Мима: от «Аниары» до «Кровавых машин»

Небольшая история о том, как один-единственный клип помог мне познакомиться с двумя сай-фай фильмами и одной превосходной научной-фантастической поэмой 50-х годов прошлого века.

Мима: от «Аниары» до «Кровавых машин»

Давеча я впервые посмотрел клип Turbo Killer, созданный французским режиссером Сетом Икерманом для группы Carpenter Brut, являющейся, как я потом узнал, одними их наиболее известных исполнителей, работающих в стиле synthwave.

Не являясь поклонником ни музыкального стиля, ни группы, тем не менее, я остался впечатлен клипом, пересмотрел его еще пару раз и решил покопаться поглубже, что это и с чем это едят.

† Carpenter Brut † TURBO KILLER † Directed by Seth Ickerman † Official Video †

Оказалось, что многим клип в свое время очень понравился (на YouTube у него почти 10 млн. просмотров), но он оставил массу вопросов о том, что было показано на экране. В угоду страждущим авторы клипа (да, совсем забыл сказать, что под именем Сет Икерман на самом деле скрываются два человека: Рафаэль Эрнандес и Савитри Джоли-Гонфард) решили расширить повествование, сделав более продолжительный, обстоятельный и понятный фильм.

Сказано-сделано. На кикстартере была запущена кампания (по другим сведениям даже две), которая смогла за месяц с небольшим собрать порядка 350 тысяч долларов США и таким образом дать старт проекту Turbo Killer 2: Blood Machines, в рамках которого зрителям обещали рассказать подробнее про вселенную, ее героев и злодеев, успевших появиться в клипе.

Ждать пришлось долго, почти три года, но ожидания увенчались успехом. Впервые фильм «Кровавые машины» / Blood Machines был показан в сентябре 2019 года на французском Strasbourg European Fantastic Film Festival, а чуть позже, в октябре того же года, его смогли увидеть гости и участники Toronto After Dark Film Festival.

Мима: от «Аниары» до «Кровавых машин»

После фестивальных показов права на прокат приобрел канал Shudder (американский стриминговый сервис а-ля Netflix, специализирующийся на фильмах и сериалах в жанрах ужасов, триллеров и фантастики). Непонятно зачем, правда, фильм продолжительностью менее часа был разделен на три серии, длящиеся по 15-20 минут, а если выкинуть продолжительные титры – и того короче. Ну да ладно, не в этом суть.

Первый раз посмотрев фильм я, честно говоря, приятно и сильно удивился, потому что давно не видел работ настолько визуально роскошных, что отсутствие сюжета (формально он, конечно, есть, но он очень и очень примитивный) и разговоров никак не сказывается на качестве продукта. Перед глазами – настолько глубокие, объемные и шикарные образы и сцены, что и без слов становится все понятно. А фоном к этому пиршеству для глаз – синтвейв-мелодии, то льющиеся с экрана, то замолкающие, оставляя зрителя в тишине наедине с божественной картинкой.

Как только не пытались многие посмотревшие препарировать или структурировать данный продукт. Его именовали и фантастическим киберпанком (как будто киберпанк может быть каким-то другим, нефантастическим), и неонуаром (видимо, ввиду мнимой брутальности и жестокости одного из главных героев), нарекали трибьютом всему фантастическому видео 80-х в целом и творчеству Ходоровски или Малика в частности.

Одно это уже говорит о том, что фильм не прошел мимо и явно затронул зрителей. Меня же он тронул так, что я его пересматривал три раза подряд (благо хронометраж позволяет сделать это без особого насилия над собой) и действительно лента выглядит как грамотно и щепетильно сделанная дань уважения фантастике 80-х – временам, которые подарили нам и «Чужого» от Гигера и Скотта, и «Бегущего по лезвию бритвы» Дика и вновь того же Скотта, и много-много других прекрасных фильмов, ставших эталонами жанра.

Если кратко «Кровавые машины» – это визуально богатый ретро-футуризм во всей своей красе, который манит, прельщает и отчаянно увлекает в свои порой галлюциногенные ландшафты и интерьеры.

В заключение могу добавить лишь одно – фильм действительно нужно смотреть, поскольку передать словами большинство чувств и ощущений от него крайне сложно, визуальный ряд трудно поддается полноценной передаче. Подобные проекты – очень большая редкость сегодня. Возможно сюжет (который, напомню, крайне прост) будет кому-то непонятен или неприятен, но посмотреть фильм, на мой взгляд, все равно стоит обязательно, ибо где еще одновременно можно увидеть космических охотников и девушек-сектанток, людей в противогазах и корабли с искусственным интеллектом.

