Цена свободы — великий фильм «Беспечный ездок» Денниса Хоппера
Картина, ознаменовавшая конец протестов 60-х годов и начало авторского американского кинематографа. Небольшое мнение.
60-е годы в Америке были бурные: протесты, сексуальная революция, свобода мысли, отказ от традиционных истоков, феминизм и, конечно, недовольство военной политикой. Все это отражалось в искусстве того времени. В частности – в кино. Одним самых точных «зеркал» стал фильм «Беспечный ездок» 1969-го года.
Два байкера-хиппи держат путь в Новый Орлеан. По пути герои встречают таких же, как они, отшельников, а чем ближе они становится к югу, тем чаще сталкиваются с агрессивно настроенными людьми. Уайатт и Билли не похожи на типичных байкеров, которых мы обычно представляем: не носят черных кожанок, без татуировок и вообще мирные парни. Им свойственно употребление наркотиков и полный отрыв от реальности – в общем золотые 60-е.
На них смотрят косо, в отели не пускают, при возможности их могут и избить. Так что они ночуют прям на природе и держатся преимущественно дороги. Такова цена их свободы: герои не скованы типичными тяжбами жизни, вроде работы или уплаты налогов, но находиться в социуме тоже не могут. Остается только путь – бесконечный поиск чего-то, что должно наконец-то привести к чему-нибудь.
И этот путь, как вы понимаете, не к чему не приводит в конечном итоге. Их самовольное изгнание ничего не меняет, а лишь заставляет жить, как отшельники. Мир не будет следовать за тобой, потому что ты – «свободный». Люди не видят в байкерах этой «свободы», они видят только неотесанность, странность и запретность. Это их пугает: «Ведь так нельзя».
Свободная эпоха кончается; фильм вышел в 1969-м году, когда все это «хиппи-движение» начало загибаться. Сама контркультура стала протестом против типичной американской мечты. Ну вы знаете: «Выбери жизнь, работу, семью» и так далее. Собственно, это отражается и в главных героях, отказавшись от парадигм американской жизни. Но эпоха надежд и иллюзий начала подходить к концу. Именно в 69-м году, в год выхода «Беспечного ездока», было совершенно очень страшное убийство Шерон Тейт, которое потрясло общественность. Один из символов конца «цветной» эпохи.
И финал картины Дениса Хоппера подчеркивает всю четность протеста главных героев. Общество пугают такие перемены, а место таким вот «революционерам» в нём не найти. Так свобода превращается в заточение из-за собственных убеждений. В каком-то смысле — это трагедия, причем трагедия не локальная, а масштабная, потому что это относится ко всему поколению шестидесятников. От такого бессилия становится банально грустно, ведь поверить в какие-либо перемены становится все труднее и труднее. Но хоть героям «Беспечного ездока» не удалось совершить революцию, у самого фильма получилось провести переворот в области кинематографа.
Фильм при бюджете в несколько сотен тысяч долларов собрал больше 40 миллионов. Баснословная прибыль и по сегодняшним меркам, даже без учета инфляции. И понятно из-за чего: такая бунтарская и честная лента не могла не привлечь молодежь тех лет. Но «Беспечный ездок» новаторский и по другим причинам: подход к его созданию и с помощью каких приемов Хоппер рассказывает историю.
В первую очередь жанр – роуд муви. «Ездок» стал одним из первых его представителей . И фактически, это антивестерн – два ковбоя едут не как обычно на запад, а на юг. Ну и никаких перестрелок и героев, которые никогда не промахиваются, тоже нет. «Беспечный ездок» один из важнейших представителей «Нового Голливуда» — кинематографического движения, которое совершило революцию в тогдашней индустрии, создав американское авторское кино.
И Хоппер не боится показать на экране употребление наркотиков и жестокое насилие, что было смело в те времена. Только два года назад отменили кодекс Хейса, так что зритель еще не был готов увидеть на экране подобную откровенность. Да и традиционные национальные ценности «Беспечный ездок» тоже критикует. Ведь несмотря на то, что авторы понимают всю бесполезность «бунтарской одиссеи» Уайатта и Билли, они все-таки больше симпатизируют героям, чем критикуют их.
Подача у фильма тоже специфичная. Вместо стандартного монтажа – резкие переходы. Вместо линейного сюжета — сумасбродные отрывки из путешествия героев. Часто Хоппер просто показывает, как Уайатт и Билли катаются на байках. Это никак не рассказывает и не углубляет историю, но точно передает дух картины. И даже диалоги между персонажами в большинстве случаев не наполнены никаким смыслом, но все же прекрасно написаны.
Деннис Хоппер исполнил и одну из главных ролей. Также как и сценарист ленты Питер Фонда, сыгравший Уайтта. И знаете, «Ездок» ощущается именно как картина, сделанная двумя друзьями не чтобы заработать денег, а чтобы просто "снять свой фильм" и донести определенную мысль до зрителя.
И важная часть ленты — это саундтрек. Он также служит помощником в передаче настроения леты. «Беспечный ездок» начинается со строчек: «You know, I smoke a lot of grass». Ну вы понимаете. Да и весь саундтрек состоит из «свободных» рок-н-рольных песен, которые сейчас можно встретить уже только в подобных старых фильмах. Все-таки, забавно работает время: для людей того времени песни Rolling Stones и The Doors были такой же актуальной музыкой, как для нас сейчас, не знаю, Билли Айлиш или Эд Ширан.
На церемонии Оскар 1970-го года, «Беспечный ездок» был представлен в двух номинациях: «Лучший адаптированный сценарий по ранее неопубликованному материалу» (такой категории больше нет) и «Лучшая мужская роль второго плана», и кстати, это был Джек Николсон, который только начинал свою феноменальную карьеру. В обоих случаях фильм проиграл. Про успехи в прокате я уже говорил, но главное, что картина о байкерах сделала — это стала одним из символов новой эпохи американского, а с ним, и мирового кинематографа.
К сожалению, ничего такого же значимого Деннис Хоппер больше не снял. В 70-х годах он боролся с наркотической и алкогольной зависимостью. За свою карьеру актер успел сняться в картинах Фрэнсиса Форда Копполы, Дэвида Линча и других именитых авторов. В качестве режиссера, Хоппер снял еще 6 картин, которые не получили такой же культовый статус, как дебют. Он умер в 2010-м году в 74 года. Пусть карьера Денниса Хоппера скакала, как американские горы, он все-таки был очень влиятельным кинематографистом, навсегда оставивший след в кино и как актер, и как режиссер.
Commercial time
Предлагаю теперь зайти в мой авторский телеграм-канал о кино, музыке и когда-нибудь (надеюсь) об играх. Я пишу достаточно подробно, но без лишней воды. Плюс выкладываю запомнившиеся моменты из фильмов и цитаты. Насколько это интересно — решать вам. Мое дело оставить ссылку, но буду безумно рад хотя бы одному подписавшемуся.