Викторианство, социализм и душевные терзания
Небольшой текст про не особо замеченный сериал по британскому готическому роману Сары Перри - "Змей в Эссексе".
Стоит отметить я сама почти пропустила этот сериал. Релиз в середине мая был обречён на не особую заметность в наших краях, по крайней мере для меня. Тем не менее, благодаря магии Хиддлстона я хотя бы узнала про факт экранизации. Дальше было легче.
Предыстория: первоисточник, производство и прочие П-слова.
Первое П - Первоисточник.
Книга Сары Перри, на которой базируется сериал вышла в 2016-м году, в 2018-м вышел перевод на русский (Фантлаб уточняет, что в конце 2017-го), а в 2019-м - на украинский (вдруг кому-то пригодится эта информация). Обложка у всех изданий по большому счёту одинаковая, так что держите оригинальную.
Книга экранизирована достаточно точно, так что не будет боле об этом. Если вы читали книгу, то главное изменение в финале, он более определённый.
На русском выходил ещё "Мельмот", роман 2018-го года, перевод вышел в 2020-м году, до меня не доехал, так что ничего не скажу про качество, но Фантлаб говорит, что это переосмысление "Мельмота-Скитальца" Чарлза Метьюрина.
Второе П - Перри, которая Сара и ещё и Писательница.
Госпожа Сара Перри родилась в Челмсфорде, Эссекс, в семье строгих приверженцев баптистской церкви, что непоправимо повлияло на неё, поскольку она росла без доступа к современному искусству, культуре и литературе. И все мы видим к чему приводит время заполненное классической музыкой, романами, поэзией и церковной деятельностью. Человек начинает писать книги. Избыток Библии короля Иакова, по её же словам, повлиял на стиль письма.
grown up in the shade of sin and the light of redemption
________________________
выросла в тени греха и свете искупления
Довольно интересно, что... странность воспитания не нанесла тяжких душевных травм Перри, а наоборот - дала почувствовать и создать свой собственный голос. "Джейн Эйр" в восемь, любимая кинозвезда в лице Клинта Иствуда (если что, дело было в 80-х), Дебюсси вместо "Oasis" (а это уже в 90-е), стихи Теннисона и иллюстрации к "Пути пилигрима" Баньяна.
К слову, докторская диссертация Перри, по творческому письму, показывала важность зданий в готической прозе, сквозь призму готики в творчестве Айрис Мёрдок.
Третье П - Производство и всё что около.
Сериал вышел на Apple TV+ (после "Ради всего человечества", я даже обрадовалась подобному), и был анонсирован ещё в 2020 году, с Кирой Найтли в главной роли, но сия леди в связи с короной решила остаться дома с детьми, так что каст подправился (имхо, к лучшему).
Срежиссирован сериал был руками Клио Барнард, английской режиссёрки и сценаристки, что ранее снимала "The Selfish Giant" (2013) по рассказу Оскара Уайльда и "Dark River" (2017) с Шоном Бином. Вообще там ещё были работы, но в этих я хоть за что-то могла зацепиться.
В ролях весьма интересная подборка актёров. Две главные роли - это Кора Сиборн, в исполнении Клэр Дэйнс (Джульетта в "Ромео + Джульетта", Ивэйн в "Звёздной пыли" и Кэрри Мэтисон в "Родине") и Уильям Рэнсом в исполнении Тома Хиддлстона (Кориолан в "Кориолане", Адам в "Выживут только любовники", Роберт Лэйнг в "Высотке", Джонатан Пайн в "Ночном администраторе").
Второстепенный состав - Люк Гарретт в исполнении Фрэнка Диллейна (я его знаю только по роли мелко-Волдика из "Гарри Поттера и Принца-полукровки"), Стелла Рэнсом в исполнении Клеманс Поези (Хлоя из "Залечь на дно в Брюгге" и Флёр Делакур из всё того же "Гарри Поттера"), Марта в исполнении Хейли Сквайрс (вообще не знаю кто это), Джордж Спенсер в исполнении Джамаэля Вестмана (тоже не знаю кто это).
Казалось бы, Хиддлстон должен перетягивать на себя всё одеяло актёрства, но, сюрприз-сюрприз, ничего такого не случается. Женская часть каста, да и мужской дуэт Диллейна и Вестмана вполне успешно удерживают внимание на себе, а Хиддлстон, что ж, он играет свою роль из "Багрового пика", сиречь ходит и пострадывает. Привлекательно пострадывает, шоб женская часть аудитории была довольна.
Сюжет, движимые картинки и не только.
Опенинг в сериале это отдельная форма искусства, стопка многозначительных религиозных символов, которые раскрывают свои загадки сугубо в процессе просмотра, но, при должном желании, позволяют предугадывать происходящее. Место в котором происходит сюжет плавно перетекающее в дела сердечные Коры и работу жизни Люка, переплавляющееся в Эдемское яблоко с двумя главными искушаемыми (а только ли ими?), колдовскими жабами, владелиц которых, как известно, надо не оставлять в живых, цветы перерождающиеся в ворона Одина, за которым в цветах сада (вероятно всё того же) прячется Змей, чей лик неуловимо схож с картой болот (и это я не акцентирую внимание на том, что эти же два символа неуловимо напоминаю матку, или у меня приступ СПГС-а, ой, всё).
Сюжет.
Дааа, я как-то поздновато про него говорю, но честно, он здесь не главное, как и в любом уважающем себя английском до мозга костей романе. У госпожи Коры умирает не особо любимый муж, её семейная жизнь жизнь была полна душевных травм и муж оставил возможность вести полуроскошную жизнь и сына аутиста.
Последний путь мужу Коры облегчает Люк, молодой и ретивый доктор, что в равной степени хочет медленно и печально утешить новоиспечённую вдовушку и продвинуть к новым горизонтам славное дело операций на сердце.
Вместе с Корой живёт компаньонка, подруга и социалистка Марта, которая чрезвычайно хочет помочь своей подруге пройти сквозь сложный период.
В целях облегчения вдовьей доли предпринято путешествие в Олдвинтер, где, по слухам, некий Змей пожрал местную девушку. Кора, с её любовью к палеонтологии и вере в возможность нахождения не вымершего динозавра с азартом ломится к приключениям. А в Олдвинтере, в первую очередь находится местный пастор Уилл, главной заботой которого является убеждение своей паствы в том, что никакого Змея нет, успокойтесь уже. Получается с переменным успехом. Зато у него очень красивые глаза.
И не менее красивая жена с звучным именем Стелла. Ведёт себя она как истинная жительница звёзд, преисполнившаяся познания и просветления, что, в принципе, не является плохим качеством для жены пастора.
Ну и где-то на относительно глубоком фоне бегает Спенсер, который пытается поддерживать Люка и подкатывать к Марте. Итог, как и процесс, будет довольно неожиданный.
Что же будут делать все эти люди? Ну-с... Надо обсудить вопросы веры. Веры в веру. Науки. Веры в науку. Преимуществ и недостатков научного и теологичного познания действительности. Проблематику предрассудков. Проиллюстрировать всё это. Наглядно. Обсудить социальное неравенство, с вопиющими примерами конца XIX-го века. ПЕРЕТРА, ой, простите, познать друг друга в библейском смысле и отрефлексировать и отстрадать это. Сделать "ой, всё", переобижаться, помириться, найти устраивающий всех, хотя и экстравагантный компромисс, к которому одна звёздочка склоняла все шесть серий. Получить хэппи-энд. Бинго. Вы узнали сюжет "Змея в Эссексе" не узнавая сюжет "Змея в Эссексе".
Ирония в том, что даже если бы я заспойлерила сюжет от начала и до конца, со всеми перипетиями и деталями, это не было бы особо важно. Прелесть подобных сериалов в процессе, в происходящих событиях. В том как Кора не понимает флирт, и том, как это отыгрывает Клэр Дэйнс; в том как дилемма веры и желаний Уилла отражается на лице Хиддлстона; как тонкие намёки Стеллы толкают сюжет и как истлевает её персонаж в теле Клеманс Поези; как Люк и Марта безуспешно пытаются донести свои чувства и желания до несколько инфантильной Коры (и это я сильно преуменьшаю масштабы проблемы); а, ну и есть Спенсер, но он просто хороший мальчик, концентрированное уруру и мимими.
Ещё есть медленно нагнетаемая атмосфера, которая выстреливает в конце, или в середине, или ещё где-то. В общем нагнетание и разрядка тут важны.
Хотя и про юмор не забывают. Для явления русских титров тыкните в картинку.
Движущиеся картинки.
Это удивительно красивый сериал. Учитывая серо-болотную эстетику Вальгаллы, можно было бы ожидать тоскливого и унылого зрелища, но сериал наоборот, поражает своеобразной красотой. Неторопливость, неспешность и размеренность происходящего только помогают вглядеться в красоты пейзажей, выставленные ракурсы, освещение и прочая и прочая.
Туть спойлер, большой, но красивый, так что открывайте на свой страх и риск -
Саундтрек.
Отдельного упоминания заслуживает саундтрек с лёгкими нотками "Sunless Sea", чуть более меланхоличного, но столь же тревожного.
Итог.
Это хороший сериал с отличной актёрской игрой, сюжетом, атмосферой, стилем, музыкой, наличием исторически оправданных квот, поднятием важных вопросов, высмеиванием душевных терзаний трепетных натур (да-да-да, рефлексировать это несомненно важно, но иногда стоит вспоминать, что есть люди у которых могут быть технические проблемы с рефлексией глубоких душевных проблем в связи с объективными проблемами из физического мира) и который ещё и является хорошей экранизацией. Из минусов, возможно "Змей в Эссексе" чуть более ориентирован на женщин, чем вам бы хотелось. Но что вы хотите от неовикторианской истории?