Реальный «Вавилон»: о чём будет новый фильм Дэмьена Шазелла

Голливуд 1920-х годов, закат немой эры кинематографа, Клара Боу, Брэд Питт и джаз-одержимость — разбираемся, о чём будет следующий проект Дэмьена Шазелла.

В сети появились инсайдерские подробности о следующем проекте Дэмьена Шазелла, режиссёра «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда». Так, судя по слухам, картина будет называться «Вавилон», а история сосредоточится вокруг нескольких реальных и выдуманных героев, живших во времена Золотого века Голливуда. От сравнений с «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино удержаться сложно: там был неоновый Голливуд конца шестидесятых, реальные Шэрон Тейт и Роман Полански, а также вымышленные Рик Далтон и Клифф Бут.

Шазелл отправляется в прошлое ещё дальше — в двадцатые годы прошлого века. Именно тогда Голливуд переживал первый кризисный период в своей истории — переход от немого кинематографа к звуковому.

Реальный «Вавилон»: о чём будет новый фильм Дэмьена Шазелла

Официальной информации о проекте Шазелла практически нет — лишь свидетельства инсайдеров. Ничего плохого в этом нет — если информацию позже опровергнут, статья останется кратким экскурсом в историю заката голливудского немого кино.

Наступление звукового кино

Как всегда, Голливуд упорно сопротивлялся прогрессу — крупные студии долго отказывались переходить к звуковому кино. С одной стороны, подходящей технологии, которая бы позволила крутить изображение и звук синхронно, долго не было. С другой, крупные кинокомпании даже не пытались решить проблему, потому что считали, что зрителям звуковое кино будет неинтересно.

Демонстрация Vitaphone

Затем малоизвестная на тот момент студия Warner Bros. разработала систему Vitaphone, которая позволила выводить изображение и звук синхронно. Чтобы продемонстрировать перспективность технологии, компания выпустила несколько полузвуковых картин (по сути, те же немые картины, но с несколькими музыкальными вставками) и серию короткометражек, например, речь Уилла Хейса.

Звуковые фильмы WB стали сенсацией и постепенно голливудские студии тоже начали осваивать новинку. Компаниям пришлось не только заменить всё оборудование, но и полностью перестроить съёмочные павильоны с учётом новой техники. А специалистов по звуку набирали из радистов, потому что кроме них никто толком не умел работать со звуковым оборудованием.

Речь Хейса для демонстрации Vitaphone

Кроме того, студии поставили своим актёрам условие пройти прослушивание, на котором будут оценивать их дикцию. И это было серьёзной проблемой: многие голливудские исполнители были мигрантами с выраженными акцентами. Студии отправляли своих звёзд на курсы ораторского мастерства, чтобы исправить их произношение. При этом, карьеры многих актёров действительно завершились во время перехода к звуковой эре.

Клара Боу

Главную звезду немых фильмов и секс-символ Америки 1920-х годов, по обещаниям инсайдеров, сыграет Эмма Стоун. Несколько лет назад актриса сыграла в шазелловском «Ла-Ла Ленде» начинающую актрису Мию. Между героиней Стоун Мией и Кларой Боу прослеживается некоторое сходство.

Так, несмотря на дебют в фильме «По ту сторону радуги», роль в котором юная Клара заслужила победой на конкурсе красоты, девушке пришлось долго ходить по прослушиваниям, прежде чем получить первый контракт. Иронично, что впоследствии коллеги Боу отмечали талант девушки: в кадре она чувствовала себя непринуждённо, легко входила в роли и нередко импровизировала.

Реальный «Вавилон»: о чём будет новый фильм Дэмьена Шазелла

Популярность пришла к актрисе благодаря британской писательнице Элинор Глин (кстати, согласно инсайдерской информации Глин появится в «Вавилоне» в исполнении Мэрил Стрип). После выхода «Матерей в танце» 1926-го года с участием Клары Боу, она заявила, что в актрисе есть «это» — качества, свойственные героине её романа «Это».

Под «этим» романистка имела ввиду простоту, непосредственность и сексуальную привлекательность. Американская общественность 1920-х не привыкла к таким откровениям, поэтому слова Элинор Глин произвели эффект разорвавшейся бомбы. Все стали обсуждать значение этого слова, а заодно и саму Клару Боу, которая мгновенно превратилась в секс-символ Америки.

