«Шершни» — сериал, в котором каннибализм наименее интересная вещь

Подростковый матриархат в диких условиях. Почему банальная на первый взгляд история не сразу, но неожиданно взлетела в топах?

«Шершни» — сериал, в котором каннибализм наименее интересная вещь

Сериал «Шершни» — создание трех малоизвестных сценаристов и продюсеров, которые никогда звезд с неба не хватали, но при этом поработали на множестве отличных сериалов последних лет. Джонатан Лиско писал «Остановись и гори», «По волчьим законам», Барт Никерсон и Эшли Лайл — «Нарко» и «Древние».

Вышедшее в конце 2021 года их совместное творение не стало мгновенно хитом. Слава сериала росла (и растет до сих пор) постепенно. Сначала никто не верил в очередной сериал про подростков, вынужденных выживать в герметичном обществе. Пару лет назад на ту же тему провалилось «Общество» от Netflix. Ничто не предвещало, что «Шершни» станут спящим хитом. Даже несмотря на Мелани Лински, Джульетт Льюис и Кристину Риччи в списке актеров.

Главных героинь играют сразу по две актрисы — в таймлайне 1996 года и 25 лет спустя. Но если в первом сезоне мы кого-то не видим во взрослой версии, это не означает, что они не появятся в дальнейшем.
Главных героинь играют сразу по две актрисы — в таймлайне 1996 года и 25 лет спустя. Но если в первом сезоне мы кого-то не видим во взрослой версии, это не означает, что они не появятся в дальнейшем.

Сериал Showtime о выживании девочек-подростков из футбольной команды после крушения в канадских горах в немалой степени обязан своей популярностью загадкам в стиле «Остаться в живых». Огромное число фанатов на форумах бросилось разбирать элементы головоломки и строить теории — из-за этого сериал резко вырос в популярности сначала на западе, потом и у нас.

Собственно, сериал и строится на последовательном раскрытии всех загадок — и момент из вступления в первой серии, где некую девушку ловят в ловушку и после чего съедают, не является главным секретом. Самое важное — как они до такой жизни дошли? Кто умрет следующим? Почему выжили именно эти героини? И только ли они? Что за скелеты в шкафу у каждой из них?

Кристина Риччи — украшение сериала, страдающее антисоциальным расстройством личности.
Кристина Риччи — украшение сериала, страдающее антисоциальным расстройством личности.

За 10 серий все не раз перевернется с ног на голову — сильные и харизматичные в обычной жизни окажутся слабыми в диких условиях, спокойные и незаметные выйдут на первый план. Кто-то окажется беременным, кто-то потеряет конечности, а у кого-то кончатся нужные таблетки…

Финальная серия — одна из мощнейших, что я видел за последний год. Количество важных и шокирующих событий в ней превышает число событий в иных сезонах сериалов. Снял ее Эдуардо Санчес — один из (и наиболее успешный) режиссер той самой «Ведьмы из Блэр».

Если вы когда-нибудь задумывались, куда пропали авторы самого прибыльного ужастика всех времен, то один (Дэниэл Мирик) снял пару ужастиков, вышедших сразу на DVD, и пропал, а второй (Санчес) в порядке – снимал «Сверхъестественных», «Американскую историю ужасов» и вот теперь «Шершней».

«Шершни» — сериал, в котором каннибализм наименее интересная вещь

Нельзя сказать, что почерк автора «Курсовой с того света» виден спустя 20 лет, но все жуткие моменты поданы просто прекрасно. «Шершни» отлично работают и как триллер, и как ужасы, поднимая интересную и в чем-то даже провокационную тему: а что если жертвы неких ужасных событий (например крушения в дикой местности и последующей борьбы за выживание), вернутся не совсем теми, кем они были до? Что если пережитые события изменят их так сильно, что спустя годы боятся нужно будет не за них, а за тех, кто окажется рядом?

Одновременно с этим «Шершни» не совершают ошибку, которая очень сильно портит впечатление от подобных сюжетов — подростков в невыносимо жестоких обстоятельствах — их речь, их поведение, их поступки не сильно меняются в зависимости от ситуации. В стрессовых ситуациях, когда, казалось бы, весь образ мышления должен измениться, они ведут себя примерно так же, как вели себя на уроках. Этим грешит и «Сотня», и «Общество», и местами «Голодные игры», и «Бегущий в лабиринте».

Причем не обязательно сюжет должен сразу же разыгрывать «Повелителя мух». Нет, но мы должны четко видеть этот последовательный спуск в ад. Шоураннеры в интервью Variety так и сказали, заявив, что «Шершни» — слоубернер, интерес к сюжету которого развивается постепенно.

«У вас есть естественный интерес к этим персонажам, потому что девушки не стали бы ни с того ни с сего пожирать друг друга. Должно быть развитие, ухудшение и деволюция их психики до такой степени, чтобы они действительно задумались об этом».

Джонатан Лиско

Именно поэтому многих «Шершни» разочаровали после того, как продали им логлайн про девушек-каннибалок. За первый сезон мы так и не увидим каннибализма, но зато увидим, как каждая неудача, каждая смерть, каждая личная трагедия толкает персонажей все ближе к бездне. Как они меняются, как плохие черты их характеров становятся еще хуже, а хорошие проходят проверку на прочность и не всегда выигрывают. Потому что в конечном итоге, сериал не о каннибализме, а о том, почему каннибализм случился и как так получилось.

LOST (girls)
LOST (girls)

А что спустя 25 лет? Мы видим взрослых женщин, с виду почти нормальных. Да, у кого-то проблемы с личной жизнью, у кого-то застарелый алкоголизм или повышенная жестокость и отсутствие эмпатии. Но чем ближе мы знакомимся с оставшимися в живых, тем яснее и точнее пониманием — это им далось отнюдь не легко. Каждая из них оставила что-то в тех канадских горах. Толику человечности. Особенно выделяется в сокрытии внутреннего зверя здесь Мелани Лински, которая начала свою карьеру 25 лет назад с роли девочки-убийцы в «Небесных созданиях» Питера Джексона.

Трагическое крушение не могло пройти бесследно — и не прошло. И теперь их близкие, да и они сами, пожинают плоды тех ужасных событий. Да, время залечило часть ран, но одновременно с тем навсегда оставило в героинях отпечаток — и мы смотрим на экран, не зная, когда эти животные инстинкты снова покажут себя. Именно поэтому «Шершни» работают как триллер, и как хоррор — боятся нужно не за главных героев, а за тех, кто решил строить им козни.

«Шершни» — сериал, в котором каннибализм наименее интересная вещь

Что касается сверхъестественных вещей, на которые постоянно делается намеки во временной линии крушения, то создатели пообещали, что в следующем сезоне уделят им больше внимания. Существует ли это вне девочек? Или ощущение темноты создают единицы и нули в их сознании? Есть ли некая энергия извне, которая может угрожать им? Пока неизвестно.

В последней серии «Шершней» выпадает первый снег и мы понимаем, что зима близко. Что будет с девочками дальше? Наверное, впервые за последний год я действительно могу сказать, что жду следующий сезон сериала.

Другие мои тексты можно почитать тут: t.me/starostinflix

6060
94 комментария

Сериал банальный и предсказуемый, мужики в нем нарочито тупые/слабые/трусливые/несостоятельные, логика местами улетает в космос. Я посмотрел весь сезон и ничего кроме жалости к потраченному времени не испытываю.

27
Ответить

Не зашло, бывает. Насчёт мужских персонажей соглашусь про таймлайн крушения, в современности наоборот, были классные герои.

9
Ответить

О, прям Зену описал.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Как же я тебя понимаю... Думал, что хоть в конце произойдёт что-то интересное.

Ответить

Я надеюсь это тролинг. Ни один интеллектуально здоровый мужчина не думает так же как ты

Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить