«Дюна» (2021): Удалённые и альтернативные сцены
Привожу список вырезанных сцен и размышляю над тем, в чём проблема кинотеатральной версии «Дюны». Использую разные версии сценария, интервью, фото, видео и концепт-арты, накопленные за всё это время.
Если смотреть на всю фильмографию Дени Вильнёва в целом, то он сравнительно недавно ворвался на поле научной фантастики, где удалось поработать сразу с двумя высокобюджетными фильмами. Выяснилось, что снимает-то канадский постановщик много, но часть отснятого материала отправляется прямиком в корзину и принципиально не выпускается на дисках.
И я бы не обращал на это особого внимания, если бы не ситуация с его последними картинами. Во время производства «Бегущего по лезвию 2049» создатели задумывали разделить сиквел на два отдельных фильма, но задумка реализована не была. Зрителям остаётся только гадать, чего же оттуда выкинули в угоду более ограниченного хронометража.
История с «Дюной» несколько иная. Эта экранизация старается верно следовать сюжету книги, пусть и со своими нововведениями. Но проблема не в том, что «книга всегда лучше». При трансформации литературного материала в киноязык авторы адаптации всегда переделывают его под себя. Но насколько им удаётся сохранить дух первоисточника и гармонично выстроить нарратив — уже другой вопрос. Выглядит ли история полноценной и самостоятельной в разрезе книги или отдельной её части?
Вначале пройдёмся по вырезанным фрагментам, а в конце подведём итог, где я также поделюсь некоторыми мыслями.
Список приблизительный. Не все из описанных здесь эпизодов могли быть отсняты, что-то осталось только на бумаге. Но они проливают свет на некоторые моменты, оставшиеся за кадром. Я специально привожу отрывки из последней версии сценария, датированной 19 июня 2020 года (**), когда съёмки были в самом разгаре. Много взято также из ранней версии от 24.09.18 (*). Некоторые фрагменты не удалось найти ни в одном из приведённых текстов, но они точно были сняты если не во время основного производства картины, то в ходе запланированных досъёмок год спустя летом 2020 года.
1. ВСТУПЛЕНИЕ: Закадровый голос под стилизованную графику вводит незнакомого со вселенной «Дюны» зрителя в курс дела.
По описанию из сценария (*), действие происходит в древнем святилище Бене Гессерит, где мы перемещаемся от одной замысловатой мозаике к другой. Изображения подписаны изящной каллиграфией, струящийся по поверхности.
Голос Преподобной Матери Мохиам рассказывает про машины, джихад, великие школы, о развитии интеллектуальных способностей человека, о значении Бене Гессерит. В кадре показаны визуальные отличия между ментатами, гильд-навигаторами и сёстрами БГ. В конце рассказа Мохиам подчеркивает особую важность пряности для цивилизации и указывает место её добычи — планету Арракис, также известную среди местных жителей как Дюну.
По задумке этот вариант схож с прологом из официальной расширенной версии фильма Дэвида Линча, где «говорящую голову» Ирулан решили заменить на более подробный рассказ про лор, сдобренный иллюстрациями:
2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЛОГ: Тайная миссия Дункана на Арракис.
В книге упоминалась, но в раннем сценарии фильма (*) сцене уделено особое внимание. Она разворачивается сразу после вступления с мозаикой.
Привожу полное описание:
ЭКСТ. ОРБИТА АРРАКИСА
На фоне звёзд вырисовывается планета с пустынным миром. На её экваторе медленно бушует огромный ураган цвета ржавчины. К поверхности планеты устремляется корабль-невидимка: изящное двухместное судно с затемнённым корпусом без опознавательных знаков.
Пилот сидит на переднем сиденье, его лицо скрыто под визором из чёрного стекла. Позади него находится десантник в высокотехнологичной люльке.
ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ
Корабль погружается в атмосферу планеты: над корпусом с визгом свистит пар. Трение накаляет содрогающийся фюзеляж до красного свечения. Издалека мы видим, как корабль сверкает подобно падающей звезде. Внизу море песчаных дюн сочетается со скалистым хребетом. Корабль устремляется в пустыню с ужасающе быстрой скоростью. В последний момент пилот резко поднимает корабль, десантник чувствует жёсткую перегрузку. Судно скользит над дюнами на высоте ста метров.
Впереди им навстречу несётся скалистый хребет. Пилот подаёт рукой сигналы десантнику. Тот отвечает, стуча кулаком по корпусу. Готов. Пилот резко набирает высоту, стремясь в стратосферу, и когда корабль поднимается, открывается десантный отсек. Человек спрыгивает без парашюта. Просто тёмная фигура в свободном падении.
Сцена снята по той же технологии, что и космические эпизоды в «Человеке на Луне» (2018). У «Дюны» с тем фильмом общий VFX-супервайзер, Пол Ламберт, двукратный обладатель «Оскара» за лучшие визуальные эффекты.
ПЛАН НА ДЕСАНТНИКА
Он активирует антигравитационную подвеску, прикасаясь к своему поясу. Слышен гул, поскольку суспензорное поле борется с силой тяжести.
Съёмки приземления происходили в пустыне Иордании.
ЭКСТ. СКАЛИСТЫЙ ХРЕБЕТ — ДЕНЬ
Десантник появляется в поле зрения, быстро замедляясь и приземляется на ноги, выдерживая удар.
Он снимает шлем. Это широкоплечий человек, поджарый и чисто выбритый. Возраст под тридцать. От него исходит спокойствие и профессионализм. Он — Дункан Айдахо. Персонаж снимает рюкзак со спины, достаёт из него рапиру с кинжалом в ножнах и вешает оружие на пояс.
Дункан осматривает горный хребет, щурясь от солнца. Достаёт фляжку и немного отпивает воды, после скрывается из виду. Позади него море дюн простирается вплоть до горизонта.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ТИТР: ᑐ ᑌ ᑎ ᕮ
По хронологии сцена происходит после встречи с Полом в ангаре Атрейдесов на Каладане, добавив которую создатели решили показать близость между двумя персонажами в самом начале фильма. Но под нож угодил тайный десант Дункана на Арракис. По мнению режиссёра, он не соответствовал духу романа.
3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЛОГ: Леди Джессика в школе Бене Гессерит.
В интервью The Hollywood Reporter режиссёр рассказал об идее показать прошлое Джессики, когда она ещё училась мастерству БГ на Валлахе IX.
4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РАКУРС СЪЁМКИ: Раббан со своими людьми выходит из здания.
В нынешнем прологе Арракис показан под властью Харконненов. В коротком моменте Раббан смотрит на жукоподобные комбайны — ранее один из них подвергся нападению со стороны фрименов.
5. РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ: Войска Харконненов покидают Арракис.
Вполне возможно, что и по этому эпизоду прошлись монтажные ножницы. В прокатной версии фильма мы видим огромный транспортный корабль, совершивший посадку в космопорте.
Однако на финальных концептах Дика Ферранда он ещё и проплывает над Арракином в окружении мелких кораблей сферической формы.
6. Вечеринка по случаю отправки Дункана на миссию.
Последняя ночь Дункана на Каладане. На закрытой тусовке присутствуют офицеры высшего звена, а также Гурни Халлек и Лето Атрейдес. Мероприятие в самом разгаре, некоторые даже танцуют на столе. Между персонажами происходит короткий диалог, в котором Гурни проявляет скепсис насчёт ситуации с передачей Арракиса Дому Атрейдес. К теме подключается герцог и говорит о том, что Атрейдесы должны быть готовы к чему угодно. Здесь же он решает сбрить Дункану бороду, потому что тот похож «на варвара». При установлении контакта с фрименами человек герцога должен выглядеть презентабельно.
Гурни передаёт герцогу триммер. Дункан шутливо начинает сопротивляться, но его удерживают. Все смеются.
7. Дункан покидает Каладан.
