КАК “КОРОЛЬ СТЕЙТЕН-АЙЛЕНДА” ГОВОРИТ О ЛИЧНОМ?
Всем, привет! Это Сторожевая башня!
Жанр фильмов-биографий довольно противоречивый в плане рассказа личной истории.
Существуют классические байопики. “Король Ричард”, “Спенсер”, “Богемская рапсодия” или недавняя “Блондинка”. Каждый из этих фильмов популярен, но они рассказывают не реальную историю, а показывают конкретную точку зрения автора фильма.
Также есть автобиографии. “Адаптация”, “Рома”, “Зеркало”, “Рука бога”, “Леди Бёрд”. Авторы этих фильмов пропускает собственную историю через своё виденье. Дистанция автора от сюжета максимально сужается. Но, как следствие, истории могут не дойти до многих зрителей.
Но возникает вопрос: могут ли пересекаться эти два подхода?
Можно ли рассказать личную историю и донести её смысл до многих?
Как мне кажется, “Король Стейтен-Айленда” показывает сочетаемость этих методов.
Это одновременно глубокий и в то же время простой фильм. Он развлекает юмором, но рассказывает щемящую историю одной трагедии, которая изменила жизнь парня с окраины Нью-Йорка.
ДЖАДД
Режиссёр и сценарист Джадд Апатоу известен как автор комедий.
“Сорокалетний девственник”,
“Кабельщик”,
“Аферисты Дик и Джейн”.
Простое и развлекательно кино, но долгое время Апатоу бился над поиском истории, которая помогла бы отойти от привычного стиля. Долгое время его ключевой идеей было то, что этот фильм должен быть связан со словом “жертвоприношение”.
Идей как написать эту историю долгое время не было и он подумывал бросить эту затею. Но всё изменила одна встреча.
ПИТ
Пит Дэвидсон.
Вы можете помнить его как тот чувак, который одним из первых слился в “Отряде самоубийц” Джеймса Ганна.
А можете узнать в нём чувака из SNL.
Энивэй. Этот парень закрепился как комедиант, который может любую неловкую ситуацию превратить в стенд-ап. Вот только не многие знаю, что этот парень в 7 лет был очень сильно травмирован.
Когда Дэвидсон и Апатоу познакомились и притёрлись друг к другу, то Дэвидсон рассказал ему историю своей жизни.
Он жил в обычной семье пожарного из Стейтен-Айленда, но однажды отец получил главный вызов на работу в своей жизни. 11 сентября 2001 года произошёл теракт, уничтоживший Башни Близнецы. Это была последняя рабочая смена Скотта Дэвидсона…
Трагедия настолько сильно шокировала маленького Пита, что он буквально рвал с себя волосы до тех пор, пока на голове ничего не осталось. Долгое время в его жизни были суицидальные мысли и долгое время ему было просто, мать его, больно.
Как он рассказывает, он старался бороться с ними и во многом ему помогала музыка рэпера Кид Кади. В его песнях он находил что-то близкое к нему самому:
Приятно знать, что твой герой проходит через то же, что и ты
Долгое время он слонялся без дела, тусил с друзьями, курил всякое и в общем-то, как он описывает тот период, был потерян в жизни. Всё изменилось, когда друзья подбили его выступить со стенд-апом в 16 лет.
Опыт понравился Дэвидсону и шаг за шагом он стал развиваться в комедийном поприще, а ещё чуть позже начал работать на TV. Так в его жизни появился SNL, который сыграл важную роль в его становлении, как артиста, но между тем он не забрасывал и стенд-апы.
ЭТО НЕ БИОГРАФИЯ
Окей, где-то тут можно было сказать, что “Король Стейтен-Айленда” - это чисто автобиография Пита Дэвидсона и при должном уровне невежества назвать фильм “карнавалом самолюбования”, но… Мы этого делать не будем, потому что есть куча важных деталей.
Во-первых, в жизни авторы нарочито сгущают краски, чтобы передать ощущения того периода жизни Пита. Отсюда и постоянная лень, дурацкие идеи, глупые выходки и… езда за рулём не глядя на дорогу.
Во-вторых, Пита и его матери не появлялся пожарник, который подтолкнул бы его что-то поменять в своей жизни. Вместо него были стенд-апы.
В-третьих, Пит не жил такой жизнью до 24 лет. Да, он жил в подвале материнского дома, но в 20 он уже снимался на MTV, а в 24 вышел его первый стенд-ап спешал!
