ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Почему "Скотт Пилигрим против всех" - это не только фильм о Скотте Пилигриме? Как жанры способствуют раскрытию истории? Какой у фильма вообще жанр?

Содержание

СОДЕРЖАТСЯ СПОЙЛЕРЫ!

СПИСОК МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ ЗАСПОЙЛЕРЕНЫ:

«Скотт Пилигрим против всех»

О ком "Скотт Пилигрим против всех"?

Начнём с того, что «Скотт Пилигрим» довольно уникальный фильм.

Нет.

ПОХОЖИХ ФИЛЬМОВ ВООБЩЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Более сдержанно высказался Эдгар:

Тогда, в 2010 году, это казалось чем-то вроде аномалии среди других студийных фильмов, а теперь это кажется еще страннее. Я думаю, нам повезло, что получили зеленый свет в 2009 году, но не могу представить, чтобы этот фильм появился сейчас. Это просто кажется невозможным. Будто смотришь на какого-то единорога или что-то в этом роде.

Эдгар Райт, Режиссёр и сценарист

Но давайте по порядку.

«Скотт Пилигрим против всех» - это история о парне, который шатается где-то в пространстве между взрослым и детским, который не уверен в себе, который пока не научился брать ответственность за себя и который всё ещё боится перемен.

Если разбирать историю в частном порядке, то с помощью кинематографических приёмов, вроде бесшовных переходов, монтаже по движению и композиции, в первой трети фильма показано как Скотт буквально плавает в своей жизни и не чувствует течение времени. Для него это не имеет значение. Почему?

Всё дело также в фигуре Пилигриме. И снова Райт обращается к герою поколения, который не хочет провести свою жизнь за теликом, а хочет всё же сделать что-то, например, играть в рок-группе, но пока он не понимает конкретно чего он хочет, кроме пресловутого «это круто». В конце концов, музыка может заглушить его боль бесконечной печали от расставания с бывшей, но это не так. Скотт – это образец парня, который не смог пережить расставание и, чтобы утолить свои переживания, он начинает встречаться с Найвз Чао, чьё внимание концентрируется на Пилигриме, но ему самому, кажется, это не так важно.

Близкие переживают за него и понимают, что как бы он не отрицал, но эти отношения нужны ему, чтобы утолить боль. Короче, Скотт – реально скот. Дальнейшая влюблённость в Рамону только подтверждает это.

Я уточню, что не считаю главного героя фильма полным придурком. Нет. Он запутавшийся парень, который наломает не мало дров, чтобы осознать себя и своё место. Ему нужно повзрослеть, извиниться и жить дальше, взяв ответственность за себя.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Говоря об общем, фильм использует комиксную, анимешную и игровую стилистики для грамотного повествования и отражения общей инфантильности персонажа. Для Пилигрима этот мир – это игра, в которой ему нужно победить не только свои грехи, представленные семью бывшими, но и победить самого себя. Главного босса игры под названием «его маленькая прекрасная жизнь».

Адаптация чего-то и жонглирование комедией, боевиком, романтикой и музыкой - это определенно вызов.

Сложность в том, что многие из этих элементов происходят в одних и тех же сценах. Мы пытались сделать так, чтобы бои показывали, как Скотт Пилигрим чувствует себя в какой-то ситуации. В первом бою он находится в разгаре своего конфетно-букетного периода, поэтому чувствует себя сильным и с легкостью побеждает Мэтью Пателя. Позже к нему подкрадывается неуверенность и ему начинают надирать задницу. К тому времени, когда он доходит до четвертого боя, он уже над этим, он даже не знает, хочет ли он играть дальше.

Так что мне нравится эта идея, что он не борется с бывшими, чтобы заполучить девушку, а борется за сохранение отношений.

Эдгар Райт, Режиссёр и сценарист

В конечном счёте, Пилигрим берётся за ум и понимает, что все его неправильные поступки – это часть его эгоизма. Максимализм в кажущейся борьбе против вселенной сменяется на осознание ошибок, которые он совершил. Парень извиняется перед каждым в своей группе, которую бросил. Перед Найвз и Рамоной и признаётся, что он поступал неправильно и жестоко. Битва с Гидеоном – это не просто битва с плохим чуваком, а битва с извращённым отражением себя. Впервые Скотт делает это не из-за того, что задели его эго, а из-за того, что это его личное решение сразиться с тем, что разрушало его.

Райт говорил об этом так:

Мне нравится идея, что на самом деле, из шести боев в нашем фильме, только в финальном бою Скотт Пилигрим действительно дерётся по правильным причинам. Нехорошо драться только из-за того, что тебя унижают. Нехорошо драться из ревнивого гнева; правильно бороться за то, во что веришь.

