В «Фабельманах» Стивен Спилберг рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Новую работу знаменитого режиссёра уже называют главным кандидатом на «Оскар».

Вероятно, каждый третий (ну или пятый — подсчёт я не проводил) яркий и популярный режиссёр в какой-то момент жизни снимает кино о своём детстве. Видимо, чтобы уже в солидном возрасте как-то отрефлексировать и переосмыслить повлиявшие на него события.

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Такой работой было «Зеркало» для Андрея Тарковского, «Фанни и Александр» — для Бергмана, «Древо жизни» — для Терренса Малика, вся серия про Антуана Дуанеля — для Трюффо.

И даже режиссёры, которые, казалось бы, всегда снимали о себе, в какой-то момент выдают самый личный и ностальгический фильм: что Федерико Феллини с «Амаркордом», что Вуди Аллен с «Эпохой радио».

В последние годы, кажется, таких картин стали снимать ещё больше. В 2021 году одну из главных премий Венецианского кинофестиваля завоевала «Рука бога» Паоло Соррентино. А в 2022-м Кеннет Брана всё-таки забрал заветный «Оскар» за ностальгический «Белфаст» (правда, только за сценарий).

К чему такое долгое и подробное вступление? В противовес перечисленным выше авторам, казалось, что Стивен Спилберг лишь изредка позволяет себе какие-то личные откровения, да и то скорее намёками: кто-нибудь помнит, что в «Инопланетянине» родители главного героя развелись?

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Да и сценарии сам режиссёр не писал уже 20 лет — со времён «Искусственного интеллекта». Но оказывается, всё это время в его голове, а также в уме сценариста Тони Кушнера, которому Спилберг рассказал свою биографию, вызревали «Фабельманы» — самый личный фильм Стивена Спилберга, фактически, пересказывающий часть его его жизни.

Хотя всё же не забывайте — это не документалка и не достоверная хроника. На это намекает даже фамилия героев, вынесенная в заголовок: по словам авторов, «Фабельманы» — от немецкого fabel, то есть «сказка», «небылица». Помните об этом в те моменты, когда Спилберг чуть заиграется, рассказывая о встрече с величайшим режиссёром в истории.

Но основа полностью реальна, хоть сравнивай с википедией. Я не буду утомлять читателей соответствиями реальных и экранных имён и фамилий, просто запомните: каждый раз, когда в тексте (и в кино) говорится «Сэм Фабельман», читайте «Стивен Спилберг».

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Всё начинается с ярчайшего впечатления юного Сэма — похода с родителями на фильм «Величайшее шоу мира». На сцене с крушением поезда (кто будет искать оригинал Сесила Б. ДеМилля — сразу мотайте на 2 часа) мальчик настолько впечатляется магией кино, что выпрашивает у родителей на Хануку электрическую железную дорогу и воспроизводит этот кусочек сюжета дома.

А дальше всё почти стандартно для таких сюжетов — Сэм увлекается кино, начинает снимать любительские фильмы со своими сёстрами, вести хронику во время походов и даже презентовать свои первые маленькие картины, в которых снимаются его одноклассники.

Но в жизни большой семьи Фабельманов (у Спилберга и правда три сестры) начинаются проблемы. Умирает бабушка, что сильно бьёт по эмоциональному состоянию матери (идеальная Мишель Уильямс). Затем отец (великолепный Пол Дано) получает новую работу, и всё семейство переезжает в Калифорнию, где дети оказываются единственными евреями в школе.

В довершение ко всему отношения родителей становятся всё хуже, и они решают разойтись.

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Так что же, Спилберг просто снял драму о том, как дети страдают от проблем в семье? Как ни странно, нет.

Конечно, личные моменты в картине переданы невероятно тонко и аккуратно. Это касается и проработки персонажей — заметьте, что главный герой не терпит, чтобы его называли Сэмми, это позволено только родителям. И того, как показана трагедия любящих людей, которые не могут быть вместе.

Да просто как до наивности мило рассказывают о первой влюблённости и детском флирте — очень кринжово, именно так, как и бывает в реальности. Сцена с девушкой, которую «заводит» Иисус, — самая смешная и одновременно стыдная за фильм.

Строго говоря, «Фабельманы»— один из самых добрых фильмов последних лет. Здесь вообще нет отрицательных персонажей. Ну, не будем же мы считать злодеем школьника-антисемита, которого даже «свои» называют неадекватным.

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Спилберг любит буквально каждого героя, не осуждая никого. Камера подолгу снимает каждого крупным планом, позволяя зрителю «влючиться» в эмоции каждого героя, обдумать вместе с ним происходящее. Но ни в коем случае не выносить вердикт.

А как он показывает жизнь семьи — остаётся только удивляться, что и будни, и трагедия, и нелепые инциденты с обезьянкой (история тоже пришла из реальной жизни) можно передать так тепло и эстетично. Просто запомните: 1 час 35 минут с начала картины, сцена ссоры. После неё не влюбиться в «Фабельманов» уже невозможно.