Действие происходит снаружи Каладанского замка на рассвете следующего дня. Идёт погрузка на корабль-невидимку. Дункан направляет к нему как вдруг что-то заставляет его остановиться, повернуться и посмотреть на замок. Зритель видит его лицо, теперь оно гладко выбрито. Взгляд Дункана устремлён на окно, у которого стоит Пол, наблюдая за отбытием друга. Дункан машет ему рукой на прощание.
И в этот момент они оба желают, чтобы слова Дункана о своей гибели оказались правдой: возможно, Пол не предвидел будущее, а лишь один из возможных его вариантов.
Корабль Дункана взлетает в жестком вихре пыли и исчезает в голубом небе Каладана.
8. Подготовка к переезду на Арракис.
Солдаты и прислуга замка помогают Полу переносить личные вещи из покоев.
Ещё в артбуке упоминается ночная сцена с Полом в окружении охраны, но более никаких подробностей не приводится:
9. РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ: Пол изучает Арракис с помощью фильмокниги.
В конце лекции он пытается имитировать песчаную походку, чего не было в итоговом варианте фильма. Намного позже, уже оказавшись с матерью в реальной пустыне, Пол подходит к этому со знанием дела.
10. РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ: Тирада Гурни о Харконненах после тренировочного поединка с Полом.
В сценарии монолог Гурни был более подробным. Он прямо говорит о том, Раббан убил всю его семью, оставив шрам на лице Халлека в напоминание.
Персонаж проводит пальцем по шраму от инквинскогохлыста. В прокатной версии на этом хлысте акцентируют внимание в самом начале:
Но позже никак не объясняют зрителю причину такой лютой ненависти Гурни к Харконненам.
11. Джессика учит Пола искусству обращения с клинком в стиле Бене Гессерит (как часть прана бинду).
Пола натаскивают не только боевые инструкторы, но и родная мать, обучая сына приёмам Ордена. В самом конце фильма не в последнюю очередь благодаря этим навыкам Пол одерживает победу над Джамисом, а Джессика легко скручивает Стилгара.
12. РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ: Испытание Гом Джаббаром.
Пример расширенного диалога из сценария (**):
Пол: Потому что я сын герцога?
Преподобная мать: Потому что ты сын Джессики. У тебя есть нечто больше, чем просто право по рождению. Ты доказал, что можешь контролировать себя. Теперь тебе следует научиться контролировать других. Это то, чему никто из ваших предков так и не научился.
Теперь сравним как это было в прокатной версии:
И в более полном варианте:
13. Разговор между Полом и Суфиром Хаватом на Каладане.
Больше всего в прокатной версии пострадали линии с ментатами и доктором Суккской школы. У Хавата было заметно больше экранного времени. Так он появляется в кадре ещё на Каладане. Диалог между ним и Полом идёт примерно в том же духе, что и в оригинальном романе.
Пол: «Знаю, Суфир. Я сижу спиной к двери. Но я узнал тебя по шагам».
14. Сцена в конюшне (Каладан)
Перед отбытием на Арракис Пол преподносит конюху подарок в виде лошади. Об этом писалпользователь с Reddit. Позже информация подтвердилась: Warner Bros выложили на странице-презентации фильма фичуретку с этими кадрами.
Забавно, что это не первая «лошадиная» сцена, которую Вильнёв вырывает из собственного фильма. Из «Бегущего по лезвию 2049» убрали эпизод со сном:
15. Стилгар идёт по пустыне и замечает хайлайнер Гильдии, зависший на орбите Арракиса. На планету начинают приземляться корабли Атрейдесов.
Мы видим пустынную походку в исполнении Стилгара:
Кадры из самого первого тизера. Стилгар замечает хайлайнер в небе:
Финальный концепт: очертания хайлайнера в небе:
16. Не то видение, не то флэшбек с сёстрами Бене Гессерит на Арракисе.
17. Гурни и Лето находят «подарок» барона.
По прибытии в резиденцию Гурни с Лето обнаруживают сундук с напутствием от барона и своеобразным подарком — куче отрубленных пальцев, принадлежащих добытчикам пряности.
«Добро пожаловать на Арракис, мой дорогой кузен Лето. Здесь есть чему поучиться. Подумал, что вам бы пригодилась парочка моих подсказок».
18. Доктор Юэ передаёт Полу экземпляр Оранжевой католической библии.
В конце Юэ говорит, что библия раньше принадлежала его жене Уанне. Она очень дорожила книгой.
18.1. Джессика тренирует Пола использовать Голос.
В самом начале фильма уже была похожая сцена, но судя по этому кадру обучение продолжается и по прибытию на Арракис.
19. Джессика находит тайное послание от Марго Фенринг.
20. Хават со своими людьми сканируют стены в поисках оператора охотника-искателя.
Визуализация исполнена компанией Territory Studio. Через некоторое время после публикации на странице-портфолио по фильму этот материал был удалён с сайта.
21. Разговор между Полом и Хаватом после покушения.
По воспоминаниям актёра, исполнившего роль Хавата:
«В нашем сценарии Пол говорил ему [ментату]: «Благодаря твоим тренировкам я смог побороть охотника-искателя». Это помогло Хавату сохранить репутацию, хотя его прошение об отставке было искренним желанием донести до герцога: «Найдите кого-то другого, потому что мне не всё равно».
Этот момент наглядно иллюстрирует мотивы Хавата об уходе и его вклад в обучение Пола. Но в прокатной версии, Суфир выглядит никчемным стариком, на которого орёт герцог.
22. Интеллектуальная битва между ментатами.
В раннем сценарии (*) интеллектуальное противостояние между двумя ментатами изображалось, как если бы эти двое были гроссмейстерами, ведущими битву на шахматном поле не на жизнь, а на смерть. Оба управляют терминалом, на котором в виде голограмм отображаются массивы данных. Специальная сфера у руки позволяет тонко управлять информационным пространством. Сцена показана через параллельный монтаж, одновременно в ней участвуют Пол, Хават на Арракисе и де Фриз с бароном на Гьеди Прайм. Обе стороны просчитывают стратегию борьбы друг с другом.
23. Разговор между Джессикой и Юэ, в ходе которого доктор рассказывает о своей жене.
Второй раз за сценарий упоминается Уанна. Обе эти сцены точно отсняты, но вырезаны из прокатной версии. Теперь о некой жене зритель узнаёт лишь тогда, когда Юэ спешно рассказывает герцогу причину своего предательства во время операции по пересадке зуба.
24. Более жёсткий возрастной рейтинг.
Режиссёр не скрывал, что изначально хотел сделать из своей «Дюны» нечто напоминающее «Звёздные войны», только более взрослые и мрачные. Но взрослый возрастной рейтинг R не сильно способствует привлечению молодой аудитории в кинотеатры.
Тем не менее во время препродакшна создатели ни в чём себя не ограничивали. Это видно на примере концепт-арта с голыми узниками на Салусе Секундус:
Их глотки перерезаны, стекающую кровь используют для особого ритуала сардаукаров. В фильме тела жертв не настолько обнажены:
25. Диверсия на Гьеди Прайм.
Покушение на Пола и саботаж во время эвакуации комбайна — звенья одной цепи, результат агентурной работы Харконненов на Арракисе. В зале совещаний Атрейдесы приходят к выводу, что сконцентрировавшись на пустынной планете Харконнены могли ослабить свои силы на родной планете. Этим воспользовался герцог, приказывав снарядить на Гьеди Прайм специальный отряд из коммандос перед которым стояла задача по уничтожению незаконных запасов пряности барона.
Возглавляет отряд человек из близкого окружения герцога, офицер Ланвиль. Он часто мелькает в фильме. Его роль исполняет Роджер Юань, постановщик боёв «Дюны». Я выпускал отдельную статью про его работу.