Эдгар Райт, Режиссёр и сценарист

Далее мы увидим и забавную встречу со своим «Него-Ниндзей», но их встреча не будет очередным боем, а будет принятием самого себя. Таким, какой он есть. Со всем плохим и хорошим.

На этом можно было бы и закончить, но только этот фильм не только о Скотте. Я ведь говорил, что история гораздо сложнее?

Во-первых, это ещё история Рамоны, которая переезжает из Нью-Йорка в Торонто, чтобы обрести мир и покой.

P.S.: Часть вырезанной сцены (увы).

У неё было много бывших, которые дали важный опыт о людях и знатно потрепали душу. Потому, когда Пилигрим пытается с ней познакомиться, то она смотрит на его попытки с предубеждением. Она повидала дерьма и её это заколебало. Просто. Дайте. Ей. Спокойствие.

Я всегда считала Рамону грустным персонажем. Мне кажется, что она через многое прошла. Даже со своим бывшим парнем и даже со всеми ссорами, это немного грустно. Как будто она всегда та, из-за кого все ссорятся…

Мэри Элизабет Уинстед, Актриса

Но прикол в том, что у неё остались демоны из прошлого. Многие из тех, с кем она встречалась, всё ещё держат обиду, а кто-то надеется на возвращение былых отношений. Они тянутся за ней как напоминание об ошибках, которые совершала, а в некоторых ситуациях и напоминание о жестоких поступках, свойственных подростковым отношениям.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

В её линии есть конкретная причина её нежелания влюбляться или просто быть с кем-то. И имя ему Гидеон.

Этот чертила буквально олицетворение грёбанных абьюзивных отношений или венериной мухоловки, которая кажется прикольной, но на неделе хочет лишь владеть тобой для подпитки своего эго.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Один раз ей удалось от него сбежать, но во второй раз он начинает во всех смыслах манипулировать ей. Многие, кто прошёл через манипуляторные отношения, говорят, что после разрыва в голове остаётся частичка того самого человека, что тянул за ниточки и вертел их мозги в блендере. В фильме подобной метафорой выступает чип-контроля, вшитый в голову Рамоны. Она не хочет быть с ним, но психологически ещё не освободилась от его цепей.

Когда же она увидит, что из себя представляет этот мудила, то чары развеваются, колено резко поднимается, а насмешка с предложением дружить говорит, если дословно, «ОТВАЛИ».

Между тем, встретив Скотта она учится снова открываться людям. Известно, что после травмирующих отношений люди замыкаются и перестают верить людям. Потому кажется, что она некая волчица-одиночка, которая больше принюхивается и слушает, чтобы понять кто перед ней. Лишь в критических ситуациях она начинает говорить о непростом прошлом, а также раскрываются её боевые таланты.

Спустя время они потихоньку сближаются со Скоттом и она стремится открыться ему, но в какой-то момент ей кажется, что он такой же, как и все другие её бывшие из-за чего она убегает.

Во-вторых, это история Найвз Чау.

Первая любовь, которая кажется вечной и безмятежной, в одночасье рушится, а осколки рвут сердце и во многом можно понять почему она начинает свой путь мести.

Я уверена, что мы все помним тот день, когда тебе было 17 лет, ты был наивным подростком. Вы как бы защищены и на самом деле ещё не видели реального мира, а потом, когда вы его видите, вы просто как… «Это мир? Это реальность?»

А потом Скотт расстается с ней, и она вынуждена вернуться к своей прежней жизни? Нет, она не может вернуться сейчас! Нет, не после того, как она увидела то, что существует снаружи, поэтому она как бы борется за это и хочет продолжать, она просто страстная, решительная, не надоедливая! (смех)

Эллен Вонг, Актриса

Когда мы её встречаем, то видим подростка, который пока не полностью понимает мир, в котором живёт и потому она максималистична в своём поведении. Если любить, то бесконечно и навсегда, а если злиться, то так, чтобы в аду сказали «Добрый день, Госпожа».

Она действительно до одури влюбляется в Пилигрима и она абсолютна искренна в своих чувствах, но когда он её бросает, то очевидно, что внутри неё что-то надломилось. Она из последних сил хватается за любой шанс вернуть тот мир, в котором она жила, но увы… По-хорошему надо бы принять это и идти дальше, но кто в подростковом возрасте так делал, когда было больно?!

