Если бы этот заголовок был злодеем, то Джек Ричер сломал бы ему шею

Обзор сериала «Ричер» — крутого боевика о жёстком борце с преступностью.

Отрывок драки из сериала

Могущественная криминальная группировка переходит дорогу профессиональному убийце. Или тот же подготовленный головорез ненароком ввязывается в конфликт с бандитами. Неостановимая сила сталкивается с недвижимым объектом. В результате один в поле воин объявляет войну целой армии преступников. И выигрывает сражение на сражением! Его враги даже не представляют — с кем связались…

Так начинается «Заложница» с Лиамом Нисаном, так стартует «Джон Уик» с Киану Ривзом, завязывается «Никто» с Бобом Оденкёрком — то есть любое типичное кино о типичном одиноком мстителе. Отличается только набор врагов, декорации и постановка экшен-сцен.

Что в эту формулу добавляет «Ричер» — новый сериальный боевик от Amazon? Ничего. Если вы смотрели перечисленные фильмы, а с ними «Великого уравнителя» с Дензелом Вашингтоном, «Расплату» с Беном Аффлеком или «Стрелка» с Марком Уолбергом, то знайте, что в «Ричере» всё то же самое. Но разве это плохо?

Маргрейв, штат Джорджия

Большой мужчина… нет, даже не так. Могучий, высокий, мускулистый, то есть очень большой мужчина сходит с автобуса в какой-то глуши и дальше идёт пешком. Сворачивает с шоссе на подъездную дорогу к городку Маргрейв, доходит до придорожного кафе, занимает столик в углу, заказывает кофе и кусок персикового пирога (поговаривают, лучшего в штате).

Вдруг воют сирены, взметая пыль к заведению мчатся две полицейские машины. Паркуются быстро и шумно, перекрывают оба выхода. Нервные копы, сжимая в руках дробовики, врываются внутрь заведения и берут очень большого мужчину на мушку. Завтрак не задаётся. Очень большой мужчина под крики полицейских осторожно встаёт, держит руки на виду, не делает лишних движений. Его хотят скрутить и заковать в наручники, но вот незадача: те слишком малы, чтоб застегнуться на подозреваемом. Приходится связывать пластиковыми стяжками.

Дальше — полицейский участок, а там — комната допросов. Всё это время очень большой мужчина не говорит ни слова, только спокойно следует указаниям. Допрашивать его приходит аккуратный детектив, одетый совсем не по погоде — на улице сухое лето американского Юга, а он в плотном твидовом костюме-тройке.

Если бы этот заголовок был злодеем, то Джек Ричер сломал бы ему шею

Очень большой мужчина не отвечает на вопросы, не реагирует на обвинения. Даже имя за него нам называет детектив. Знакомьтесь — это очень большой Джек Ричер — бывший военный следователь, нынче бесцельно скитающийся по стране. И его подозревают в убийстве.

Прошлой ночью кто-то застрелил неизвестного и спрятал тело в зарослях под эстакадой недалеко от Маргрейва. Город маленький, все друг друга знают, а Ричер — незнакомый пришелец, появившийся едва ли не одновременно с преступлением. Для детектива всё очевидно — очередной брошенный страной военный сошёл с ума после службы. Все знают, чем такое чревато, все же смотрели «Рэмбо». Для зрителей всё очевидно тоже: их героя подставили, а обвинение строится на несправедливости и догадках.

Если вы подумали, что дальше Джека оправдают, и он вместе с детективом примется расследовать это дело, то бинго! Завязка, да и всё повествование в «Ричере» бесхитростное. Сериал порой пытается нагнать интриги, но все повороты предугадываются заранее. По крайней мере, если вы хоть чуть-чуть насмотрены в жанре. Однако сила сериала в другом — в стильной постановке и внимании к мелочам.

Джек Ричер, бывший майор военной полиции

Если бы этот заголовок был злодеем, то Джек Ричер сломал бы ему шею

История в «Ричере» несложная, но сцены — интересные и продуманные. Так же, как в упомянутых «Заложницах» и «Джонах Уиках», завораживает методичность и профессионализм главного героя. Ты всегда знаешь, что Ричер выпутается из переплёта. Но смотреть, как он это сделает, — сплошное удовольствие.

Причём хорошими получились и боевые сцены, и детективная часть. Ведь Джек Ричер не просто богатырь, а гениальный военный следователь. Какой-то невозможный микс из Шерлока Холмса и Капитана Америки.