Концепты коммандос Атрейдесов:
В ходе операции запасы частично уничтожаются. Именно поэтому барон сразу после захвата власти на Арракисе требует от Раббана повышения оборотов добычи. Нет точных свидетельств о том, снимали ли этот эпизод вообще, но в концептах Дика Ферранда локация присутствует:
Ланвиля захватывают в плен. Но на этом арка персонажа не заканчивается. Он ещё должен появится во второй части на гладиаторском поединке против Фейда-Рауты. В сценарии (*) этот момент прописан отдельно:
Если в следующем фильме Роджер Юань действительно будет играть гладиатора, то теряется вся изюминка такого появления. В прокатной версии он маячит в кадре время от времени, но не достаточно для того, чтобы зритель смог его хорошенько запомнить. Эпизод с диверсией даёт персонажу больше экранного времени и внимания. Могу предположить, что сцену припасли для второй части. Мы видим в самом начале картины, как отряд Атрейдесов наносит болезненный удар по запасам барона. Вильнёв обещал много экшена в сиквеле, чем не повод воспользоваться такой возможностью?
26. Пол и Лето обсуждают легенду о Лисан аль-Гаибе.
Пол: «Как я могу избрать собственный путь, если моя судьба была уготована ещё до рождения?»
27. Послание от герцога.
Лето общается с Дунканом с помощью языка жестов. Перевод субтитрами:
Отправляешься на рассвете. Передай послание фрименам.
Герцог даёт ему маленький предмет.
Никому не доверяй.
Айдахо кланяется и уходит, оставляя Лето наедине со своими мыслями.
28. Какой-то небольшой эпизод в покоях Пола.
Вероятно перед банкетом.
29. Планетолог посещает кабинет Лето.
Сцена упоминается в артбуке фильма. Тут мы видим Кайнз в нарядной одежде с украшениями. В таком виде больше она нигде не появляется в прокатной версии. Предположим, действие происходит во время банкета или примерно где-то около того.
30. Банкет.
Званному ужину, на котором присутствуют представители местной элиты и контрабандист Туек, посвящено много страниц.
Пока не удалось установить, была ли эта сцена полностью снята, но есть кадры, с Атрейдесами в полном составе на фоне стола.
Это точно не военное совещание. Как мы знаем из фильма, его не посещала Джессика. Хотя возможно эти кадры относятся к другому эпизоду, а на банкете она была одета в красное платье — то самое, что в сцене с Хаватом после покушения.
31. Гурни играет на балисете и поёт.
Вильнёв жалел, что ему пришлось удалить эпизод, где Гурни играет в казарме среди солдат. Музыка писалась Хансом Циммером. Одновременно с этим мы видим Джессику и Лето, засыпающих в постели. Затишье перед бурей. Силовое поле резиденции мерцает в лунном свете. Вскоре вероломный доктор совершит свой роковой поступок и отключит защиту.
32. Сцена между Питером и пленённым Хаватом.
Из сценария (*):
ЭКСТ. АРРАКИНСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ — Балкон 93
Военные корабли Харконненов торжественно нависают над раздираемым войной городом. На улицах раздаются оружейные залпы и крики агонии. Питер де Фриз стоит и наблюдает за происходящим вместе с измученным и избитым Суфиром Хаватом, к которому приставлена охрана из четырёх сардаукаров.
Питер: Ты вёл старую игру со своими шпионами и привычными стратегиями так, как будто вы находились на Каладане. Но это Арракис! Основа вселенной! Ты слишком медлил и не осознал, как сильно мы его желаем. Cколько мы бы потратили и сколько сэкономили. Твои подсчёты не были достаточно тщательными. [Касается своего виска] Шах и мат, дружище (это намёк на эпизод с «интеллектуальными шахматами» из пункта 22).
Униженный Хават не отвечает.
33. Барон в сопровождении охраны перемещается по резиденции — больше отснятого материала.
Ещё один обработанный в фотошопе кадр:
34. Сцена пытки.
В одном из интервью Дэвид Дастмалчян говорит о короткой совместной сцене с Раббаном, где его персонаж пытает до смерти какого-то беднягу. Скорее всего действие происходит после захвата резиденции и в качестве жертвы выступает пленённый человек Атрейдесов.