Как это не странно, но с Юным Нилом она делает буквально то же самое, что Скотт делал с ней: начинает встречаться из-за тоски по бывшему, чтобы перебить это ощущение одиночества, а может даже насолить ему.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Это стремление приводит её к мести той, из-за кого она потеряла Скотта: Рамоне. Вот только это тщетно и не приведёт её к успокоению, а только к большему разочарованию. Лишь когда виновник этой ситуации признается, что это из-за него все проблемы и никто не виноват, кроме него, то тогда Найвз осознает, что её порывы были не правильны и надо отпустить всё это дерьмо. Лишь тогда осознаёшь, что надо идти дальше.

Не случайно и то, что театральная концовка фильма нацелена не только на деконструкцию жанра, но и на трансформацию образа Чао. Ведь она на самом деле слишком крута для Пилигрима.

В третьих, это история рок-группы.

Их линия не слишком сложная, но тем не менее для чистоты описания стоит о них рассказать.

Sex Bob-Omb – молодая инди-рок-группа, которая желает выйти в мейнстрим и стать популярными. К сожалению, нет повести печальнее на свете, как известность – самоцель. Известно, что не так много групп попадают в мейнстрим и становятся популярными потому что они этого и хотели. Как правило, если так и происходит, то многие сгорают и уходят в небытие. Аналогично происходит и у Bob-Omb.

Фронтмен группы, Стивен Стиллз, буквально зациклен на том, чтобы победить в битве групп, в то время как другие просто кайфуют от самого процесса. Как, например, Ким.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Она любит играть на барабанах, но особо не видит смысла в битвах, пока не видит, что у их конкурентов тоже есть леди на ударных. Для неё это личная конкуренция.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Скотт же хоть и признаёт, что они так себе группа, но часто бравирует тем, что играет в группе на басу… Потому что все любят, когда Туууу-Ту-Ту-Туууу-Ту-Ту-Туууу.

Группа проходит первые испытания и вырывается в мейнстрим на одно мгновение, когда Гидеон берёт их под свой бок, но, кажется, он это делает только чтобы насолить Скотту, а когда карьера Гидеон «сыпется» (ба-дум-тссс), то ребята теряет свою возможность выступать на массовую аудиторию, записывать альбомы. Возможно, они так и останутся группой, которая выступает в клубе «Рокет», а может будут сами записывать свои альбомы и однажды о них узнают… Если музыка будет самоцелью.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Если кратко описать что из себя представляет фильм, то это четыре фильма в одном пакете.

  1. Драма взросления а-ля «Выпускник», где Скотт Пилигрим учится принимать ответственность за свои поступки, а также принимать, что ни что не вечно и перемены так-то прикольно;

  2. Мелодрама а-ля «Она», где Рамона Флауэрс учится отпускать прошлое и открываться людям;
  3. Ревендж-фильм а-ля «Убить Билла», где Найвз Чау жаждет отомстить первой любви, что изменил ей;

  4. Комедия а-ля «Это – Spinal Tap», где музыканты идут к славе, на мгновение получают, но в ту же секунду теряют всё;

И что же мы имеем? Как бы нам конкретно завести фильм в единые рамки и сказать о чём же эта история?

И тут мы подходим к тому, что каждая из тем объединяется в одно простое и максималистичное для анализа слово: любовь.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Да, это не только линия Скотта, потому что каждая из линий проходит разные ипостаси этого не простого процесса.

Найвз – переживает свою первую влюблённость. Скотт – травмирован отношениями, но боится быть один. Рамона – хочет быть одна из-за разочарования в любви. Bo-Bomb’ы – хотят, чтобы их любили фанаты.

Потребность и желание разные стороны медали. Каждый находит то, что должно. Найвз - взрослеет и отпускает первые отношения, Скотт и Рамона переворачивают темные страницы своих отношений и пробуют что-то новое, а ребята из группы... Думаю, что они всё же запишут свой второй альбом, который будет круче их первого.

Возможно из-за разножанрового представления истории… Кстати, об этом. Можете ли вы точно сказать в каком жанре этот фильм?

Какой жанр у "Скотта Пилигрима"?

Комедия? Нет.

"Аэроплан" (1980)
"Аэроплан" (1980)

Боевик? Нет.

"Рейд" (2011)
"Рейд" (2011)

Мелодрама? Тоже нет.

"Ла-ла Лэнд" (2016)
"Ла-ла Лэнд" (2016)

Мюзикл? Не-а.

"тик-так... БУМ!" (2021)
"тик-так... БУМ!" (2021)

Магический реализм? Нууу, не совсем.

"Выживший" (2015)
"Выживший" (2015)

Я думаю, что Райт снова использует элементы жанров, собирая необходимую форму для истории. Для него это как конструктор Лего. Так история взросления подаётся в комедийном ключе, а получение жизненных уроков, как боевик. Сам же стержень фильма держится на мелодраматической линии Скотта с Найвз Чао и Рамоной. Только даже она подвергнута деконструкции.