Но важно, что Спилберг говорит не только о семье. Если снова вспоминать недавние условные аналоги, то и в «Руке бога», и в «Белфасте» режиссёры показывали те моменты, когда они полюбили кино: Брана так и вовсе сделал сцены просмотра фильмов единственными цветными в чёрно-белой картине.

Но лишь Спилберг сумел в личной истории объяснить, почему он захотел не только смотреть, но и снимать кино.

И это делает «Фабельманов» самым трогательным и искренним признанием в любви к этому искусству.

С юных лет Сэм привыкает наблюдать за жизнью через объектив. И вдруг понимает, что кино позволяет эту самую жизнь менять. Он может отредактировать свои выходные, убрав из кадра случайно попавший туда флирт мамы. Или наоборот, смонтировать запретную близость в отдельную историю, через которую объяснит маме то, о чём все молчат.

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Кажется, что это выдумка, события меняются только на экране. Но всё-таки в определённый момент произойдёт то, к чему Спилберг ненавязчиво ведёт всю картину. Сэм покажет, что кино, пусть и любительское, посвящённое школьному празднику, способно повлиять на людей.

С его помощью можно заставить заносчивого красавчика вспомнить о своих комплексах и, возможно (это не точно), сделать его чуть лучше. Можно даже отомстить обидчику. Ничего не меняя, просто заставив его увидеть себя со стороны.

И недаром заканчивается картина не по шаблону семейных драм — какой-нибудь вымышленной или реальной сценой воссоединения. А именно темой кино — очень смешным камео великолепного режиссёра в образе другого великолепного режиссёра, который даёт Сэму совет. И визуальным ответом, что Фабельман, то есть Спилберг, это напутствие не забыл.

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Хотя трудно не уловить даже в этой финальной сцене лёгкую грусть. Всю картину в сюжете сквозит ещё одна важная линия — тема выбора и одиночества. Сэм растёт в семье технически одарённого отца и творческой матери, отказавшейся от карьеры пианистки. Каждый тянет сына в свою сторону, желая ему добра.

Но недаром в кадр ненадолго заглядывает Джадд Хирш в образе этакого блудного дедушки. Он и выдаёт чуть ли не центральную мысль картины, которую легко не заметить за всем остальным, — мысль о неизменном одиночестве творца. И неслучайно в момент школьного триумфа Сэм не будет им наслаждаться. Да и то самое финальное событие он будет переживать в одиночестве.

В «Фабельманах» Стивен Спилберг  рассказывает о своей юности и признаётся в любви к кино — и делает это очень изящно

Вот и получается, что Стивен Спилберг, который значительную часть творческой жизни был этаким сказочником (снова вспоминаем фамилию героя), снимая фантастику и приключения, в «Фабельманах» откровенно говорит, что за этой выдумкой всегда прятал что-то личное.

Мечту, что жизнь станет такой, как кино, в котором всегда можно показать человека и его жизнь чуть красивее, чем в реальности. Хотя, справедливости ради, Гэбриел Лабелль очень похож на молодого режиссёра — себе он сильно льстить не стал.

Ровно 70 лет назад «Величайшее шоу мира», с которого начинаются «Фабельманы», получило пять номинаций на «Оскар» и взяло премию как «Лучший фильм». Теперь же многие говорят, что новая работа Спилберга — главный претендент на статуэтку в 2023-м.

Это похоже на правду — «Оскар» тяготеет к личным драмам и эмоциональному кино. А тут знаменитый режиссёр снял не только самый личный, но и самый дешёвый фильм со времён «Шпионского моста» (учитывайте ещё и инфляцию). Да и в прокате его особо не раскручивали, будто окупаемость была вообще не важна.

Сам Стивен Спилберг позволил себе быть простым и честным, просто снимая хороших актёров в понятных всем ситуациях. В этом тоже есть своя магия и невероятная смелость.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#мнения #фабельманы #стивенспилберг #оскар #обзоры

9292
29 комментариев

Самолюбование вышло на новый уровень

12

Показать себя робким нерешительным изгоем, страдающим от проблем в семье — самолюбование? Ок.

19

Вчера посмотрел, очень крутой фильм получился, максимально личный и душевный
И от режиссера в концовке был приятно удивлен, сначала не узнал, но по голосу все стало ясно)

6

Юный Гарик Харламов что-то шепчет на ухо юному Капитану Америке?

6

Обязательно посмотрю «Фабельманов», от трейлера фильма было ощущение приятной сказки, отражающей и дух эпохи, и личную историю. Такое чувство у меня возникало от «Лакричной пиццы».

Кстати, читал много позитивных отзывов об игре Сета Рогена в роли дяди Фабельмана. Мол, Роген растрогал Спилберга своей игрой.

2

Личные фильмы, с элементами автобиографии режиссера, в последние время только так собирают награды. Так что на Оскар точно попадет

В данном случае заслуженно. А вот от Браны как будто отмахнулись Оскаром )

1