Что-то тут не сходится. Это история с одной стороны рассказывает о Пите, но в то же время - это всё вымысел! Так в чём же тут дело?
Есть ещё одна важная деталь, которая немного проливает свет на происходящее: главного героя какого-то чёрта зовут не Пит, а Скотт! Так звали отца артиста.
Так в чём же главный прикол?
АВТОБИОГРАФИЯ БЕЗ БИОГРАФИИ
Вернёмся к режиссёру. Важной темой для Апатоу была “жертвенность”. Когда Пит рассказал ему свою историю, то долгие поиски были закончены.
Чем больше мы с Питом разговаривали, тем больше я чувствовал: "Вот оно". Мир пожарных - это мир жертв. Люди, которые готовы пойти на огромный риск, чтобы помочь другим людям
Простая, но откровенная история о том, как травмированный парнишка всю жизнь задаётся вопросом: “почему мой отец пожертвовал собой?”. Джадд и Пит решили устроить творческий союз, чтобы оба могли закрыть гештальты.
Кстати, у Пита и Джада есть ещё кое-что общее: песня «One Headlight» группы The Wallflowers. Пит часто слушал её с отцом в машине за год до 11 сентября и по понятным причинам она для него важна.
У Апатоу тоже есть своя история: именно «One Headlight» звучала из автомобильного радио, когда Джад и его жена, Лесли, поняли, что сегодня у них родится ребёнок. Режиссёр запомнил эту песню на всю жизнь. Вероятно именно по этим причинам в саундтрек добавили именно эту песню.
Всё сложилось и ребята решили снимать кино. Пит и Джадд вместе написала сценарий и продюсировали фильм, Дэвидсон сыграл главную роль, а Апатоу - поставил картину.
Для первого акта, в качестве экспозиции, они взяли жизнь самого Пита, чтобы передать отрешенность и замкнутость главного героя. Он боится сделать какой-либо шаг в сторону привычного быта. Можно в какой-то степени это назвать “зоной комфорта” и выход из неё одна из тем истории, но всё же главное здесь - это рассказать о травме, которая постоянно выражается в опасных для себя поступках. Они следствие того самого вопроса о жертве отца.
Он ценит память об отце и он не хочет его как-либо отпускать. Даже подшучивая над этой темой чувствуется, что это смех через боль. Защитный рефлекс, чтобы спрятать настоящие чувства. И всё же однажды надо будет показать их.
В его жизни появляется Билл… в смысле Рэй. Он работает… Стендапером, помощником адвоката, бывшим имперским снайпером и… пожарным. Последнее для нас самое главное, потому что по-факту главный героя “Короля” сталкивается с кем-то, кто сильно похож на его отца. А когда всё доходит до того, что он без пяти минут его отчим, то становится и иронично, и любопытно.
Вот представьте: чувак всю жизнь горевал по погибшему отцу-пожарнику и пытался понять его мотивацию в день смерти. У него даже есть алтарь с важными вещами, которые принадлежали отцу!
Мифическая, почти религиозная фигура для Скотта, но однажды его место заменяет другой пожарник. Он может дать все ответы, но тут появляется проблема: Скотт всю жизнь был единственным мальчиком в семье, а теперь тут появляется сигма-мужик, на фоне которого он проигрывает во многом. Кроме того появляется такая мысль: “какого хрена он теперь на месте моего Отца???”.
Это можно было бы принять за пару приличных античных комплексов и пойти по проторенной дорожке триллера… Но у нас тут история о другом. Тут у нас история о том, что парень не может отпустить память об отце из-за чего замыкается на самом себе и закрывает все возможные пути для перемен в жизни.
Рэй Бишоп приходит, ломает с ноги одну из закрытых дверей и, в переносном смысле, принуждает Скотта измениться, через столкновение с главным конфликтом: “зачем отец пожертвовал собой?”.
Самое забавное, что Рэй появился именно из-за Скотта, потому что уговорил ребёнка Рэя сделать тату. По-факту это идёт к теме того, что наши ошибки всегда будут встречать последствия, но тут это не просто последствия, а глобальные изменения в жизни! И нет, мы не призываем делать тату детям! Это дибилизм!
Дальше идёт дурная эскалация конфликта. Она классическая для подобных историй. Главный герой настроен негативно к переменам, из-за этого вырывается его истинное “Я”, он ссорится то с одним, то с другое, то с третьей, то со всеми и однажды это доходит до пиковой точки: его выгоняют из дома.
Главный герой впервые столкнулся один на один с пустотой, отчаянием и не пониманием. Чувствами, которые сопровождали всю его жизнь. Рефлексия, рефлексия и снова рефлексия, а потом признание ошибочности своего пути.
Я говорил, тут нет ничего сложно, но что мне кажется важным во втором акте - это то, что главный герой не становится стопроцентным мудаком. В нём есть и светлые черты, вроде, того, что он, хоть и с неохотой, сидит с детьми Бишопа и даже не на отвяжись это делает, а прямо погружается и помогает сыну Рэя с рисованием.
Но ладно, мы немного отвлеклись. Что же делает Скотт, когда его вышибли из дома? Он идёт встретиться один на один с тем, что его мучило. Он идёт в пожарную часть Рэя и просит его приютить.
Как признался Пит, пожарная часть из фильма была похожа на ту, в которой работал его отца, а запах внутри нее был такой же каким отдавало от отца после работы. Съёмки сцен с пожаром были очень тяжелы для Пита. Он вспоминал, как отец любил свою работу, но было грустно от осознания, что он больше никогда не сможет этим заниматься...
Скотт получает подработку в пожарной части, новых братюнь. Это конкретно меняет жизнь героя, но не потому что он перестал заниматься хернёй, а потому что у него впервые в жизни появилась конкретная цель, конкретная ответственность, которую он несёт перед другими.
Это дисциплинирует и показывает, как не плыть по течению, а натренировать себя так, чтобы удары судьбы не чувствовались.
Он раскрывает себя. Открывает запертые двери. Разрешает себе любить. И, в конечном счёте, понимает почему его отец сделал то, что сделал. Не из-за того, что он не ценил свою жизнь или жизнь своей семье. Нет. Он это сделал, потому что больше всего ценил жизнь.
Это простая, но важная мысль порой просто не доходит временами, но когда пропускаешь её в свою душу, то она оживляет всё, что когда-то было мертво. Даёт пройти сквозь тропу зла и слёз, но теперь без желания погибнуть, а со смехом и мощной жаждой жить.
Или как сказал сам Апатоу:
Юмор — это один из способов справиться с болью. Иногда в жизни случается что-то ужасное, вещи, в которые нельзя поверить. В такой момент ты можешь пошутить и этим снять напряжение. Это механизм преодоления. Со временем я стал выбирать все более болезненные темы *смех*. Моя мать умерла от рака, перед тем как я снял «Приколистов», и в какой-то мере я там исследовал свои собственные чувства. После «Короля Стейтен-Айленда» я смог еще лучше понять, как большая травма влияет на всю твою жизнь. Как друг и коллега Пита, я надеюсь, что работа над фильмом принесла ему некий катарсис. Ему пришлось придумать персонажей, основываясь на характерах своей матери, сестры и подружек. Такое глубокое погружение в собственные чувства — сложная работа.
Я не знаю, есть ли какой-нибудь фильм сложнее, чем этот. Он использует свою жизнь, чтобы создать историю, которая проливает свет на все, кем он был. Мы хотели найти способ добраться до чего-то вымышленного и в то же время очень правдивого
Две трети этой истории - вымысел чистой воды, потому что важным тут было не создать документальное кино, а некую терапевтическую историю.
Апатоу и Дэвидсон сделали эксперимент. Они создали из Пита и его отца одного героя, чтобы воздать должное. Отдать честь его поступку, чтобы показать важность и ценность своей жизни. Как бы не появлялась мысль “моя жизнь ничего не значит”, но всё же значит и очень многое, потому что, как говорится, “каждый главный герой своего собственного фильма”.
Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но смеем предположить, что подсознательное желание оправдать жертву отца часто двигало Питом. Из-за этого он решил снести границы. Не просто выйти из зоны комфорта и принять перемены, а попытаться стать ближе к кому-то и взять ответственность за себя. Сделать свою жизнь лучше.
Думаю, вы знаете, что не все комики веселые в жизни за сценой и не все художники счастливы при свете софитов. Порой истории создаются на основе боли. Как сказала великая Мэрил Стрип: “Возьми своё разбитое сердце и преврати его в искусство!”.
Для Пита этот фильм не только его частичная автобиография, а нечто большее. Через фильм он хотел отдать дань уважение своему отцу. Ведь не просто так его героя зовут Скоттом. Как его отца.
Авторы: Митя Докучаев и Никита Босс
Лонгрид подготовлен творческим союзом watchtower.
До скорого!