Рекомендованное кино от Теодора Роззака

Теодор Роззак – американский культуролог, философ и писатель. Окончил Калифорнийский университете в Беркли (бакалавр) и Принстон (PhD). Ввёл в научный оборот понятие «контркультура». Можно подумать, чем он может быть интересен любителям кино? Ответ: тем, что написал один из самых необычных романов, сочетающий в себе детектив, искреннюю любовь к фильмам золотого века Голливуда и детальный разбор технических особенностей кинопроизводства. Сравнения, возможно, неуместны, но представьте себе «Маятник Фуко» Умберто Эко, который смешали с историей кинематографа. Интересно? Внимание, дальше небольшие спойлеры!

Flicker
Flicker

Flicker (с анг. «мерцание», в русском переводе «Киномания») – роман Т. Роззака, все события которого разворачиваются вокруг рассказчика Джонатана Гейтса. Открывая первую страницу книги, мы видим его молодым парнем, который любит кино и ради развлечения ходит в захолустный подвальный кинотеатр Лос-Анджелеса. Там он знакомится с эксцентричной Кларисой Свонг - неоцененным кинокритиком и владелицей заведения, которая сама печатает программки перед показами картин. У неё высокие моральные требования к кино и непоколебимая уверенность в собственной правоте. В какой-то момент Клариса в поисках фильма для своего кинотеатра случайно находит отрывок из ленты немецкого режиссера фильмов категории B – Макса Касла. Она и Джонатан остаются под гнетущим впечатлением от увиденного. Проходит время, и Джон становится экспертом по фильмам Макса Касла, защищает докторскую диссертацию. Он реанимирует давно забытые ленты, делает их актуальными среди молодёжи. Но что-то не даёт ему покоя.
Где-то тут начинается детективная часть истории, раскрывать которую я не буду, чтобы не спойлерить сюжет. Однако уже к этому моменту на вас будет выплеснуто огромное количество информации, посвященной кино: актеры разной величины, фильмы, от кассово успешных картин до кинематографических редкостей. Различные нюансы кинопроизводства, монтажные склейки, операторская работа, комбинированная съёмка, устройства камер. Дополняется это всё впечатляющим количеством ссылок на фильмы. Если интересуетесь кино, можно подчерпнуть очень нетривиальные рекомендации к просмотру. Всё это Т. Роззак смешивает с выдуманными режиссерами и картинами в лучших традициях выдуманных произведений, как делал это, например, Х.Л. Борхес. Это иллюзия настолько сильная, что в какой-то момент становится непонятным, где выдумка, а где реальные картины. Спасают сноски.
Есть в произведении некоторые моменты морализаторства, затянутых диалогов о добродетели и «бесполезных» и «ужасных» фильмах. Немного огорчает неубедительная предпосылка, по которой фильмы Касла «работают». Но кажется, что всё это окупается интригующим сюжетом и увлекательнейшим путешествием в Голливуд 20х-50х годов.

Выше я говорил, что в книге упоминается много фильмов. Вот их список:

24
18 комментариев

«Рекомендованное кино от Теодора Роззака» — заголовок слегка немного сильно вводит в заблуждение)

В тексте фильмы, которые упоминались в книге, но это не значит, что они рекомендованы им. Или он так и писал в книге «Вот это рекомендую»?

4
Ответить

Да, немного-сильно вводит в заблуждение :) Он лично не рекомендовал, но какую-то часть из этого хвалили герои книги.

Ответить

Странный пост. Каждый фильм же в книге упомянут не просто так, а встроен в повествование. Можно было бы каждый цитаткой хоть снабдить для контекста. А так недоматериал какой-то получился, набор ссылок — а почему и зачем эти фильмы смотреть непонятно.

3
Ответить

Тем более многие из этих фильмов героям романа и Рошаку не нравятся (Сало, например). Бессмысленный список.

2
Ответить

173 фильма снабдить контекстом и цитатой?

Ответить

Рошак всё-таки.

Ответить

Русская Вики говорит что Роззак
https://ru.wikipedia.org/wiki/Роззак,_Теодор

Ответить