BLOOD MACHINES - Final Trailer

Отойдя от удовольствия, полученного от просмотра, и попробовав покопаться дальше, я случайно, в том числе благодаря ФантЛабу, узнал, что центральный персонаж фильма – кибернетический организм с искусственным интеллектом (не совсем верная формулировка, но точнее сказать сложно, поскольку даже сам автор затрудняется в ее определении) по имени Мима является также одним из главных героев фантастической поэмы «Аниара» шведского писателя Харри Мартинсона (лауреата Нобелевской премии по литературе 1974 года), которая была опубликована еще в 1956 году.

Действие поэмы происходит на огромном космическом корабле под названием «Аниара» примерно в 40-м тысячелетии нашей эры, который направляется с большим количеством людей (около 8000 человек) с Земли на Марс, чтобы доставить поселенцев с погибающей радиоактивной планеты на новое место жительства. В результате неожиданного сближения с астероидом курс корабля отклоняется, и он отправляется в бесконечное путешествие к далекому созвездию Лиры.

Едва не налетев на астероид Хондо

(и тем его открыв), мы взяли влево

и поневоле проскочили Марс,

и, чтобы нас не притянул Юпитер,

легли в кривую ЛДЕ-12

по краю поля Магдалены,

но встретили скопленья леонид

и отклонились дальше, к ИКО-9.

Мы попытались повернуть назад,

когда у поля Сари-18

в поток камней попала Аниара.

Эхограф дал изображенье тора,

и в центр его пустой нам удалось проникнуть,

но под таким крутым углом,

что Саба-агрегат сломался от ударов

космических камней и щебня.

Когда поток промчался, стало ясно,

что мы не можем повернуть назад.

Нос корабля нацелился на Лиру,

и направленье изменить нельзя.

Харри Мартинсон, отрывок из поэмы «Аниара»

Читая поэму сегодня (кстати, это первая фантастическая поэма в моей жизни), совершенно не чувствуешь того, что тексту уже 70 лет – настолько хорошо и современно он написан. Рассказ в поэме ведется от лица безымянного инженера, который обслуживает ту самую Миму – сущность, способную воспроизводить образы, которая она улавливает в самых отдаленных областях нашей Вселенной в прошлом и настоящем. На «Аниаре» Мима постепенно становится объектом культа, почти религиозного поклонения.

Мима – вообще один из наиболее сложных и интересных образом поэмы. Само слово «мима» образовано от греческого «мимос», означающего «имитатор» или «воспроизводитель», но оно может восприниматься и как сумма двух слагаемых «минимум» и «максимум», а также «микро» и «макро». Кроме того, этимология слова имеет отношение к Мимиру — владельцу источника мудрости в скандинавской мифологии.

На протяжении 103 песен, из которых состоит поэма, мы столкнемся с апатией, паникой и отчаянием пассажиров, неудачной поначалу способностью их адаптироваться к почти полному безделью на корабле, поиску удовольствий, чтобы убить собственное время, и отсутствию солнечного света, отторжению и последующему принятию бесконечности полета, а также, что самое главное, пониманию бесцельности и бесполезности собственной жизни. Такая вот печальная история о судьбах цивилизации и самой жизни на Земле, читать которую мне было действительно очень интересно.

Теперь мы одного хотим от Мимы:

чтоб из долины пролетевших волн

летели к нам далекие картины

давно минувших радостей и бед.

Путем неоднократных отражений —

природа их для нас непостижима —

волна изображений мчит сквозь космос,

и вести всех миров к нам поступают.

Приходят злые вести непрерывно.

Но о добре вестей почти что нет,

добро не предприимчиво по сути,

оно струит всегда один и тот же свет.

Харри Мартинсон, отрывок из поэмы «Аниара»

Несмотря на то, что главная тема, поднятая в поэме, о существенном и порой фатальном несоответствии уровня научно-технических знаний и морального сознания в современном мире отнюдь не нова (ее начал исследовать еще Герберт Уэллс), тем не менее, в век атомной энергии и новых технологий, способных привести в мировой катастрофе, она приобретает новое значение.

Вопреки нарастающему и неизбежному трагизму ситуации с кораблем и его многочисленными обитателями автор все же сумел оставить в поэме место надежде. Мысль о надежде и спасении олицетворяется у него с женским началом, способным творить жизнь. При этом Мартинсон сумел избежать скатывания в феминистические темы и показал на страницах своей поэмы «руководящую женскую роль» вполне гармонично, логично и обоснованно. Примерно такое же отношение к этой теме я наблюдал и в упомянутых выше «Кровавых машин». И это не может не радовать.

Мима: от «Аниары» до «Кровавых машин»

После своего выхода поэма Мартинсона имела большой общественный резонанс в Швеции и за ее пределами. Поэма была переведена на несколько языков, на ее основе была написана одноименная опера, а сюжет книги был взят за основу при написании нескольких музыкальных альбомов пары групп.

То, что поэма «Аниара» является чем-то исключительным, единственным и своем роде, представляется очевидным. Это научная фантастика, преображенная в поэзию, естественнонаучный эксперимент, переведенный на язык чувств.

Э. Я. Линдер, шведский историк литературы

В 1960 году в формате телевизионного фильма была предпринята первая попытка переноса поэмы на экран, а в 2018 году шведы совместно с датчанами решили вновь экранизировать поэму и сняли на ее основе одноименный, теперь уже художественный фильм «Аниара» / Aniara.

Более-менее следуя основному сюжету, авторы фильма не смогли (или не захотели) избежать современных тенденций и там, где Мартинсон элегантно обошел гендерные различия и выказал восхищение и преклонение перед женским телом, нам лишь показали очередную и при этом не очень интересную вариацию набившей оскомину ЛБГТ-темы и пару откровенных лесбийских сцен. Зачем они там, понятно, наверное, только сценаристам и режиссерам (последних у ленты целых два).

Aniara - Official UK Trailer HD

Более того, авторам картины, к сожалению, не удалось, на мой взгляд, ни перенести на экран весь масштаб и эпичность поэмы, которую по накалу событий можно сравнить с толстовской «Войной и миром», ни удержать свое произведение вне тенденциозных общественных течений.

Нам показали всего лишь неплохой, местами скучный, научно-фантастический фильм, который страдает от рваного сюжета, полностью понятен лишь тем, кто знаком с первоисточником, зачем-то имеет измененный конец и, это самое главное, потерял всю ту философию, которую щедро вложил в свое произведение Харри Мартисон.

В итоге мы получаем, что поэму помнят и знают (пусть и не столь широкие массы людей), да и будут помнить дальше, а фильм хоть и получил неплохие отзывы критиков, скорее всего сгинет в никуда, не получив ни широкого зрительского признания, ни достойных кассовых сборов.

Кстати, если вы видели фильм «Пассажиры» / Passengers (2016) с Дженнифер Лоуренс и Крисом Праттом, могу сказать, что в нем в очень упрощенной форме показаны некоторые идеи Мартинсона, но они затронуты лишь поверхностно, да и основной акцент картины смещен в другую сторону.

В заключение для тех, кто любит оценки и рейтинги, сообщаю оные:

«Кровавые машины»: Кинопоиск – 6.6, IMDb – 6.3.

«Аниара» (2018): Кинопоиск – нет оценки, IMDb – 6.2.

«Аниара» (1960, ТВ-фильм): Кинопоиск – 5.7, IMDb – 6.2.

Поэма «Аниара» (1956) имеет рейтинг 3.91 из 5 на Goodreads.

Вот такая история о том, как один четырехминутный клип позволил мне познакомиться с одним отличным короткометражным фильмом и его посредственным коллегой, а также прочитать первую в моей жизни фантастическую поэму.

Если у вас есть подобные истории, делитесь ими – мне будет интересно узнать, к чему приводили вас подобные поиски и чем они заканчивались. А напоследок – коллаж из кадров ТВ-фильма «Аниара» 1960 года.

Мима: от «Аниары» до «Кровавых машин»

Немного пишу про кино на дзене, кому интересно – присоединяйтесь. Всегда рад новым читателям и мнениям.

5858
34 комментария

Господи мои глаза!Что с этой картинкой на превью?

9
Ответить

40-м тысячелетии нашей эрыТак, так...

6
Ответить

Ледовый панцирь Арктика ковала.
Под эту исполинскую лепешку
шестнадцать тысяч зим, лишенных солнца,
Европу уложили.

Двенадцать тысяч лет, как дикари,
на свалках замершей аппаратуры,
все ждали воскрешения зари,
земных лесов и царствия культуры.

Прошел еще десяток тысяч лет,
и траурный покров почти исчез,
и небеса опять озарены,
и полилось сияние с небес,
и тают льды, и новым поколеньям
дарованы все милости весны.

Такая вот незавидная участь у нашей планеты, по мнению Мартинсона. 

1
Ответить

Есть ещё вдохновленный этой поэмой альбом в стиле экспериментальной электронной музыки, мне очень понравился (особенно трек Katharina-22B) :
https://petrels.bandcamp.com/album/mima-2
Это не самая простая музыка, если говорить о рейтингах, у него 4.38/5 на Discogs и всего 2.86/5 на RYM. 

3
Ответить

Рейтинги goodreads еще хуже метакритика. По постапокалипсису в топе будут голодные игры. 

2
Ответить

Я стараюсь на них вообще не ориентироваться, но здесь многие просят указывать оные. Если с фильмами более-менее понятно, то с книгами я иного варианта. кроме гудридс, честно говоря, не знаю. Есть ли они?

2
Ответить

Интересно и обстоятельно! Как впрочем и всегда у тебя! Круть!

2
Ответить