«В мире Толкина тяжело представить эльфов с тёмной кожей»: эксперт по «Властелину колец» — о каноничности сериала
Толкинист считает, что в «Кольцах власти» полно тем современной повестки, и сценаристам стоило изобретательнее помещать их в лор.
Поговорили с Игорем Савиным, администратором крупнейшего сообщества ВК, посвящённого «Властелину колец», о грядущем сериале про Средиземье от Amazon.
Узнали, почему знатоки лора заранее критикуют шоу, правильно ли сценаристы понимают творчество Толкина и почему настороженность вызывают даже трейлеры.
Сериал от Amazon по «Властелину колец» ещё не вышел, а знатоки лора уже недовольны. Неужели на уровне трейлеров показали что-то, что не увязывается с каноном и слишком бессовестно портит первоисточник?
Знаете, с сериалом есть одна большая проблема. Нам в каждом интервью создателей и в каждом трейлере напрямую или иносказательно повторяют одну и ту же мысль: «Раньше было плохо, вот сейчас мы вам покажем правду».
И когда мы начинаем смотреть трейлер, то заранее думаем, что он будет плохим.
Потому что в центре всего не ценности Толкина, которые вполне успешно прошли испытание временем и актуальны даже сейчас, и не мысли из адаптации Джексона, которая, как бы мы, толкинисты, к ней ни относились, является признанным шедевром кино, а темы феминизма, самоидентификации, расового и гендерное равенства. Решение проблем современного американского общества, а не фэнтези.
Насколько бессовестно подменять таким оригинальные идеи книг? Не знаю, если честно. Но лично мне это не совсем по душе.
Ведь фэнтези — это очень требовательный жанр. И помимо стройной внутренней логики, чтобы верить в то, что происходит в истории, нам нужно сопереживать персонажам, испытывать к ним положительные эмоции. Если смотреть с заранее плохим настроем, то хочешь не хочешь, а зацепишься за любую мелочь, которая помешает поверить в устройство фэнтезийного мира.
В плане канона это, конечно, коротковолосые эльфы, безбородые женщины-гномы и темнокожие персонажи там, где их не могло быть в оригинале. Первые два фактора — это придирки чистой воды, но на них заостряешь внимание, потому что нет эмоциональной связи с персонажами, которая помогла бы закрыть глаза на какие-то оплошности.
То есть, пускай и фильмы Питера Джексона отступали от канона, меняли персонажей, режиссёр не стеснялся переиначивать Толкина, это получалось как-то оправданнее? Нововведения, которые можно разглядеть в трейлерах, чем-то хуже?
Ну, Джексон хотя бы пытался. То есть, если в фильме Джексона мы видим светловолосых эльфов-нолдор (что ошибка), то мы понимаем, что он это сделал не потому что он старается спорить с Толкином, а потому что он этого просто не знал или не понял какой-то тонкость. И при этом у него отдельно от книги получилась достойная картинка: мы сразу понимаем, что это эльфы, а не кто-то другой.
После трейлеров «Колец власти» кажется, будто над сериалом работают две группы людей. Одна из них безумно любит Толкина и очень уважает Джексона, и эта группа рисует архитектуру эльфов и людей, придумывает пейзажи, воплощает на экране Два Древа, занимается кастингом старых персонажей.
А вторая группа всё это ненавидит, и занимается постановкой боёв, сюжетом и вопросами расового разнообразия.
И поскольку именно сюжет — это главное, и именно он в трейлерах очень хромает (даже в сравнении с трейлером «Властелина Колец», а не с самим фильмом), то я в этом плане испытываю очень большую настороженность. И, судя по всему, не я один.
Коротковолосые эльфы и безбородые женщины-гномы — это придирки, а темнокожие персонажи? На самом деле в комментариях о сериале я чаще прочего вижу не какие-то глубокие раскопки лора и сравнение показанного с «Сильмариллионом», а претензию, что появились темнокожие эльфы и гномы. Это действительно настолько идёт вразрез с тем, что писал Толкин? Разве эльфов с тёмной кожей в Средиземье не может существовать?
Это просто самый заметный момент. Это объясняется обычной психологией: когда мозгу скучно, или когда он видит, что что-то не так, он начинает усиленно искать, а что именно не так. И, естественно, цвет кожи — это первое, что бросается в глаза. Простой зритель будет акцентировать внимание именно на нём, даже если главные проблемы совершенно в другом.
Но в целом, это просто выплеск раздражения на всю индустрию кино и игр. Тут показателен момент, что когда возник этот флешмоб с комментариями под тизером, о том, что зло не может создавать, только извращать. Так вот, люди писали фразу, которая на самом деле не принадлежит Толкину. Ну о каком лоре может идти речь с таким-то подходом?
Люди просто устали от слишком большого количества «повестки» в окружающей культуре, лор тут не особо при чём.
Что касается канона, то да, в мире Толкина тяжело представить эльфов и гномов с тёмной кожей. Просто потому что Толкин писал мифологию северной Европы, и как мы не можем представить какого-нибудь сатира азиатом, так и темнокожий эльф просто выглядит неуместно.
Лично у меня главная претензия к тому, что авторы не смогли подойти к этому вопросу с хоть какой-то фантазией. Потому что подстроиться под требования современной индустрии и соблюсти при этом основные моменты из книг — это вполне посильная задача. Достаточно было, например, сделать парня полуэльфом, рассказать про особенное южное племя гномов или вообще сделать главным героем темнокожего персонажа-харадца: благо, с Харадом Нуменор активно торговал. В общем, проявить хоть какую-то изобретательность.
А вы слышали, что шоураннер отверг утверждения о том, что сериал следует «повестке», и в целом рассказал о своём отношении к работе с материалом? Покажу вам цитату.
Толкину было крайне важно то, что он занимался не аллегорией, не комментировал события своей эпохи или какой-либо другой. Он не пытался вложить в свои работы высказывание о политике его времени. Он хотел создать миф, который был бы вне времени.
И мы стремились к тому же — этой цели служил каждый выбор, сделанный нами во время работы над сериалом. Мы не хотели адаптировать материал так, чтобы он потом казался устаревшим. Мы стремились создать что-то вневременное. Ведь книги именно поэтому до сих пор вызывают отклик у столь многих людей — они не устарели ни на день. И мы старались сделать сериал таким же. И, на мой взгляд, когда зрители увидят его, увидят персонажей, истории и миры и их контекст, это вызовет у них тот же отклик.
Не думаю, что сейчас, пока сам сериал не посмотреть, можно спорить с тем, насколько сценарист и правда придерживался этих принципов. Но мой вопрос в другом — а придерживался ли их сам Толкин или шоураннер приписал ему свои взгляды?
Ну, в целом да, насчёт отсутствия аллегории — это правда, а вот насчёт намерений Толкина, я бы сказал, что всё не совсем так.
Он больше писал для себя самого (ну, и для своих детей), чем ради того, чтобы что-то кому-то высказать. Он придумал эльфов, потому что ему хотелось лично для себя придумать мир с живым эльфийским языком, а не потому что он хотел сделать что-то «вневременное».
Если вам интересно узнать не только, почему толкинисты не доверяют грядущему сериалу, но и за что они недолюбливают экранизации Питера Джексона, почему Кольцо Всевластия именно золотое и кто в иерархии злодеев Средиземья главнее Саурона — читайте наше большое интервью с Игорем.
В нём мы обсуждаем лор, а не «повестку».
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»
Люди просто устали от слишком большого количества «повестки» в окружающей культуре
Более базированной истины не существует.
Причем максимально топорно пропихнутой повестки
Комментарий недоступен
Толкиен: пишет книгу об опасности индустриализации и войны
Фанаты: вот у Толкиена не было повестки!
Комментарий недоступен
Сейчас местные эксперты объяснят толкинисту, что он не прав и никакой повестки нет
В так называемых "свидетей повестки" запишут. А, еще в расистов.