Да, главные загадки зритель щёлкает безо всякой помощи, но иногда у Ричера получается блеснуть умом. Его дедуктивные рассуждения интересно послушать, мелочи, которые он подмечает, и на которых строит основательные теории, подчёркивают интеллект персонажа.

Ричеру хватает беглого взгляда на твидового детектива, чтобы пересказать его прошлое, настоящее, мотивацию и состояние души. Или другой пример — Джек отвешивает смачную оплеуху одному из злодеев, рискуя за это попасть под суд, но безупречное знание законов подсказывает — суда не будет. Злодей, как бы ни был оскорблён, не может вынести конфликт в юридическое поле, иначе дискредитирует сам себя страшнее, чем накажет героя.

Если бы этот заголовок был злодеем, то Джек Ричер сломал бы ему шею

Честно, если вы знакомы с термином «Мэри Сью», то Джек Ричер ему полностью соответствует. Если незнакомы, то обобщённо это значит, что персонаж слишком идеальный. Слишком крутой. Непобедимый. Даже у Супермена был криптонит, у мифологического Зигфрида из «Песни о Нибелунгах» — уязвимое место на спине, у Джона Уика — привязанность к собаке. Ричера в сериале не пробивает ничто.

Это не очень хорошо с точки зрения драматургии, но раньше, в боевиках времён Шварценеггера, Сталлоне, Сигала, такое было в порядке вещей. А Ричер — это герой старой школы. Собственно, сериал экранизирует роман, опубликованный в конце девяностых писателем, чья молодость пришлась на семидесятые-восьмидесятые.

Кстати, вы, скорее всего, слышали и о других фильмах по мотивам этой книжной серии. Сериальный «Ричер» основан на самом первом романе про бывшего военного следователя, полнометражный «Джек Ричер» с Томом Крузом — на девятом, его сиквел «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся» — на восемнадцатом.

Кадр из фильма «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся» (2016)
Кадр из фильма «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся» (2016)

Несмотря на то, что сериал продвигался будто бы под лозунгом более правильной экранизации, от фильмов он отличается не так уж принципиально. Да, главный герой на этот раз выглядит канонично. Книжный Ричер был горой мышц, сериальный Ричер, сыгранный Аланом Ричсоном — гора мышц. И сериал вовсю использует габариты героя: для сюжетных решений, хореографии потасовок, шуток.

Второе отличие — уровень жестокости в кадре. «Джек Ричер» с Крузом не был безобидным, но в одной из сцен сериала герой, чтобы уместить труп в машину, ломает ему ногу. В другой — со всеми кровавыми подробностями выдавливает глаз противнику. Натуралистичное насилие то и дело заставляет вздрогнуть, поёжиться.

Наконец, сам Ричер в сериале стал отстранённее и бесчеловечнее. Это всё ещё хороший парень, который стоит на страже добра и справедливости, но моральных вопросов к нему накапливается больше, чем к герою фильма.

Ричер от Amazon — эмоциональный калека, жертва профессиональной деформации. Его убийства оправданы, от его рук умирают только негодяи, но отрешённостью герой напоминает Декстера. В фильмах старались нарисовать образ более приемлемый, более «крузовский». И получился тот же Итан Хант из «Миссия невыполнима», просто не разговорчивый.

В остальном — такой же детективный боевик, примерно с такими же злодеями, таким же течением сюжета и драматическими решениями. Если понравились фильмы, то должен понравиться и сериал.

Оправданная жестокость

Вернёмся в Маргрейв. За убийством под эстакадой, в котором обвиняли Ричера, последовало ещё одно. А потом ещё. Провинциальный городок вдруг становится эпицентром криминальных разборок. Оказывается, что тихие жители не такие уж и тихие, и в убийствах замешаны не только бандиты, но и продажные полицейские, коррумпированные политики, подозрительные бизнесмены. Заговоры, паранойя, никому нельзя доверять.

Если бы этот заголовок был злодеем, то Джек Ричер сломал бы ему шею

Ричер, поборник справедливости, выходит на тропу войны. Вместе с ним не плевать на беззаконие ещё паре полицейских-идеалистов. Твидовому детективу Финли — будущему другу героя, и миниатюрной патрульной Роско — главному романтическому интересу. Они участвуют в сюжете, сражаются за закон и порядок, но основной экшен, конечно, достаётся Ричеру.