35. Барон посещает захваченную в плен Джессику.
Там, в первом фильме, есть сцена — я видела отснятый материал, но его вырезали. Момент, где наших героев, Пола с Джессикой, похищают прямо перед тем, как закинуть в орнитоптер... Джессика лежит со связанными руками и ногами посреди огромного открытого пространства на ковре, камера снимает её сверху. Лежит в такой крошечной позе эмбриона. Какое-то существо опускается на героиню и наваливается на неё массой своего тела. И вы видите, что это Владимир Харконнен. Он буквально выдавливает из Джессики воздух, она не может дышать. Чуть глаза не вылезают из орбит, а он что-то шепчет ей на ухо. Вот это всё было вырезано.
Меня печалит тот факт, что когда вы узнаете [что Джессика — дочь барона ], эта сцена приобретает действительно необычную динамику, потому что она по-своему чувственная, сексуальная и вообще дикая. Это заставило бы нас задуматься о природе их взаимоотношений. Мне интересно, не поэтому ли он [Вильнёв] вырезал её? Потому что во время этого личного момента между нами устанавливалась связь. Мы были в комнате наедине друг с другом. Это одна из моих любимых сцен и мне её жалко, но такое [удаление материала в процессе монтажа] всегда случается, верно»
Есть фото со съёмок:
36. Короткий разговор между Раббаном и техником/медиком после покушения на барона.
Действие происходит во дворе резиденции. Барон перемещён в камеру дезинфекции, идёт процедура обеззараживания. Раббан в ужасе смотрит на происходящее с широко раскрытыми глазами.
Диалог из сценария (*):
Раббан: Как он выжил?
Техник: Его силовой щит замедлил действие газа и ограничил воздействие на организм. Масса тела, мм… тоже сыграла свою роль.
Раббан: Он выкарабкается?
Техник: Если вы того пожелаете.
Раббан наклоняется поближе.
Раббан: Умрёт он — умрут и все, кого ты любишь.
Эпизод подчеркивает безграничную верность племянника к своему дяде, единственному человеку, которого Раббан боится и уважает, даже когда тот находится на грани смерти. Трагизм в том, что барон использует Раббана как пешку в своих политических играх.
37. Барон узнаёт про диверсию на Гьеди Прайм
После дезинфекции барон проходит лечение в ванне с чёрном субстанцией. Мы видим эту сцену в прокатной версии, где его посещает Раббан.
Однако сам диалог про «доить Арракис» и «убить их всех» происходит позднее в покоях герцога Лето. После того, как барон узнаёт о диверсии на Гьеди Прайм, он приходит в ярость и убивает подручных рабов. Действие не прописано в сценарии, но их тела уже лежат на полу, когда в комнату осторожно входит Раббан и видит дядю абсолютно голым.
Судя по увиденному во второй «Дюне» , этот вариант сцены решили вытащить из архива и задействовать в новом фильме.
38. Барон вербует Хавата себе на службу.
После гибели личного ментата вакантное место освобождается и барон, как и в книге, предлагает Хавату перейти в стан Харконненов.
Он и врёт и манипулирует, назначая предательницей леди Джессику. По книге Хават действительно подозревал наложницу герцога, но в итоговом варианте фильма нет ни сцены напряженного диалога между Джессикой и ментатом, ни совместного эпизода с бароном. От замысла Харконненов посеять паранойю среди Атрейдесов в фильме остаётся лишь мокрое место.
39. Гурни переживает нападение и вместе с остатками Атрейдесов добирается до поселения контрабандистов.
И вновь в сценарии упоминаются контрабандисты, а на банкете присутствовал даже их представитель. В прокатной версии линиями с ними полностью вырезана.
40. Совет от Чани.
По пути в ситч Чани советует Полу не задевать кусты, иначе там останутся следы в виде ниток. Это поможет недругам вычислить местоположение поселения фрименов.
41. Ситч Табр.
Действие в раннем сценарии (*) заканчивается позже. Герои успевают прибыть в ситч, обустроиться и принять участие в церемонии с Водой жизни. По неофициальной информации с закрытых показов, фокус-группам показывали сборки фильма с разными концовками. Если эти сцены в действительности и были отсняты, то очевидно, что их оставили для следующей части.
Теперь выясним, действительно ли ранние сборки фильма шли гораздо дольше окончательной версии. Слухи слухами, но что насчёт прямых доказательств? В прошлом году выходило большое интервью с монтажёром фильма Джо Уокером, где приводятся скриншоты видеоредактора, в котором он работал. Увеличиваем картину и обращаем внимание на правый нижний угол, шкалу времени:
Хронометраж составляет уже больше 3 часов 20 минут, это почти на час длиннее прокатной версии. Информацию о более длинной сборке фильма подтверждает один из участников международной фокус-группы:
Я уже могу говорить: видел фильм ещё в июне [2021 года]. Он тогда шёл 3:40 примерно. И это был скрининг для международной фокус-группы. И мы все написали — красиво, но нельзя такое выпускать. И в июне Ворнеры были бы счастливы, если бы он окупился. Где-то в середине августа я уже видел финальный монтаж и написал, что да, теперь всё ок. И на основе этих данных (я просто объясняю, но и сам всех тонкостей не знаю) составили вилку финансового прогноза. Типа если фильм ее пройдёт — сиквел будет.
Если вам кажется, что полную версию хотят только упёртые фанаты и знатоки книги, то обратимся к мнению человека, который непосредственно участвовал в съёмках. Джейсон Момоа прямо высказывался о необходимости выпуска расширенной версии ещё до релиза фильма:
Знаете, что им нужно сделать? Выпустить 4-6 часовую версию. Это как «Давайте посмотрим четырёх-пятичасовой фильм в виде сериала». Я желаю видеть полное не обрезанное видение Дени.
Если вы снимаете фильм, следуя событиям книги, но выкидываете из него некоторые важные сцены и линии отдельных персонажей, то ваша адаптация рискует стать лишь иллюстрацией, но никак не самостоятельным произведением, для полного понимания которого вовсе не нужно обращаться к оригинальному роману. На мой взгляд, с вильнёвской «Дюной» произошло именно это. Прекрасная операторская работа, производственный дизайн со всеми этими декорациями и орнитоптерами, реалистичные и качественные эффекты граничат со скомканной и обрезанной историей. Я не могу назвать эту экранизацию «Дюны» однозначно плохой, но в ней форма явно главенствует над содержанием, которому не хватает структуры.
На данный момент к фильму даже не выпускались бонусные материалы с вырезанными сценами, потому что такова позиция его постановщика:
Я никогда не размещал удалённые сцены на Blu-ray. Почему? Что не вошло в фильм, то мертво. И если материал вырезан, то на то есть особая причина. Что вы увидели в кинотеатрах — это и есть режиссёрская версия. Были ли сцены, с которыми мне было больно расставаться? Конечно, целая куча.
Есть ли шанс выпуска полной версии фильма, несмотря на принципиальную позицию режиссёра? Приведу слова Джеймса Кэмерона, сказанные им во время беседы как раз с Вильнёвым:
Я думаю, что в будущем мы станет свидетелями новых форматов кино. Я хочу снять фильм, который будет длиться шесть часов и два с половиной часа одновременно. Один и тот же фильм. Вы можете транслировать его в течение шести часов или можете пойти в кино и посмотреть более сжатую, но более насыщенную версию аля «американские горки». Только один по объёму тянет на большой роман, а другой — просто стандартную картину. Почему бы и нет? Давайте просто воспользуемся этими новыми платформами и испробуем то, что до нас ещё никто не делал.
Выпускать в широкий прокат слишком длинные картины рискованно, но для этого существует стриминговые сервисы, позволяющие потреблять контент в любое удобное для вас время. Может быть, слова уважаемого коллеги и оказали влияние на канадского режиссёра. А может быть и нет. Поживём-увидим.
Статья была изначально опубликована в паблике, где я отслеживают новости и собираю любые материалы по новым фильмам: