папиным дочкам», мне там Галина Сергеевна всё равно больше нравилась (кому тоже – ставьте лайк). У Дарьи действительно получился образ доброй и верной женщины, которая ради любви и сохранения семьи готова терпеть любую херню, что творится в её жизни.

Важно понимать, что «Король и Шут» — это не документальное кино про жизнь замечательных людей, а яркая и красочная сказка про Горшка и Князя, чья жизнь била ключом и очень часто по голове. Местами противоречиво, скомкано, но в целом это большой шаг вперёд для российских байопиков. Если раньше это были «правильные, строгие» памятники величию, то теперь перед нами появился более авторский взгляд не столько на саму группу, но и на её энергетику, атмосферу и дух творчества, который она подарила нашему миру. И этот фильм действительно много сделал для вдыхания второй жизни в песни группы: «КиШ» снова на хайпе, его слушают люди от мала до велика, да и ваш покорный слуга стал понемногу проникаться, чего уж скрывать. Это было дерзко, смело, креативно и, главное, очень душевно. Панки хой, Горшок живой!

<i>Еще больше новостей и статей в нашем <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fcatgeeks&postId=1828090" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сообществе</a> и <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fcatgeeks&postId=1828090" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Telegram-канале</a>.</i>
Еще больше новостей и статей в нашем сообществе и Telegram-канале.
1919
7 комментариев

а вот в моё время, когда кошка залезала на стол, батя орал: КИШ блять

Ля
Не хотела сюда писать "заметку" по кишу, тк поздновато взялась, думала хайп прошел...
А так чисто те же мысли по актерам, я не знаю как настолько с актрисами проебались.. а про Балу и других членов группы -даже раскрыться тайминга не дали, прискорбно

Анфиса/Валери ЗоидоваСмотрел интервью с ней, Плотниковым и Коноплевым. Там прям совсем кукуха у бабы поехала, звезду словила моментально. Два парня рассказывают, комментируют, а эта всё внимание на себя забрать пытается, крутится, прерывает других, смеется нарочно громко, то жертву из себя строит, то наоборот повелительницу экрана. Прям тьфу.

Можешь ссылочку кинуть ?

Евгений Ткачук прям люто отжог в роли Шута, моё почтение