Тут нет шаблонного «встречался с одной; встретил другую; понял, что не прав и вернулся к первой». Тут суть в том, что каждый герой этого любовного треугольника переживает трансформацию. В конце истории Найвз осознаёт, что ей не нравится Скотт, Рамона отвергает созависимые отношения, Скотт признаёт ошибки, принимает перемены и хочет идти дальше.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Долгое время я принимал мысль, что Скотт и Рамона должны быть вместе, потому что они прошли общую терапию друг для друга, потом мне казалось, что было бы лучше, если бы Скотт остался один, но сейчас мне кажется, что два одиночества решают попробовать не просто начать с начала, а принять эту страницу их жизни, перевернуть её, узнать друг друга лучше и сделать всё иначе в будущем в этом безумном фэнтези-мире, где транспортные двери могут привести в самое удивительно место.

Например, в ресторан «Секунды». Кто знает, тот поймёт.

Таким образом, крайне тяжело причислить «Скотта Пилигрима» к какому-либо жанру. Он является всем и "ниначтонепохожим" одновременно. И не только потому что он безумно поехавший и может себе это позволить, а ещё из-за того, что это необходимо для отражения содержания истории.

В этом и суть «троянского жанра» - привлечь внимание и зарядить с вертухи мыслями, которые каждый откроет для себя сам.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Райту важны центральные идеи истории, потому он целенаправленно не следует какой-либо единой жанровой конструкции и использует по чуть-чуть от каждого жанра, чтобы передать зрителю те самые чувства и образы, что переполняют мир главного героя.

Роберт Макки как-то написал в «Истории на миллион долларов»:

Жанры часто комбинируют для того, чтобы подчеркнуть смысл, обогатить характер и передать различные настроения и чувства.

Например, подсюжет любовная история присутствует практически в любой криминальной истории. В прекрасном фильме «Король-рыбак» переплетаются пять сюжетных линий – сюжет искупления, психологическая драма, любовная история, социальная драма и комедия.

Великолепным изобретением стал музыкальный фильм ужасов. Если учесть, что существует более двух десятков основных жанров, возможности для их изобретательного скрещивания бесконечны.

Таким образом, сценарист, умеющий управлять жанром, способен создать фильм, который никто в мире еще не видел.

Роберт Макки, «История на миллион долларов»

А Райт ему ответил:

Базара Зиру, бать. Ща намутим.

Эдгар Райт (нет), Принимает вызовы за сотку

Меня удивляет, что это действительно работает, но вот что интересно: все эти эксперименты с жанрами и использованием формы для отражения содержания он использует для одной конкретной вещи: погружения.

ЭССЕ. «Троянский жанр» Эдгара Райта. Часть 2: Почему для идеи важны жанры?

Спасибо всем за внимание и за прочтение этого эссе! Очень старался успеть вам показать сиквел эссе сегодня. Продолжение будет чуть дольше чем скоро, а пока, если вам понравился текст, то предлагаю вам посетить мой телеграмм-канал или группу в ВК.

Мой канал в Телеграмме: тыкай сюда

Моя группа в ВК: или тыкай сюда

Там и там я пишу свои мысли о кино и рассказываю разные любопытные штуки. Буду рад если будем на связи!

До скорой встречи!

123123
42 комментария

Текст хороший, но ему крайне необходима редактура. Много простых ошибок, много плохо построенных предложений. Мой совет – перед публикацией обязательно откладывать текст хотя бы на день, а лучше больше, потом перечитывать, чтобы заметить простые ляпы. Ещё давать почитать кому-то со стороны, бета ридер выявит ошибки, которые сложно самому увидеть.

По сабжу. В моём личном топе, экранизация Скотта Пилигрима идёт на первом месте наравне с Хранителями. Райт безукоризненно передал атмосферу, характеры персонажей, сюжет, мотивацию и всё остальное из первоисточника, умудрившись уложить всё это в относительно небольшой хронометраж. Я буквально не вижу минусов в этом фильме. Я влюблён в каждого героя, обожаю музыку и визуальный стиль. Пересматриваю несколько раз в год с момента выхода фильма и уже сбился со счёта, сколько видел его.

17

Я когда первый раз смотрел вообще не понимал эту атмосферу, че все так странно говорят??

1

Я вас так понимаю! Великолепный фильм!
Спасибо за замечание! Учту.

1

Комментарий недоступен

1

Вы получаете силу респекта

5

Проснулся, увидел пост со скотом пилигримом, пойду пересматривать

5

Фильм отличный, но комикс еще лучше. Там больше сцен и хватает шуток, которые в кино в принципе не получилось бы показать + сейчас есть раскрашенная версия от оригинального автора, очень рекомендую.

3