Нарезка моментов из фильма «Это» (1927) под песню She's Got It

После бурной реакции публики Paramount Pictures сняла экранизацию романа Глин, главную роль в которой без сюрпризов получила Клара Боу, а Элинор Глин появилась в роли самой себя в небольшом эпизоде. В результате, Клара стала самой известной и востребованной голливудской звездой.

Так продолжалось до наступления звуковой эры. Сперва у актрисы возникли проблемы из-за произношения: девушка родилась в Нью-Йоркском Бруклине и отличалась характерным для жителей района акцентом. Студия была недовольна речью Боу, поэтому наняла специалиста по дикции, который убрал акцент.

Актриса Луиза Брукс о Кларе Боу — отрывок из документального сериала «Голливуд» (1980)

Затем секретаршу Боу обвинили в растрате денег актрисы. Пока шёл судебный процесс, СМИ вытащили на свет все проблемы Клары, которых было немало: алкоголизм, зависимость от азартных игр и многочисленные романы, которые девушка даже не скрывала.

Невинной американской публике всё это показалось чересчур, поэтому популярность главного секс-символа страны начала угасать. После провала нескольких звуковых фильмов с участием Клары, девушка решила закончить карьеру актрисы.

Ирвинг Тальберг

Ирвинга Тальберга, возможно, сыграет Тоби Магуайер, который после выхода фильма «Жертвуя пешкой» нигде не снимался.

Тальберг был молодым, но очень амбициозным и смекалистым парнем. Уже в 21 год он был фактически главой Universal Pictures. Правда, там Ирвинг не задержался — в 1924 году (когда ему было 24 года) он перешёл работать в только что образованную Metro-Goldwyn-Mayer.

С Тальбергом связана ироничная история. Ещё во время работы в Universal молодой продюсер конфликтовал с режиссёром Эрихом фон Штрогеймом. Постановщик снимал свои фильмы медленно, а затем монтировал многочасовые кинополотна — такой подход обходился студии в копейку. Недовольный расточительством Штрогейма Тальберг разругался с режиссёром прямо на съёмочной площадке и уволил его.

Эрих фон Штрогейм
Эрих фон Штрогейм

Спустя пару недель Штрогейм устроился в Goldwyn Pictures, где начал работу над «Алчностью». Компанию не волновали расходы — важнее было качество готового фильма. Штрогейм спокойно закончил работу над картиной, первоначальный вариант которой занял 10-12 часов. Вместе с монтажёрами он сократил фильм до окончательного 4,5-часового варианта и отправил руководству студии.

В апреле 1924 года Goldwyn Pictures входит в состав компании Metro-Goldwyn-Mayer. Возглавил студию Луис Барт Майер, который взял своим помощником... Ирвинга Тальберга.

И вот Тальбергу попадает в руки «Алчность» Штрогейма длиной в 4,5 часа (немыслимый хронометраж по тем меркам!). Тальберг и Майер, просмотрев фильм, распорядились сократить его вдвое. Причём, сделали это уже без участия режиссёра. В результате, Штрогейм на протяжении следующих 25 лет отказывался смотреть законченный фильм.

Луис Барт Майер, Норма Ширер и Ирвинг Тальберг
Луис Барт Майер, Норма Ширер и Ирвинг Тальберг

Однако Тальберг сделал немало хорошего: у него было чутьё на перспективные проекты, он активно вкладывался в рискованные проекты, а также поддерживал начинающих режиссёров. Как итог — за двенадцать лет работы в MGM Ирвинг выпустил больше 400 фильмов. Ближе к концу своей жизни (скончался продюсер в 37 лет) он выступил против жёсткой стандартизации производства фильмов MGM. Из-за этого Майер отстранил продюсера от работы.

Ещё один значительный вклад Тальберга в историю американского кинопроизводства — участие в принятии «кодекса Хейса» — свода разрешённых и запрещённых к показу в кино тем. Документ утвердил в Голливуде цензуру на несколько последующих десятилетий.

Джек Конрад (возможно, Джон Гилберт)

Судя по слухам, вымышленную звезду немых фильмов Джека Конрада сыграет Брэд Питт. Хотя персонаж выдуманный, несколько источников утверждают, что образ героя основан на знаменитом актёре MGM Джоне Гилберте.

Гилберт был самым высокооплачиваемым голливудским актёром своего времени. Современники называли его «Великим любовником» из-за романтических ролей, которые Гилберт отыгрывал с неподдельной страстью.

Больше всего Джон Гилберт запомнился романом с актрисой Гретой Гарбо, с которой он познакомился на съёмочной площадке картины «Плоть и дьявол». Страсть, которую актёры изображали на экране быстро переросла в настоящую. Вскоре Гилберт предложил Грете выйти за него. Актриса поначалу согласилась, но на свадьбу не пришла.

Джон Гилберт и Грета Гарбо в фильме «Плоть и дьявол» (1926)
Джон Гилберт и Грета Гарбо в фильме «Плоть и дьявол» (1926)

Закончилась «свадьба» дракой Гилберта и Луиса Майера. После оскорбительных комментариев Майера в адрес Гарбо, Джон Гилберт заехал боссу по физиономии с такой силой, что тот упал на пол.

Актриса Элинор Бордман утверждала, что после стычки Майер пообещал уничтожить Гилберта. Конечно, её слова могут быть всего лишь сплетней, ведь воочию сцену драки Бордман не наблюдала — всё случилось, опять же со слов актрисы, в мужском туалете.

Джон Гилберт и Грета Гарбо в фильме «Королева Кристина» (1933)
Джон Гилберт и Грета Гарбо в фильме «Королева Кристина» (1933)

Так или иначе, вскоре Гилберта действительно перестали звать в крупные проекты. Из-за этого он стал пить и даже принимать наркотики. Пришло звуковое кино. Первые звучащие картины с Гилбертом провалились и студия винила в этом якобы высокий и плаксивый голос актёра, который не вязался с титулом «Великого любовника».

После выхода «Королевы Кристины», где Джон Гилберт вновь появился вместе с бывшей возлюбленной Гретой Гарбо, у актёра появился шанс реанимировать свою карьеру, но через год Гилберт умер от инфаркта.

Сидни Палмер (возможно, Луи Армстронг)

Последнего из заявленных героев (тоже вымышленного) должен сыграть Майкл Б. Джордан. Источники называют в качестве вдохновения для героя Луи Армстронга, но пока непонятно, как джаз-музыкант впишется в историю о голливудских звёздах конца 1920-х годов: Армстронг начал сниматься в кино только во второй половине 1930-х.

«Искусство кино» с ссылкой на инсайдеров описывает Сидни Палмера как «талантливого трубача, алкоголика и наркомана». По информации онлайн-журнала в Голливуде он переживает роман с писательницей и разрывает контракт с продюсером, который просит его нанести грим, чтобы его кожа казалось темнее.

Эпоха джаза

Напоследок, следует упомянуть, что судя по инсайдерской информации, «Вавилон» вписывается в джаз-тематику картин Шазелла. В «Одержимости» Эндрю Ниман стремится стать лучшим барабанщиком и играть в джазовом оркестре. В «Ла-Ла Ленде» Себастьян одержим джазом, он мечтает открыть собственный джаз-клуб и позже присоединяется к джаз-бенду. Наконец, в сериале «Бар “Эдди”» пианист Эллиот Удо владеет убыточным джаз-клубом.

Райан Гослинг в роли Себастьяна в фильме «Ла-Ла Ленда» (2016)
Райан Гослинг в роли Себастьяна в фильме «Ла-Ла Ленда» (2016)

Конец двадцатых годов завершает и «эпоху джаза», которой писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд назвал период между Первой мировой войной и Великой депрессией. Клару Боу называли дитёй джаза и говорили, что она воплощает собой эту эпоху. Так что вполне вероятно, Шазелл собирается просто рассказать о закате эпохи джаза, а реальные персонажи необходимы лишь для раскрытия этой темы.

Пишу про кино также в собственном уютном телеграм-канале «Беатрикс в кино».

99
2 комментария

Что-то из фильмов про ту же эпоху вспомнил Поющих под дождем.

1

Признаюсь, это один из тех культовых фильмов, что я пока не смотрел😅