Каким этот экшен получился?

Дэвид Кроненберг в середине нулевых выпустил драматический триллер «Оправданная жестокость». В нём Вигго Мортенсен играет отошедшего от дел гангстера, которого настигает тёмное прошлое. Теперь, чтобы окончательно порвать с криминалом и спасти новую семью от бывших подельников, ему приходится взяться за старое — убивать без сочувствия и сожалений.

Сцена из фильма «Оправданная жестокость» (2005)

Убийства в фильме быстрые и страшные. Не даром Кроненберг известен как мастер боди-хоррора, вспомнить ту же «Муху». Кажется, «Ричер» подглядывал именно за «Оправданной жестокостью». Или за дилогией «Великий уравнитель» Антуана Фукуа — там герой Дензела Вашингтона тоже не церемонился с врагами, а возрастной ценз не без причин предупреждал: «Для зрителей старше 18».

Особенностью постановки боёв в «Ричере» стало эффективное насилие. Если герой хочет вывести врага из строя, то не бьёт в лицо, а ломает ему руку об колено, как сухую ветку. Если кто-то из противников падает, то Ричер не упустит шанс и растопчет ему голову. Учитывая вес и комплекцию Джека, размозжить чей-то череп — секундное дело. Всё это изображается и озвучивается отталкивающе натуралистично.

Причём дерутся в сериале не так уж и часто. Больше говорят, иногда просто за жизнь, расследуют, разъезжают по Америке в поисках улик и свидетелей. Но экшен получился настолько запоминающимся, что после просмотра кажется, что его было больше и он был важнее.

Если бы этот заголовок был злодеем, то Джек Ричер сломал бы ему шею

«Ричер» во многом напоминает сериальные боевики из десятых годов: «Банши», «Живую мишень», «Подозреваемого», первые сезоны «Стрелы» или «Гримма».

Иногда он кажется реалистичным, но чем дольше смотришь, тем чаще замечаешь и понимаешь, что условности на условностях условностями погоняют. Схватить случайного человека с улицы и в тот же день без суда и следствия отправить в окружную тюрьму? Легко! Придумать злодеям дурацкую причину не убивать героя на месте? Нормальная практика!

Но здесь красивый экшен, приятные актёры и неплохие диалоги. А ещё, может лет десять-пятнадцать назад таких сериалов было полно, но сегодня крутой мускулистый герой, который без глубоких внутренних конфликтов надирает клишированным злодеям зад — это редкость. Мораль всё чаще серая, добро и зло субъективны, у антагонистов обязательно своя правда.

Это не плохо, но утомляет. А с «Ричером» от такого можно отдохнуть.

Если бы этот заголовок был злодеем, то Джек Ричер сломал бы ему шею

Если заинтересовались, то серии идут примерно по часу, всего их восемь, все доступны в онлайн-кинотеатре Prime Video от Amazon. Первый сезон — законченное произведение. Второй, на который сериал уже продлили, скорее всего экранизирует уже следующий роман о Джеке Ричере.

Что понравилось

  • Хореография драк и изобретательность перестрелок на уровне лучших произведений жанра.
  • Пускай общий сюжет и типичный, решения для отдельных сцен и эпизодов всё равно удивляют.
  • Сильный, умный, обаятельный и привлекательный, лучший во всём главный герой.
  • Натуралистичное ультранасилие.
  • История и постановка в духе олдскульных боевиков и экшен-сериалов нулевых и десятых годов.

Что не понравилось

  • Пускай решения для отдельных сцен и удивляют, общий сюжет всё равно типичный.
  • Всё-таки слишком сильный, слишком умный, слишком неуязвимый и лучший во всём главный герой.
  • Последний эпизод чересчур «киношный» и выдуманный. Поэтому предсказуемый и скучный.
269269
269 комментариев

Комментарий недоступен

159
Ответить

Он просто так сильно ударяет по воздуху, что ударная волна разносит всё вокруг.

238
Ответить

а как ты хочешь чтобы это снималось ?

15
Ответить

Так он локтем по руке бьёт

26
Ответить

Кэвилл научил

12
Ответить

Он локтем ударил по руке, чтобы сломать пальцы или кисть. Видно, что противник вздрагивая от боли схватился за запястье.

6
Ответить

Да, драчки на гифках в статье выглядят потешнее реслинга.

2
Ответить